16+

С прокурором – в детский сад

В ряде регионов России прокуратура обязала чиновников построить новые детсады, чтобы решить проблему нехватки мест. Возможно ли это во Владимирской области?

Чтобы устроить ребенка в детский сад, родители встают в очередь сразу после его рождения. Но если и после нескольких лет безнадежного ожидания чиновники говорят, что мест нет, можно смело обращаться в прокуратуру и защищать конституционное право ребенка на дошкольное образование. В ряде регионов родители с помощью прокуратуры добились принятия мер, которые ускорили и упростили процедуру оформления ребенка в садик.

В садик не попали 918 детей

Во Владимире сейчас работают 86 муниципальных детсадов, один садик для детей дошкольного и младшего школьного возраста и два ведомственных сада. Эти садики рассчитаны в общей сложности на 12 882 места, а воспитываются в них около 15 тысяч детей.

Дефицит мест в детсадах областного центра налицо. С января по сентябрь этого года в управление образования поступило 4627 заявлений на устройство детей в садики на 2010-2011 год. Не дождались заветных путевок 918 (!) детей. Из них 469 – это малыши в возрасте одного-двух лет, остальные – двухлетние и трехлетние дети. Также в базе данных управления образования зарегистрированы уже свыше 2,5 тысячи заявлений на устройство детей в садик на 2012-2013 годы.

Начальник управления образования Татьяна Ковалькова не скрывает: количество поданных заявлений намного превышает количество мест, освобождаемых в садиках к новому учебному году. Дефицит мест связан с ростом рождаемости и миграцией населения. Особенно остро стоит вопрос об устройстве детей в садики в восточном и юго-западном районах Владимира, это связано с увеличением строительства жилых домов в данных районах. Новоселами там становятся молодые семьи.

Чиновники такое положение дел объясняют просто: средств в бюджете на открытие новых мест не хватает. Однако по закону органы местного самоуправления должны полностью удовлетворить потребность жителей в дошкольных учреждениях. Причем это не какая-то мифическая потребность, а реальные цифры – необходимое количество мест в детсадах в расчете на тысячу жителей или на сто детей. Общая методика расчета утверждена постановлением правительства РФ. По федеральному нормативу обеспеченность местами в детсадах должна составлять 60 мест на сто детей в возрасте от нуля до шести лет. Методика расчета довольно сложная, включает количество жителей, число детей, плотность населения, плотность жилой застройки, километраж территории и многие другие параметры. Методика носит лишь рекомендательный характер – на ее основе каждый муниципалитет имеет право рассчитать свой норматив и обязан соблюдать его при ведении любого строительства жилья, чтобы молодые семьи на новом месте не ломали головы, куда пристроить ребенка.

Норматив соблюден, а мест нет

Как сообщил «Призыву» директор ГУП ГПИ «Владимиргражданпроект» Николай Волков, во Владимире такой расчет проводился. Нормативы необходимого количества мест в дошкольных образовательных учреждениях при проектировании нового строительства определяются согласно «Городским нормативам градостроительного проектирования», утвержденным решением Совета народных депутатов г. Владимира от 27.08.2008 № 163. Рекомендуемые нормы по Владимиру – не менее 39 – 43 мест в детсадах на тысячу жителей города. Соблюдается ли они у нас? Попробуем сосчитать.

Во Владимире около трехсот тысяч жителей. Умножаем 300 на рекомендуемое городским нормативом количество мест в детсадах – 43. Получаем 12 900 мест. В городе сейчас открыты 12 882 места в детсадах. Выходит, местный норматив почти соблюдается. При этом мест детишкам все равно катастрофически не хватает. В очереди сейчас 918 детей. Фактически это как минимум целых девять детских садиков!

Может быть, местный норматив пора пересмотреть? С учетом новых потребностей молодых семей он явно перестал быть актуальным. Однако этот устаревший показатель учитывается при ведении комплексной застройки – по градостроительному законодательству, при возведении нового микрорайона там должна быть сразу предусмотрена необходимая социальная инфраструктура, в том числе детские садики. Потребность жителей в детсадах должна, по идее, учитываться и при точечной застройке, когда на территорию старых кварталов «подселяют» один-два новых дома. Выходит, формально к соблюдению потребности жителей не подкопаешься, у чиновников все рассчитано точь-в-точь. А фактически сотни родителей не могут выйти на работу и нормально содержать свои семьи – детей некуда пристроить.

Нужны новые садики

Конечно, в областном центре каждый год открываются дополнительные группы, переделанные из свободных помещений актовых залов, студий или зимних садов и театров. За последние четыре года, по информации управления образования, было дополнительно открыто 36 групп на 563 места (на их открытие и содержание затрачено 23,8 млн бюджетных рублей). В 2011 году запланировано открыть дополнительно всего две группы. Ясно, что кто-то из детей снова останется без места.

С учетом того, что к территории города четыре года назад были присоединены поселки Оргтруд, Коммунар и Заклязьменский (там работают три детских сада, содержание которых за это время обошлось бюджету в 64,8 млн рублей), проблема будет только набирать обороты. Скажем, в Коммунаре сегодня высотки растут, как грибы после дождя. Если решится проблема переноса местного сельхозпредприятия, то его место тут же займут стройплощадки. А детский садик как был один, так и остался. Стоит уже сорок лет.

Кроме того, три года назад в муниципалитет были приняты два детсада № 69 и 97 от воинской части, содержание которых тоже обходится недешево (44,3 млн руб. за это время). А скоро город примет еще два детских сада от воинских частей – № 48 и 76, передача уже началась. Их содержание тоже потребует новых расходов от бюджета.

Никто не отменял и ежегодных трат на капремонты и реконструкции садиков, установление пожарной сигнализации и многое другое. Эти работы нужны и ведутся в плановом порядке. Так, в этом году капитально обнов лен детсад № 45 на три группы. В ближайшие пять лет во Владимире в рамках адресной инвестиционной программы за счет муниципального бюджета планируется реконструировать детсады № 10 (микрорайон Энергетик), № 11 (Оргтруд), № 41 (Юрьевец). Открываются также предшкольные группы по развитию детей при школах и учреждениях дополнительного образования.

Но все эти старания приносят лишь временный эффект и не ликвидируют очередь в детсады. Кардинально решить проблему может только строительство нескольких новых просторных детсадов. Два новых садика в областном центре уже запланированы. В рамках адресной инвестиционной программы по проекту ГУП ГПИ «Владимиргражданпроект» будет возведен детсад в юго-западном районе (8-ЮЗ на 135 мест, проектная стоимость строительства 150 млн рублей). Новый микрорайон 8-ЮЗ будет застроен комплексно, согласно всем нормативам, поэтому в числе объектов социальной инфраструктуры там сразу предусмотрен детсад. Построят также садик в восточном районе (9-В на 120 мест).

Но, как мы подсчитали выше, чтобы обеспечить путевками в садик всех малышей, городу нужны не два, а, как минимум, девять новых садиков. На столь масштабную меру власти денег, конечно, не находят. С застройщика, возводящего дома по всему городу «точечно», тоже много не спросишь. Сегодня закон не обязывает его обеспечивать социальную инфраструктуру в довесок к жилищной застройке, как было когда-то. Если бы места в детсадах можно было продавать по коммерческой цене, как квартиры в домах, садики росли бы всюду. Но до этого, славу богу, мы еще не дошли.

А пока уже спроектированный детсад может ждать строительства годами – в бюджете на это не хватает средств. По информации «Владимиргражданпроекта», последний детсад в областном центре был запроектирован им в 1993 году в девятом восточном микрорайоне, но проект так и не был реализован. На стройку не находилось денег долгих 15 лет. И только год назад снова был объявлен конкурс на проектирование детсада в этом микрорайоне (заказчик – МБУ «Владстройзаказчик»). Победителем стала организация из Тамбова, ее проект сейчас проходит экспертизу.

Гарантировано Конституцией

Социальный аспект должны контролировать местные власти. Но в свое оправдание чиновники обычно говорят, что, во-первых, норматив потребности в местах у нас формально соблюдается. А во-вторых, дефицит мест сегодня и в других городах области, и в других регионах, ничего здесь возмутительного нет, и ничего с проблемой не поделаешь – примета времени, уж так сложилось. Однако в этом году в других регионах к решению вопроса подключилась прокуратура.

Надо отметить, что в законе «Об образовании» нет понятия «очередь в детский сад». Нехватка мест и вытекающее из этого понятие «очередь», по сути, противоречит Конституции. И это значит, что в случае дефицита родители смело могут обращаться в прокуратуру или в суд с требованием защитить законные права своего ребенка на дошкольное образование. По всей стране родители, измученные ожиданием заветного места, так уже поступают.

