Счетчики – не панацея от коммунальных бед

Эксперт Лидия Ивановна Евсеева считает, что при использовании приборов учета тепла владимирцы все равно будут переплачивать за коммунальные услуги.

Эксперт Лидия Ивановна Евсеева считает, что при использовании приборов учета тепла владимирцы все равно будут переплачивать за коммунальные услуги.

Согласно новому про­екту, подготовленному в Министерстве регио­нального развития, на основные услуги ЖКХ и энергообеспечения вве­дут стандарт предельной стоимости, причем для каждого региона свой.

Наиболее вероятный итог нововведений – по­вышение тарифов. Минимизировать денеж­ные потери придется за счет энергосбережения, то есть строгого учета всех потребленных услуг. Иначе говоря, нужно поставить счетчики на все – воду, отопление, газ…

Суздальской пенсио­нерке Лидии Ивановне Евсеевой удается, ка­залось бы, невозможное. Она отсуживает у теплосетей и ДЭЗов миллионы рублей. Жительница Суздаля делает перерасчет по услугам ЖКХ предпринимате­лям и учреждениям, вы­читая из присланных коммунальщиками кви­танций все незаконно накрученные платежи. Лидия Ивановна 35 лет проектировала системы отопления и вентиля­ции, поэтому нормативы знает назубок.

– Я когда работала про­ектировщиком, считала, что все нарисованное мною на чертеже будет выполнено, – говорит дама – гроза коммунальщиков. – Когда сунулась в эксплуатацию, то поняла: ничего подобного! У теплоэнергетиков свои порядки, и они от проектов отступают. Им это выгодно. Если им надо подать теплоноситель температурой 90 граду­сов, а они подают 80, значит, они экономят на газе. Они тратят меньше денег на одну гигакалорию, чем положено. Что касается счетчиков тепловой энергии, то это, я считаю, не панацея от всех бед, хотя это, конечно, лучше, чем вообще ничего. Но те люди, которые думают, что по счетчикам они бу­дут платить ровно за тот объем тепловой энергии, что потребили, сильно заблуждаются. В Гражданском кодексе есть статья 541, где написано, что количество тепловой энергии учитывается только при условии со­блюдения режимов по­дачи. То есть должна быть температура воды в теплоносителе в соответ­ствии с температурным графиком и количеством сетевой воды, которая подается на отопление. Но эти режимы пода­чи никто не соблюдает. Если подают воду заниженной температуры, значит, счетчик считает больше количества теп­ла, чем потребитель реально его получает. Есть еще статья 542 Граждан­ского кодекса, где тоже четко написано, что если качество воды не соот­ветствует нормативам, то потребитель вправе не оплачивать эту тепловую энергию. Но попробуйте это на деле доказать!

Вот у меня был судеб­ный процесс в одном городе. Судья посчитал, что если счетчик показал тысячу гигакалорий, то это объективные данные. Как бы не так! Из этой тысячи гигакалорий по­требитель недополучает процентов двадцать.

– А какой же выход вы предлагаете? Видно, что система учета явно несовершенна.

– Надо менять законо­дательство и норматив­ные документы, менять методики расчета. У нас много методик, но кон­кретных, с примерами, нет. Я об этом говорю пятнадцать лет. Кричу на всю Россию – надо добавлять разъяснения и в законодательстве, и в нормативных докумен­тах. Но почему-то меня никто не слышит. Лет де­сять тому назад я писала даже в Госэнергонадзор, но все безуспешно.

– Что вы скажете о счетчиках учета горячей воды?

– Этот счетчик считает только количество воды, а согласно правилам эксплуатации для открытых систем должны подавать воду температурой 60 градусов. То есть тем­пература горячей воды в кранах должна быть не меньше 60 градусов. Но попробуйте эту воду по­лучить. По Владимиру, я знаю, воду температурой выше 55 градусов не по­дают, особенно в летний период.

–  У меня дома сто­ят счетчики на воду. Я утром включаю горячую
воду, но идет холодная вода, пройдет минута-две, прежде чем польет­ся горячая, а счетчик считает, что идет вода подогретая.

– А счетчик крутится! Так уж у нас построена система, и мы от этого никуда не денемся. Мало того что вы платите за холодную воду, как за горячую, так вам еще и воду поставляют зани­женной температуры.

– Как вы оцениваете закон, согласно которому население обяжут устанавливать у себя дома приборы учета?

– Вот меня пригла­сил в качестве эксперта «Суздальтеплосбыт». Я доказала в суде, что эта организация переплачи­вала за некачественную теплоэнергию. Три мил­лиона у организации от­судила. Но не все могут это отсудить.

– Чересчур мудреные нормативы?

– Да не мудреные они, просто ими никто не хочет заниматься.

– Но хуже-то от обя­зательной установки приборов учета не будет? Люди, по крайней мере, станут более эконом­ными.

– Хуже не будет, но за тепло на 20 процен­тов потребители будут в среднем платить больше. Есть люди дотошные, которые пытаются разо­браться. Почему меня и просят о помощи. Бе­зусловно, приборы учета – это картина, которая показывает режим те­плоснабжения.

– Так в чем же главная беда нашей коммунальной системы?

– Я задавала вопрос людям у власти, не хочу озвучивать их имена, мо­гут ли они проверить ко­личество тепла, которое они получают? Не могут! Нам ставят в квитанции суммы, и мы платим. Но откуда берутся эти цифры, вопрос инте­ресный. Для того чтобы понять, почему такие показатели, я должна посмотреть данные ТЭЦ. Но кто мне их предоста­вит? Это тайна за семью печатями. Несколько лет назад льготники решили заняться показателями тепловой энергии. Так они при помощи силови­ков брали эти данные на ТЭЦ! По телевизору даже показывали. Делайте вы­воды сами.

Андрей ТРОХИН

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике