16+

Горячее питание – всем детям

Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений во вторую часть статьи 29 Закона РФ «Об образовании», предложенный к рассмотрению Законодательным Собранием Владимирской области. В соответствии с вносимыми поправками субъекты Федерации наделяются правом организации дополнительного питания младших школьников не только в муниципальных, но и в негосударственных общеобразовательных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

Первопроходцы

Окончательное принятие Госдумой нормативного акта позволит восстановить равные права детей, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях (во Владимирской области речь преимущественно идет о православных гимназиях), на получение такого вида государственной помощи, как бесплатные горячие завтраки.

Отрадно, что именно законопроект социальной направленности стал первой законодательной инициативой Законодательного Собрания Владимирской области, которая не только была рассмотрена Государственной Думой, но и принята нижней палатой Федерального Собрания в первом чтении.

Это говорит и о важности поднимаемой проблемы в масштабах государства, и о профессионализме, настойчивости и уверенности в своей правоте тех, кто способствовал продвижению проекта на различных стадиях работы над ним. Ведь попытки решения задачи предпринимались еще во времена работы предыдущего состава Законодательного Собрания области. Однако процесс сдвинулся с «мертвой точки» только после того, как стопка бумаг, образовавшаяся в ходе многолетней переписки авторов обращений с различными официальными структурами, попала на рассмотрение комитета Законодательного Собрания Владимирской области по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, средствам массовой информации, делам семьи и молодежи, возглавляемого депутатом Галиной Финашиной.

Активная позиция членов комитета, поддержка коллег по фракции «Единая Россия» в областном парламенте и всего депутатского корпуса позволили оформить законодательную инициативу в виде постановления Законодательного Собрания от 26 октября 2009 года, которое было направлено для рассмотрения в Государственную Думу и в представительные органы других субъектов Российской Федерации.

На всех стадиях проработки и продвижения документа заинтересованное участие в этой работе принимал депутат фракции «Единая Россия» Государственной Думы, член комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, председатель Владимирской областной патриотической общественной организации «Милосердие и порядок» Григорий Аникеев. Это не случайно, поскольку одним из главных направлений его депутатской и общественной деятельности является поддержка и развитие системы образования, внедрение в образовательных учреждениях инновационных подходов в обучении детей, в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Вопросам сопровождения законопроекта в федеральных органах власти уделяли пристальное внимание и другие депутаты фракции «Единая Россия» в Госдуме.

Заключение о поддержке проекта комитетом Госдумы по образованию на пленарном заседании парламента озвучил председатель комитета Григорий Балыхин. За принятие предложенных ЗС Владимирской области изменений в Закон об образовании проголосовали 405 депутатов. Второе чтение законопроекта пройдет в Государственной Думе примерно через месяц.

По замечанию председателя думского Комитета по образованию, высказанном в интервью «Призыву», второе чтение, как правило, в подобных случаях проходит без проблем, поскольку рассматриваются лишь поправки, внесение которых возможно после рассмотрения проекта в региональных парламентах и в депутатских комитетах Госдумы. С учетом того, что инициативу владимирских законодателей ранее уже одобрили их коллеги в более чем тридцати регионах страны и законопроект имеет положительное заключение правительства РФ, никаких неожиданностей в этом плане не прогнозируется. Григорий Балыхин поблагодарил депутатов Законодательного Собрания Владимирской области за качественную подготовку документа, подчеркнув, что не так часто законодательные инициативы из регионов доходят до стадии одобрения и принятия их Государственной Думой.

Инициатива нашла понимание на всех уровнях

В Государственной Думе законопроект представляла председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, средствам массовой информации, делам семьи и молодежи Галина Финашина:

– Представлять законодательную инициативу коллег со столь высокой трибуны, которой является трибуна Государственной Думы, было и ответственно, и в то же время легко, поскольку этот проект социально направленный. В ходе его подготовки ощущалось единство мнений всех, кто был к этому процессу причастен. И, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность моим коллегам – депутатам Законодательного Собрания Владимирской области, председателю ЗС Владимиру Киселеву, депутату Государственной Думы фракции «Единая Россия», председателю ВПОО «Милосердие и порядок» Григорию Аникееву, который курировал его на всех стадиях – от разработки до принятия Госдумой в первом чтении. Огромную поддержку оказали нам Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия», члены Комитета по образованию Государственной Думы.

Когда мы готовили эту законодательную инициативу, то исходили из принципа равенства прав всех детей на государственную поддержку. И если федеральным законом предусмотрено право субъектов Федерации дополнительно финансировать питание детей младших классов в муниципальных школах, то выглядит несправедливым отсутствие на законодательном уровне такой возможности в отношении поддержки детей из негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

В муниципальных школах во Владимирской области горячее питание, к примеру, предоставляется четырнадцати с половиной тысячам учащихся начальных классов. Почему этим правом не могут пользоваться четыреста с небольшим учащихся негосударственных образовательных учреждений, прошедших госаккредитацию? Очевидно, что таким же вопросом задавались и наши коллеги в других регионах. Во всяком случае, на момент отведенного регламентом срока в Государственную Думу положительные отзывы направили более тридцати законодательных органов и 41 исполнительный орган субъектов Федерации. Однако, судя по отзывам коллег на недавних парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных проблемам негосударственных общеобразовательных учебных заведений, можно сделать вывод, что в действительности наша инициатива находит понимание в органах власти подавляющего большинства российских регионов.

Даже в тех регионах, органы власти которых по традиции опасаются роста финансовых обязательств после изменения законодательства, в общем-то, понимают, что, как минимум, на законодательном уровне необходимо уравнивание прав детей в этом вопросе. Поскольку реализация таких прав напрямую касается проблемы сохранения здоровья детей, я вообще считаю, что в этом случае надо говорить даже не о праве регионов по выделению дополнительных расходов на питание всех детей начальной школы, а об их обязанности сделать это. Хотя законодательная техника, в данном случае, к сожалению, не позволяет поменять местами слова «право» и «обязанность».

Предыстория

Вопрос о необходимости обеспечения за государственный счет горячим питанием воспитанников младших классов негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, на областном уровне в свое время был поднят директором Суздальской православной гимназии, священником Дмитрием Летка. Несмотря на то, что на письмо священнослужителя и на связанные с ним запросы было получено множество официальных ответов, в том числе и от федеральных чиновников, региональным органам власти никак не удавалось принять положительное решение по этому поводу.

Как известно, нормативными актами администрации области местным бюджетам выделяется субвенция из областного бюджета на организацию горячего питания только учащимся 1-4-х классов муниципальных образовательных учреждений. В своих многочисленных обращениях в различные инстанции директор православного (по сути, частного) учебного заведения отмечал, что в этом случае нарушается принцип равенства маленьких граждан на получение государственной помощи.

В то же время, имея государственную аккредитацию, такие учебные заведения в полной мере предоставляют образовательные услуги, не считая тех, которые оказываются ими сверх объема стандартных государственных образовательных программ. Логично, отмечал священник, что в этом случае учащиеся тех же православных гимназий должны быть уравнены в правах со сверстниками из обычных муниципальных школ в вопросах предоставления государственных мер поддержки. Во всяком случае, они не должны быть обделены, в частности, тем же бесплатным горячим питанием.

Позицию руководителя православной гимназии из Суздаля поддержали и его коллеги-священники из Владимира и Гусь-Хрустального, руководители светских негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Цена вопроса

Всего во Владимирской области шесть негосударственных учебных заведений, младшие из воспитанников которых вправе обеспечиваться бесплатными завтраками наравне со сверстниками из муниципальных школ.

Их можно без затруднений перечислить с указанием количества учеников, в отношении которых должна применяться данная мера государственной поддержки в этом году (по данным департамента образования администрации Владимирской области, предоставленным в Законодательное Собрание): Владимирский общеобразовательный лицей (20 учащихся 1-4-х классов), школа «Возрождение» во Владимире (52 ученика начальной школы), Владимирская православная гимназия (84 гимназиста 1-4-х классов), православная гимназия в Гусь-Хрустальном (56 учеников начальных классов), Суздальская православная гимназия (48 учеников начальных классов), Православная гимназия при Свято-Афанасьевском храме-подворье в Петушках (30 учеников начальных классов).

Общая сумма дополнительных расходов на эти цели составляет в расчете на 2010 год примерно 930 тысяч рублей, что вряд ли можно назвать существенным ростом бюджетных обязательств области. К тому же это как раз те расходы, которые вполне можно отнести в разряд антикризисного финансирования мер поддержки населения в сложный период экономического развития страны.

Судя по официальным ответам депутатам, областная исполнительная власть в принципе готова идти на эти траты, тем более, что все негосударственные учебные заведения, претендующие на поддержку во Владимирской области, трудно отнести к разряду элитных в плане материального обеспечения. В них преимущественно учатся дети из семей с обычным для большинства россиян достатком, а в православных гимназиях традиционно немало детей из многодетных семей, которые, как правило, не менее других нуждаются в мерах государственной поддержки.

Камень преткновения

Препятствием остаются юридические тонкости, которые никак нельзя обойти без нарушений действующего федерального законодательства.

Согласно принятым на уровне области нормативным актам, сегодня финансирование организации горячего питания в муниципальных образовательных учреждениях основывается на положениях соответствующего постановления правительства, в котором, в свою очередь, отражены ограничения, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании».

Статьей 29 этого закона субъектам Российской Федерации предоставляется право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, но не говорится о возможности предоставления такой государственной услуги для иных образовательных учреждений, что делает этот перечень закрытым.

Попытки законным способом обойти эти ограничения, предпринимаемые прежде всего депутатским корпусом на уровне субъекта Федерации в ответ на многочисленные обращения руководителей негосударственных образовательных учреждений как в областные, так и в федеральные структуры власти, позволили немного скорректировать позицию исполнителей бюджета. Департамент образования, в частности, произвел расчет сумм, которые необходимы для финансирования организации горячего питания детей в негосударственных учебных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Эти дополнительные объемы ассигнований по просьбе депутатов администрация даже предусмотрела в областном бюджете 2010 года. И, тем не менее, исполнение подобных бюджетных обязательств до сих пор остается проблематичным без принятия соответствующих законодательных актов.

Открытая перспектива

Поддержка Государственной Думой в первом чтении законодательной инициативы ЗС Владимирской области о внесении изменений в Закон «Об образовании» дает надежду на то, что предоставляемые законом возможности будут реализованы в полном объеме уже в этом году.
 

Депутат Государственной Думы фракции «Единая Россия», председатель ВПОО «Милосердие и порядок» Григорий Аникеев: «В вопросах государственной поддержки детей нельзя делить их на «муниципальных» и «негосударственных».

– Прежде всего, хочу поблагодарить за поддержку депутата Государственной Думы, председателя комитета по труду и социальной политике Андрея Константиновича Исаева. Хочу отметить работу Законодательного Собрания Владимирской области, его председателя – Владимира Николаевича Киселева, председателя комитета по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, средствам массовой информации, делам семьи и молодежи Галину Владимировну Финашину. При их активной позиции, при поддержке думской фракции «Единая Россия» в Государственной Думе эта инициатива поддержана, и, не сомневаюсь, законопроект станет федеральным законом.

Принципиально важно, что разрешение ситуации, касающейся во Владимирской области небольшого круга лиц, выходит на серьезный всероссийский уровень. Не всегда чиновникам из структур, занимающихся вопросами финансирования образования, удается вникнуть в отдельные тонкости этого процесса, проанализировать последствия того или иного масштабного государственного решения. Эти нюансы в процессе реализации законов непосредственно сказываются на жизни обычных граждан. Иногда не совсем так, как изначально задумывалось. Важно при этом, чтобы в тех случаях, когда это приводит к негативным последствиям или перекосам в плане социальной справедливости, вовремя срабатывала бы обратная связь. Как это произошло в данном конкретном случае.

Наверное, когда готовился закон об образовании, негосударственные образовательные учреждения представлялись разработчикам как самодостаточные организации, прежде всего снимающие определенную финансовую нагрузку с государства. И, действительно, отдельные негосударственные образовательные учреждения можно отнести к разряду элитных, не нуждающихся в прямой государственной протекции.

Однако, как показывает практика, и мы проводили такой анализ, большинство негосударственных учреждений создается отнюдь не ради достижения только коммерческих целей. Их учредители в первую очередь стремятся реализовать творческий потенциал коллектива единомышленников, педагогическим талантам которых оказалось тесно в рамках стандартных образовательных программ, реализуемых в обычных школах. Они привносят в учебный процесс нечто новое, оригинальное, при этом базирующееся на традиционных общечеловеческих ценностях.

В особом ряду – православные гимназии, в стенах которых приоритет отдается развитию лучших духовных качеств воспитанников. Как показывает опыт, вся элитарность таких учебных заведений заключается в особой атмосфере, которую в состоянии создать в их стенах творческие, духовные личности – учителя-энтузиасты, учителя-наставники.

Ориентация на результат, которым в подавляющем большинстве случаев является раскрытие талантов, умений, знаний и душевных качеств учеников, делает обидным для таких людей подозрение в примитивной меркантильности. Тем более что такие организации, как правило, существуют на средства благотворительных пожертвований, плата родителей за обучение либо незначительна, либо ее и вовсе нет. Поэтому здесь учатся самые разные дети, из семей с разным достатком. Порой, что особенно характерно для православных гимназий, – дети из многодетных, малообеспеченных семей.

Та небольшая поддержка, которую государство смогло дополнительно оказать ученикам 1-4-х классов муниципальных школ в виде организации скромного бесплатного питания, для их сверстников из негосударственных образовательных учреждений также не выглядит лишней. При настоящем государственном подходе детей вообще нельзя делить на «муниципальных» и «немуниципальных» – то есть по юридическому статусу учебных заведений.

Собственно, эта позиция ясно отражена в послании президента страны Федеральному Собранию РФ и логически вытекает из решения Правительства России. Таким образом, принятие данного закона полностью вписывается в концепцию развития отечественного образования и направлено, в итоге, на сохранение здоровья учащихся.

Ведь в этом возрасте детский организм подвержен колоссальным нагрузкам, и в нормальном режиме питания в стенах школы нуждаются все дети. В том числе и те, родители которых, по нынешним российским меркам, считаются обеспеченными. Даже при отсутствии в таких семьях финансовых проблем забота об организации питания детей во время их пребывания в учебном заведении должна оставаться делом государственным.

Тем самым и в муниципальных, и в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих государственные общеобразовательные программы, в этом плане будут созданы равные условия для детей.

Как и реализация любого другого закона социальной направленности, исполнение закона, инициированного к принятию Законодательным Собранием Владимирской области, потребует определенных бюджетных расходов. Даже при том, что в целом они не так велики и, к примеру, во Владимирской области составляют сумму порядка миллиона рублей в год, возможно, не во всех регионах смогут такие средства изыскать. В этой связи стоит особо заметить, что и в ныне действующей редакции статьи 29 Закона «Об образовании», и в предлагаемых поправках речь идет о праве, а не об обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации подобных мер поддержки. То есть регионы могут воспользоваться им по мере их готовности к осуществлению такой политики в зависимости от количества, особенностей функционирования, источников финансирования негосударственных образовательных учреждений на их территории.

Уверен, что законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, без потерь пройдет все последующие процедуры, а с окончательным принятием предлагаемых изменений в Закон «Об образовании» многим семьям россиян, в которых есть дети младшего школьного возраста, будет хоть немного легче справляться с жизненными трудностями.

Владимир ГАНЕНКО

Просмотры: