16+

Побочный эффект бережливости

С 1 января в России вступил в силу закон «Об энергосбережении». Согласно ему мы постепенно перейдем от использования «лампочек Ильича» – привычных ламп накаливания – к энергосберегающим лампам, которые, как утверждают специалисты, в пять раз более энергоэффективны и служат в десять раз дольше.

В масштабах страны ожидается ощутимая экономия энергетических ресурсов. Однако простых людей беспокоит вопрос, во сколько обойдется инициатива властей лично им. Сомнения понятны: во благо всеобщей экономии нас уже заставляют за счет семейного бюджета устанавливать счетчики коммунальных услуг, утеплять подъезды, менять коммуникации и т.п.

Главное – ввязаться?

Помимо роста расходов – а энергосберегающий экземпляр стоит значительно дороже устаревшего «собрата» (вместо 10-15 рублей придется выложить от 150 до 300 рублей за штуку) – есть еще одна проблема: утилизация этих ламп. Они относятся к отходам первого класса опасности, поскольку содержат ртуть. И ликвидировать их следует особым образом. Но как будет организован этот процесс, пока неясно.

Согласно постановлению Правительства РФ ¹681, которое появилось в сентябре прошлого года, организацией сбора ламп у населения должны заниматься органы местного самоуправления, а собственно утилизацией или отдельно сбором и транспортировкой -специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Таковые в нашем регионе имеются, однако механизм взаимодействия всех структур в полной мере не отработан: как заметил один из владимирских предпринимателей, имеющий лицензию на сбор, размещение и транспортировку отходов первого класса опасности, «закон принят, а базы под него нет». И если коммерческие предприятия (за свои средства) могут сдать ртутьсодержащие лампы в утиль, куда податься простому гражданину с его двумя-тремя вышедшими из строя лампочками?

Нужно признать, что наши обыватели не готовы даже бесплатно, а уж тем более за собственные деньги участвовать в «захоронении» ламп – гораздо проще выбросить их в обычное мусорное ведро. Этим грешат не только простые граждане, но и целые бизнес-структуры. В связи с вынужденным переходом на применение энергосберегающих ламп ожидается резкий рост их продаж, что только усугубит проблему с утилизацией. Фактически, начав бороться за сбережение энергии, но не отладив всей цепи этого процесса, мы закладываем под себя экологическую бомбу.

Обычный мусор

Прошлой осенью к нам в редакцию попали фотографии, сделанные в селе Сима Юрьев-Польского района одним из местных жителей. Отслужившие свой срок люминесцентные лампы кто-то, недолго думая, попросту выбросил под забор. К слову, забор этот окружал предприятие по выпечке хлеба, а еще находился в непосредственной близости с детским садом. Хорошо, что местная администрация вовремя среагировала на сигнал и опасные отходы были вывезены. А если бы эти лампы разбились? Страшно представить, что кому-то на стол попал бы такой вот «ртутный» хлебушек, а симские детишки дышали бы «ртутным» воздухом!

Экологи утверждают, что при разрушении колбы ртутьсодержащей лампы в воздух попадают опасные пары этого жидкого металла – каждая лампа содержит 3-5 мг ртути. Проникновение их в организм вызывает тяжелое отравление с поражением нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта. Предельно допустимая концентрация ртути в воздухе 0,0003 мг/куб. м. Если лампу разбить, например, в помещении, то в течение нескольких часов в воздухе будет сохраняться концентрация ртути 0,05 мг/куб. м и более, что превышает предельно допустимую концентрацию более чем в 160 раз. На открытом воздухе концентрация вредных веществ, конечно, меньше, однако тоже опасна, а зараженный грунт нужно обязательно чистить.

Между тем из-за отсутствия централизованной инфраструктуры сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан отработанные лампы просто выбрасываются вместе с обычным мусором и попадают на полигоны твердых бытовых отходов, что недопустимо. В прошлом году главный санитарный врач России Геннадий Онищенко в одном из выступлений отметил, что общее количество ртути, загрязняющее объекты окружающей среды в пределах населенных пунктов России, составляет более полутора тонн в год!

Есть возможности, нет желания

– Все законы, направленные на охрану окружающей среды, уже запоздали, – печально констатирует предприниматель из Юрьев-Польского Ринат Халиков. – Вспомните, раньше офисные люминесцентные лампы валялись повсюду, дети ими играли, никто и не задумывался, насколько они опасны. Ртуть накопилась в земле и в воде, мы уже сейчас покупаем питьевую воду в магазинах, дальше будет еще хуже.

Когда год назад на уровне главы Юрьев-Польского района состоялось совещание по проблемам экологии, все местные предприниматели возопили: мы бы рады сохранить экологию, да только некуда сдавать ртутьсодержащие лампы! Тогда районные власти предложили предприятию ИП Клюев оформить лицензию на сбор, размещение и транспортировку к месту утилизации ртутьсодержащих отходов. Индивидуальный предприниматель оформил все необходимые документы, приобрел специально оборудованный автомобиль, оборудовал склад, заключил договоры с предприятиями городов Чехов и Иваново на утилизацию. Думаете, все ринулись сдавать лампы? Как бы не так!

– Мы столкнулись с проблемой, что у нас мало кто из предпринимателей знаком с действующим законодательством именно в этой сфере, – объясняет сложившуюся ситуацию Ринат Халиков, заместитель директора предприятия. – Ответственно подходят к проблеме лишь на крупных предприятиях, где работают свои инженерно-технические службы – они в течение многих лет занимаются вопросами утилизации и имеют договоры с организациями, осуществляющими демеркуризацию. А вот среди небольших предприятий мы встретили откровенное непонимание ситуации.

Руководители компании лично обошли все организации города, не поленились проехаться по сельским поселениям и муниципальным образованиям. Результат – 47% предприятий района заключили договоры на вывоз опасных отходов. Кто-то посчитал сумму договора в три тысячи рублей за 200 ламп слишком высокой, кто-то рассудил, что ему будет удобнее самому вывезти лампы во Владимир – в областном центре демеркуризацией занимается компания «Инжиниринг». Однако на перевозку отходов первого класса опасности тоже требуется специальная лицензия: Правила обращения с энергосберегающими лампами, утвержденные Правительством РФ, обязывают всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей собирать отработанные ртутьсодержащие лампы отдельно от других видов отходов, а также запрещают самостоятельную транспортировку и обезвреживание таких ламп.

Кстати, еще до принятия закона «Об энергосбережении» Геннадий Онищенко заявлял, что Россия не должна переходить повсеместно на энергосберегающие лампы, пока не будет решен вопрос с их утилизацией. По мнению главного санитарного врача, проблему мог бы решить раздельный сбор мусора, однако в целом по стране эта система не налажена, предпринимаются только первые шаги.

Россиян меж тем призвали повсеместно отказаться от «лампочек Ильича», маховик запущен, а проблема с утилизацией так и остается нерешенной. При такой слабой организации, отсутствии финансирования, рычагов контроля и наказания новации не эффективны, считает Ринат Халиков.

Учет есть. Откуда же свалки?

А вот у председателя областного комитета по энергетической политике Олега Химанина, насчет «обреченности» закона свое мнение:

– Сейчас для всех бюджетных предприятий региона (а их у нас 324) начаты закупки энергосберегающих ламп. Они рассчитаны на длительный срок службы, так что пока настанет необходимость их утилизации, а там, глядишь, и вопрос с финансированием будет решен, – рассуждает Олег Павлович.

В настоящее время в бюджет удалось заложить лишь финансирование на ликвидацию несанкционированных свалок опасных отходов. Мера вынужденная и продиктованная двумя ЧП прошлого года, когда на территории города Владимира были обнаружены две свалки люминесцентных ламп. В одном случае насчитали более тысячи опасных ламп, в другом – более шестисот. Виновных так и не нашли. Как рассказал начальник городского управления по охране окружающей среды Сергей Сухопаров, уже в новом году несанкционированная свалка из более 60 ртутьсодержащих ламп была обнаружена в районе завода «Эталон».

– Возможно, это сделал какой-то сборщик, не имеющий лицензии. Собрал лампы, получил за это деньги, а вот довести до места не посчитал нужным, – предполагает чиновник.

А пока единственное в регионе предприятие, которое занимается демеркуризацией ртутьсодержащих отходов, – ООО «Инжиниринг» -имеет лишь льготы при оплате аренды земли. Между тем еще несколько лет назад проблемы утилизации ртутьсодержащих отходов лежали практически целиком на местном бюджете. Еще в 90-х годах на бюджетные деньги было закуплено демеркуризационное оборудование, которое передали предприятию «ФЭТ» («Фонд экологических технологий»).

На базе предприятия «Дорожник» было открыто демеркуризационное производство. Сюда приезжали предприниматели со всей области, платя за утилизацию ламп порядка 6 рублей за штуку. В период с 2002 по 2004 год «ФЭТ» работал в полную силу, тогда удалось вычистить все подвалы школ, детских домов, садиков, больниц, где опасные отходы хранились до того времени в обыкновенных коробках. А потом «ФЭТ» начал потихоньку разваливаться, оборудование сильно износилось и требовало капительного ремонта, но предприятие уже не смогло осилить новых расходов. На несколько лет организации региона остались без пункта приема опасных отходов. Кто-то заключил договоры с демеркуризационными предприятиями соседних областей, а кто-то попросту стал выкидывать лампы и ртутные термометры на свалку.

В 2008 году оборудование в результате торгов было продано владимирской компании «Инжиниринг». Вложив в его капремонт более полумиллиона рублей и переехав в новое помещение, компания возобновила работы по утилизации ртутьсодержащих отходов. Сегодня, по словам директора Михаила Краковского, оборудование перерабатывает до 300 тысяч ламп в год, а может миллион, так что запаса мощности хватит, чтобы обеспечить потребности всех предприятий области, даже в условиях повсеместного перехода на энергосберегающие лампы.

– А если и этого будет недостаточно, – пообещал Михаил Краковский, – мы готовыприобрести еще одну установку.

Сегодня около 600 предприятий региона заключили с фирмой договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов. Они платят по 21 рубль за одну лампу –  в эту стоимость входят сбор, транспортные услуги и собственно утилизация. Предприятия, работающие на границе области, часто имеют договоры с демеркуризационными компаниями из других регионов: Чехов и Ногинск Московской области, Иваново, Нижний Новгород, Чебоксары. Конкуренция существует и на этом рынке.

– На предприятиях нашего региона все ртутьсодержащие лампы сосчитаны, – уверяет директор областного департамента природопользования и охраны окружающей среды Алексей Мигачев.

–   Учет ведется очень строгий. У нас есть база данных, куда входят все организации, и мы знаем, какие отходы у них имеются. Эти данные мы передаем в Росприроднадзор. Регулярно проводятся плановые и внеплановые проверки. Но если с предприятиями мы навели порядок, то с простыми гражданами дело серьезней. Здесь есть недопонимание проблемы, и наша задача – рассказать, что делать с этими лампами.

Уговоры делу не помогут

А что же с ними, действительно, делать? Куда простому владимирцу нести отслужившую свой срок энергосберегающую лампочку? Вот за границей, знаю, существуют пункты приема ртутьсодержащих ламп и термометров от населения. А у нас?

– За границей система другая – там ответственность за сбор ламп возложена на предприятия, которые их производят, они должны организовать прием этих ламп как от физических, так и от юридических лиц, – объясняет директор областного департамента природопользования и окружающей среды Алексей Мигачев. – Причем утилизация уже заложена в стоимость любой продукции – будь то пластиковая бутылка или ртутьсодержащая лампа. Можно, конечно, сделать так же и у нас, но тогда и без того недешевая лампа подорожает еще рублей на 20. Возможно, исходя из этого, наше государство таких решений не принимает, а всю организацию по сбору возлагает на органы местного самоуправления.

И поскольку на открытие подобных пунктов приема денег в бюджете нет, местным властям приходится искать другие выходы. Например, во Владимире решение проблемы видят в заключении договоров на так называемое абонентское обслуживание между управляющими компаниями города и демеркуризационным предприятием. В офисе УК отводится помещение, куда жители могут сдавать (бесплатно) отслужившие свой срок лампы, а затем специалисты демеркуризационной компании забирают накопленные отходы. При этом от управляющей компании даже не требуется специально оборудовать данное помещение – по закону временное накопление (до шести месяцев) такого рода отходов можно осуществлять без лицензии.

Однако руководители УК не слишком охотно откликнулись на инициативу властей: зачем брать на себя такие заботы да еще платить деньги за вывоз и утилизацию? Гораздо удобнее закрыть глаза на то, что жильцы просто выкидывают лампы куда попало. В областном центре сегодня работают 29 управляющих компаний, но лишь шесть из них заключили договоры на абонентское обслуживание.

– Мы не можем давить на руководство управляющих компаний, поскольку они являются коммерческими предприятиями, – объясняет Сергей Сухопаров.

А пока городские власти уговаривают управляющие компании на благое дело, владимирцы несут ртутные лампы в мусорные контейнеры. Регулярные рейды, которые проводят специалисты городского управления по охране окружающей среды совместно с экологической милицией и прокуратурой, периодически выявляют такие нарушения. В этом случае штрафы накладываются не на граждан, а на УК, на чьей территории обнаружен контейнер с опасной лампой. В прошлом году, например, были оштрафованы две крупные управляющие компании. Штраф за подобное административное правонарушение составляет от 2 до 5 тысяч рублей.

Кто деньги даст?

Возможно, репрессивные меры побудят-таки управляющие компании открыть пункты приема ртутьсодержащих отходов. Но здесь есть одно «но». Предположим, что все УК поддержат инициативу властей и наладят механизм сбора ртутьсодержащих ламп. В этом случае они, естественно, будут платить за вывоз и утилизацию отходов демеркуризационному предприятию. Возможно, УК приобретет для сбора опасных отходов специально оборудованные контейнеры и выделит для этих целей специальное помещение. Это дополнительные затраты. Из каких средств их покрывать? Единственный источник – средства населения.

– Действительно, при переходе на энергосберегающие лампы у нас два варианта развития ситуации: либо мы загадим окружающую среду, либо мы организуем утилизацию, но платить за это будет население, –  соглашается Алексей Мигачев.

Сей час, заверяет Алексей Алексеевич, в нашем регионе нет проблем в плане загрязнения ртутью. Главное, не допустить проблем в будущем. А для этого некоторые российские СМИ предлагают выход из проблемы – финансово заинтересовать людей. То есть сделать так, чтобы не они, а им платили за сданные лампы. Ведь пустые бутылки, металлолом и картон принимают в переработку за деньги! Но есть нюанс: принимает частник, а не государство. И потребителей такого сырья достаточно много. В случае же с лампами в этом качестве могут выступать прежде всего их производители, а стало быть, затраты на приемку они забьют в стоимость продукции (что за этим последует – смотри выше).

Правда, покупателем может выступить и государство – решило же оно, в конце концов, выкупать у населения старые автомобили. Это тоже деньги налогоплательщиков, но, скажем так, обезличенные, переварившиеся в огромном котле общероссийской казны. Для этого опять-таки нужна властная воля и значительные бюджетные вливания. Но, в любом случае, задачу сохранения окружающей среды нужно решать. Ведь все россияне хотят жить не на ртутной помойке, а в чистой стране.

Ирина Дубиневич

Просмотры: