Пешком за доступным образованием

Причина того, что автобус Малышевской средней школы два года назад перестал возить детей из Ознобишино, до банальности проста — местная дорога разбита. Школьная «газелька» ездить по ямам и колдобинам отказывается. А рейсовый транспорт сюда не ходит. Вот и сидят ребятишки дома, хотя они и не рады постоянным каникулам. Делать-то в деревне нечего — ни кружков, ни клубов. А дорога к знаниям для четырех деревенских школьников из Ознобишино, особенно маленьких, бывает непреодолимой.

Трудный путь к знаниям

Ознобишино — маленькая деревня, где всего-то полсотни домов, большинство из которых обитаемы лишь летом, когда наезжают дачники. Из семей, проживающих постоянно, дети-школьники есть только у Калининых. Алексей и Екатерина воспитывают пятерых детей. Младшему всего пять лет, старшие учатся в школе. Учеба для них превращается в непосильный труд. Встают в шесть утра, одеваются потеплее, нагружаются тяжелыми ранцами — и вперед, затемно своим ходом через поле. Целый час то по хлябям, то по непролазному снегу. И на обратной дороге те же испытания.

От деревни Ознобишино до села Малышево — примерно десять километров. Пешком по полю до «большой» дороги дети преодолевают около двух километров, дальше пересаживаются в транспорт. Школьный автобус раньше забирал ребят возле дома, сейчас от опасного маршрута отказался. Детей, которые ездят в Малышевскую школу из соседних деревень Николо-Ушна и Карпово, автобус по-прежнему забирает. Оно и понятно: Николо-Ушна расположена на трассе, а до Карпово ведет щебеночная дорога, проблем с перевозкой нет. А вот до Ознобишино путь совсем расклеился. Весной и осенью сплошное месиво из глины с глубокими оврагами, зимой — сугробы.

- Это ужас, а не дорога, — говорит многодетная мама из Ознобишино Екатерина Калинина. — Грунтовая, в свое время разбитая лесовозами так, что стала похожа на стиральную доску. По ней не то что на «газельке» проехать, пешком пройти сложно. Дети возвращаются из школы и плачут. Конечно, ходить каждый день туда-обратно они не могут. Вставать надо затемно. Часто простывают и болеют.

Старший сын Калининых одиннадцатиклассник Кирилл помогает трем младшим сестренкам. Если погода нормальная, дети ходят в школу вместе. Но в мороз Кирилл отправляется в путь один. Выпускной класс, скоро сдавать ЕГЭ и поступать учиться дальше, никак нельзя пропускать занятия. А девчонкам в стужу не осилить пешую дорогу к знаниям, малы еще, вот и вынуждены неделями оставаться дома.

Кстати, и весной школьникам не приходится проще. Дорогу заливает, на поле несутся паводковые потоки с местной речки Ушна, образуются глубокие ямы и овраги. Чтобы преодолеть водные преграды, Кирилл обычно надевает высокие болотные сапоги.

- Переходит овраг, и ему вода по колено, хотя мальчик почти двухметрового роста, — рассказывает Екатерина. — А девочкам-то по пояс будет, наверно, вот и остаются дома. Дети мои не лентяи, они хотят учиться! Но о какой доступности и качестве образования приходится говорить?

Как «догнать» школьный автобус?

Директор Малышевской школы Наталья Терентьева сообщила «Призыву», что школьный автобус перестал ездить в Ознобишинопосле того, как комиссия по безопасности дорожного движения при администрации района официально закрыла труднодоступный путь, признав его не соответствующим требованиям безопасности.

- Параметры безопасности определяет федеральное законодательство. Если маршрут непригоден, возить по нему детей нельзя, это опасно, это большая ответственность, дело чревато трагедией. Маленькая «газелька» там зимой запросто перевернуться может, а весной — застрять в овраге. По стандартам, дорога, по которой можно возить детей, должна быть с твердым покрытием, хотя бы щебеночным. А эта дорога без покрытия, -   прокомментировала «Призыву» директор. -  Ситуация почти безвыходная: не подвозим -  нарушаем СанПиН, ведь по санитарным правилам в школу дети из отдаленных деревень должны доставляться. А подвозим — нарушаем федеральное законодательство о безопасности таких перевозок. Вот и решили, что безопаснее будет не возить.

Алексей и Екатерина Калинины каждый раз провожать и встречать из школы детей тоже не могут. Мама сидит дома с маленьким ребенком, пятым в семье. Папа недавно попал в ДТП, теперь здоровье его сильно подводит. Пока провожает сестренок старший брат Кирилл, но в этом году он окончит школу, а значит, девчонки будут ходить по безлюдному темному полю одни.

Калинины не смогли смириться с тем, что школьный автобус — не для всех. Перебираться в крупный населенный пункт, где школа рядом, родители не хотят, тем более не собираются отдавать своих детей в интернат с круглосуточным пребыванием. Поначалу семья пыталась решить вопрос на местном уровне. Екатерина, староста деревни Ознобишино, тщетно обивала пороги.

И в администрации Малышевского сельского поселения, и в управлении образования Селивановского района все эти два года прекрасно знали о проблеме многодетной семьи из Ознобишино, но отговорка у чиновников была одна -  нехватка бюджетных денег.

-  Вертолета у нас, извините, нет, — отвечали родителям. — Мы бы и рады решить вашу проблему, но нет у нас такой возможности.

Строительство новой дороги до деревни обошлось бы, по прикидкам чиновников, примерно в 7 млн рублей. Где уж району, а тем более маленькому сельскому поселению потянуть такую сумму. И вообще, чего там детям ходить-то, всего два километра, — услышали Калинины от властей. Вот так, всего-то! Да уж, немного, если сравнивать с дорогой, по которой Михайло Ломоносов, желая учиться, не одну сотню километров прошел из Архангельской губернии в Москву. Только было это не в двадцать первом, а в восемнадцатом веке.

- Мы терпели два года, — говорит Алексей Калинин. — Но поняли: если не возмутимся, здесь на наших детей внимания так и не обратят. И я поехал в приемную депутата Госдумы Григория Аникеева. И сейчас я очень благодарен Григорию Викторовичу, что мое требование он признал обоснованным и обещал помочь.

После визита Калининых к Григорию Аникееву делу был дан ход. Подключилась юридическая служба ВПОО «Милосердие и порядок», были разосланы депутатские запросы главе Селивановского района, в департамент образования и в областную прокуратуру. Правота защитников селян была неоспоримой. По российскому законодательству каждому школьнику гарантировано бесплатное и доступное образование. Об этом прямо сказано в Конституции нашей страны. В Ознобишино ситуация на самом деле не безвыходная, и местные власти должны искать оптимальное решение проблемы, а не оправдывать свое бездействие объективными трудностями.

Кроме того, строительство дороги важно не только для школьников. Из-за отсутствия нормального транспортного сообщения страдает вся деревня. В Ознобишино не могут оперативно проехать ни «скорая», ни пожарная машина, ни МЧС. А когда людям требуется помощь, любое промедление чревато трагедией.

Жители Ознобишино в последние годы начали разъезжаться из деревни: нет дороги — нет условий для жизни, работы, учебы, социальной защищенности. Населенный пункт не развивается. В то же время у деревни есть перспективы развития. И жизнь там могла бы наладиться, если бы власти исполнили свои элементарные обязательства — отремонтировали дорогу.

Это побудило прокурора обратиться в Селивановский суд с иском в защиту неопределенного круга лиц и потребовал от администрации обеспечить подвоз детей в школу. И вот неделю назад суд принял решение в пользу многодетной семьи: в течение четырех месяцев администрация Селивановского района должна устранить проблему.

Поехали!..

Казалось бы, многодетные родители добились защиты своих прав, решение суда у них на руках, теперь чиновники должны принять меры. Однако на данный момент четверо школьников по-прежнему ходят учиться пешком, и неизвестно, сколько еще это продлится. В районной администрации исполнять решение суда не отказываются, но и ничего конкретного в ближайшем будущем ознобишинцам не обещают.

- Легко сказать — обеспечить подвоз, — рассуждает начальник управления образования администрации Селивановского района Наталья Горшкова. — Это же какие затраты! Району будет трудно изыскать такие средства. Сейчас мы можем рассматривать вариант, как организовать подвоз детей по такой дороге, какая есть сейчас. Ясно, что на «Газели» перевозка невозможна. Пока склоняемся к мысли о подвозе более проходимым видом транспорта, способным пройти по этим колеям.

Жители недоумевают, что это будет за транспорт. По их дороге проедешь разве что на тракторе или вездеходе. Но речь идет о перевозке детей, и любой транспорт должен «сдать экзамен» на безопасность, чтобы получить разрешение выйти в рейс. Это должен быть именно комфортабельный автобус, оборудованный ремнями безопасности, удобной ступенькой и другими приспособлениями. Но уж никак не внедорожник. Этот маршрут официально был признан непригодным, а значит, перевозка детей по нему запрещена любым видом транспорта, пока не будет проложен безопасный твердый путь, рассуждают жители Ознобишино.

Правомерность требований селян подтверждена судом. А значит, закон надо выполнять. Как это будет сделано, должна проконтролировать прокуратура.                     

К сведению

Ежедневно в учебное время в 18 муниципальных образованиях региона около пяти тысяч учеников добираются до школы на 148 автобусах. И чем меньше становится сельских малокомплектных школ во Владимирской области, тем больше требуется для подвоза детей автотранспорта.

Елена Певцова

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Дорога в школу стала доступной Еще недавно дети из деревни Ознобишино преодолевали трудный путь к...
  2. Столкнулись автобус и тепловоз Авария произошла во Владимире на железнодорожном переезде по ул. Большая...
Запись опубликована в рубрике Главная тема. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Мятежный дух Какие перспективы открывает изучение турецкого языка? История конкурса песни «Евровидение»

Комментарии запрещены.