Скажем, прокуратура Кемерова в этом году потребовала от местной администрации построить недостающие детсады в течение пяти лет. Иск был подан в интересах горожан, поскольку из-за переполненности детских садов ущемляется их право на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Недостаток мест и очереди в детсады прокуратура связала и с нарушениями закона о МСУ. В Чебаркуле в этом году суд уже удовлетворил аналогичный иск прокуратуры и обязал чиновников построить пять детских садов на пятьсот мест до 2013 года. Гатчинский прокурор (Ленинградская область) в этом году подал в суд иск о признании бездействия администрации и обязании ее построить в районе недостающие детсады.

В Омутинском (Тюменская область) суд удовлетворил иск прокурора еще в прошлом году и обязал чиновников построить один детсад (в очереди там стояли всего двести детей). Прокурор ссылался на то, что в населенном пункте дефицит детсадов, а имеющиеся садики не обеспечивают фактическую потребность населения в местах. Мэрию Петропавловска прокуратура, ссылаясь на Конституцию, обязала построить столько детсадов, сколько необходимо для полного обеспечения потребности жителей краевого центра. Та же ситуация в Закаменском районе Бурятии, а также в Кирове – там к 1 сентября 2011 года по решению суда должны построить два новых сада. И, судя по информации СМИ, подобных примеров по стране в последние два года появляется масса. Возможно ли то же и у нас? Теоретически, да.

«Око государево»

– Такой подход вполне применим к нашей области, – прокомментировал старший помощник прокурора прокуратуры г. Владимира Андрей Марков. – Чтобы создавать поколение социально адаптированных людей, должны быть детские сады. По законодательству РФ гражданам страны гарантируется доступное дошкольное образование. И государство должно заботиться об этом. Надо же поддерживать семьи с детьми, социальную сферу. Реалии таковы, что на все просто не хватает денег. Не бывает «вынь да положь». Бюджет формируется за несколько месяцев до очередного финансового года, расходы планируются с учетом прогнозируемых доходов. Если не запланированно забрать все денежные средства, необходимые для какой-либо сферы, другие направления будут обделены. Но суд с учетом интересов сторон может установить разумный срок для строительства новых детсадов. Это позволит чиновникам заблаговременно определить приоритеты расходов. У муниципалитета всегда есть оправдание в виде недостаточности средств. Но здесь необходимо правильно определить значимость расходов, а места в детсадах – потребность первоочередная. Суд оценит и возможности бюджета, и правовую необходимость строительства новых садиков.

Иски прокуратуры к мэриям – хорошая и нужная инициатива, убежден Андрей Марков. Если ссылаться только на отсутствие денег в бюджете, тогда точно ничего не изменится, родители будут стоять в очереди в детсады годами. Иногда органы прокуратуры в пределах предоставленных полномочий в установленном законом порядке могут обязать чиновников поменять приоритеты расходов. На первый план надо выводить самое значимое, и это, безусловно, дети.

Но будет ли эффект? Будет, убеждены правоохранители. К примеру, пандусы для инвалидов у зданий довольно часто делают по искам прокуроров, а ведь есть закон «О социальной защите инвалидов в РФ», предписывающий чиновникам при возведении зданий и мест общего пользования (например, остановок общественного транспорта, поликлиник) заботиться об установке пандусов в первую очередь. Кто же еще поможет защитить инвалидам свои права? Обращение одного инвалида в администрацию могут отодвинуть на второй план. Помогает прокуратура, обращаясь в суд в защиту неопределенного круга лиц, сообщает Андрей Марков. И суд обязывает местную администрацию строить пандусы и подъездные площадки или, к примеру, обеспечивать подвоз детей из отдаленных деревень к школе автобусом, ремонтировать дороги.

– Прокуратура периодически выявляет социально значимые проблемы и обязывает администрацию города решать их через суд, – подытожил Андрей Марков.

Словом, в перспективе такая инициатива прокуратуры обязать чиновников построить сразу несколько детсадов и ликвидировать очередь не исключена и у нас, тем более прецеденты по стране уже созданы.

КСТАТИ

Прежде чем обратиться с жалобой или иском, родителям нужно получить письменный отказ в предоставлении места в любом дошкольном учреждении. Это значит, что родителям необходимо предварительно подать письменное обращение в соответствующий орган администрации с просьбой предоставить место. Второй экземпляр любого обращения, на котором в канцелярии при приемной обязаны поставить дату и номер входящего документа, нужно обязательно оставлять у себя. По закону на обращение обязаны ответить в течение 30 дней.

Елена Певцова

Просмотры: