16+

Между крышей и землей

Жильцам многоэтажек пора собирать круглую сумму на замену устаревших лифтов – вступил в силу новый техрегламент безопасности «подъемников». Если денег не найдется, вверх-вниз придется ходить пешком – опасный лифт могут отключить.

На днях вступил в силу новый технический регламент о безопасности лифтов, установивший минимально необходимые требования к безопасности подъемников при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации. Так, предельный «срок годности» лифтов сегодня составляет 25 лет.

Как сообщил «Призыву» директор департамента ЖКХ Виктор Шершнев, в жилищном фонде Владимирской области установлено 2200 лифтов, из которых 970 отработали более 25 лет. То есть под угрозой отключения оказалась почти половина подъемников, установленных в многоэтажках региона. Все эти лифты скоро могут быть признаны опасными и отключены по решению Ростехнадзора, если не найдутся средства на замену устаревших конструкций. При этом цена одного подъемника сегодня колеблется в пределах 1,2 – 1,5 млн рублей, в зависимости от высоты дома.

Новый лифт – надежней и экономней

Почему службы контроля потребовали массовой замены старых лифтов? По мнению Роспотребнадзора, эксплуатировать подъемники с истекшим сроком годности стало просто опасно. Двадцать – тридцать лет назад в регионе и по всей стране велась массовая жилищная застройка, тогда в многоэтажках и появились лифты «первого поколения». С тех пор подъемники почти нигде не менялись. Сейчас каждый день кто-то «зависает» в старых лифтах. Это грозит человеку травмой. А новые подъемники сводят риск травматизма к минимуму.

В чем преимущества новых лифтов? Они соответствуют современным требованиям безопасности. Во-первых, рассказывает «Призыву» Андрей Шарапов, директор ООО «Лифтремонт», занимающегося техническим обслуживанием и эксплуатацией лифтов, шахта новых лифтов оснащена системой охраны от проникновения посторонних лиц.

– На старых лифтах даже дети могут вскрыть дверь и залезть в шахту, после чего жильцы вызывают лифт с любого этажа, и подъемник едет. В этот момент человека в шахте может придавить. Еще на памяти трагедия, случившаяся в Коврове: погиб паренек, влезший в шахту лифта. Если бы в доме был установлен лифт нового поколения, несчастного случая удалось бы избежать, – говорит Андрей Викторович. – При проникновении посторонних в шахту пуск нового лифта происходит только из машинного помещения. Если в шахте «чужой», то при нажатии кнопки с любого этажа лифт не поедет на вызов, а будет ждать запуска обслуживающим персоналом.

Во-вторых, в новом лифте есть устройство, контролирующее скорость подъемника – в старых конструкциях этого не было. В-третьих, современные лифты оснащены устройствами от подтягивания противовеса при неподвижной кабине (в нештатной ситуации лифт выключается). В-четвертых, есть переговорная связь между машинным помещением и кабиной лифта, система аварийного освещения на случай внезапных перебоев с электричеством. Кабины и кнопки лифта покрыты антивандальными материалами. Например, кнопки не подожжешь из хулиганства.

Уйти в прошлое должны все известные фобии, связанные с замкнутым пространством лифта. При перегрузках новый лифт не начнет спуск, а двери не захлопнутся слишком резко, чтобы не зажать пассажира. Предусмотрены также разные требования «на всякий пожарный случай», к примеру, двери шахты имеют огнестойкость, позволяющую сопротивляться огню от 30 до 60 минут. В домах с числом этажей более 12 устанавливаются лифты, предназначенные для перевозки пожарных подразделений.

Кроме того, новые станции управления лифтов построены на современных микропроцессорах, что позволяет дублировать систему защиты, то есть лифт защищает не только пассажиров, но и сам себя, например, спасает от сгорания свой электродвигатель. При возникновении нештатных ситуаций: отсутствии одной из питающих фаз, блокировке тормоза, перегрузке кабины – современная станция отключает двигатель. Тем самым предотвращается его преждевременный выход из строя. Такой лифт будет служить дольше и надежнее, – объясняет Андрей Шарапов.

Важно и то, что новый лифт позволит жильцам сэкономить на плате за «свет». На современной станции используются частотные преобразователи, снижающие потребление электроэнергии до 30%. Новые лифты едут вниз и попутно останавливаются на других этажах, забирая пассажиров, которые тоже вызвали подъемник. В то время как старые лифты бестолково ездят туда-сюда, совершая отдельные рейсы по каждому вызову, и в итоге тратят много лишней электроэнергии, а пассажирам приходится ждать своей очереди «прокатиться» дольше.

Был бы спрос, предложение найдется

Многие жильцы уже осознали, что необходимость замены лифтов назрела. На рынке по замене лифтов на нашей территории сегодня работают компании «Лифтер», «Лифтовик» (обе созданы во Владимире), ООО «Лифтремонт» (г. Ковров), «Отис» (г. Москва) и Карачаровский лифтостроительный завод. Последние две компании сами производят лифтовое оборудование и устанавливают его, в том числе в нашем регионе. Кроме того, лифтовики устанавливают у нас подъемники Щербинского лифтостроительного завода и предприятия «МЭЛ». То есть в домах нашего региона ставят технику отечественного производства. Считается, что по соотношению «цена-качество» она выигрывает у импортных аналогов и обеспечивает достойный уровень безопасности пассажирам. Словом, коммерческие предложения в регионе есть, и жильцам, задумавшим поменять в доме лифт, остается только сравнивать и выбирать.

Следить за безопасной и бесперебойной работой лифтов и принимать их в эксплуатацию согласно новому техрегламенту должны аттестованные компании. В нашем регионе такие уже есть. По данным департамента ЖКХ, заключение о необходимости замены лифта или отдельных его частей у нас выдаются организациями, имеющими свидетельство на право проведения экспертизы промышленной безопасности: это ЗАО «Техкранэнерго» и ГПМ «Лифтсервис». Затем освидетельствование лифта и приемку работ выполняет Ростехнадзор. Каждые пять лет лифты, изготовленные до 1992 года, и каждые семь лет лифты, изготовленные после 1992 года, по новому техрегламенту должны проходить экспертизу. Такая сложная процедура утверждена регламентом для безопасности людей. И некоторые дома в области ее уже прошли, установив современные комфортные лифты.

Новые подъемники в регионе начали ставить еще два года назад, задолго до введения нового техрегламента. Однако фирмы-лифтовики отмечают, что более эффективно вопрос решается в областном центре, а вот в маленьких городах почти не сдвинулся с мертвой точки и вряд ли ускорится сейчас: жильцам не хватает денег на замену. А лифты с каждым годом устаревают все больше.

Хочешь ездить – копи деньги

Почему за замену подъемника должны платить жильцы дома? По закону, лифт относится к общему имуществу многоквартирного дома, так что бремя его замены или модернизации лежит на собственниках помещений. Однако в многоэтажках старше35 лет проживают зачастую малообеспеченные семьи и пенсионеры, так что решить проблему замены лифта, самого дорогостоящего оборудования в доме, только за счет жильцов невозможно, и это признают в департаменте ЖКХ.

Если один лифт стоит 1,2 млн рублей, а в подъезде 40 квартир, то с каждой квартиры придется собирать по 30 тыс. рублей. В то же время в техрегламенте четко прописано, что все старые механизмы надо заменить в течение ближайших пяти лет. Однако, учитывая уровень жизни в маленьких городках, для замены лифтов там могут понадобиться не пять, а все 25 лет. Но закон не обойти. Придется или ходить пешком, или срочно искать деньги. Жители региона, узнав о грядущих переменах, уже начали задавать властям вопросы.

– У нас достаточно послушный народ – наверно, будут жаловаться, но терпеть и собирать деньги, – рассуждает житель Коврова Михаил Плотников. – Если мне, допустим, надо было бы подниматься пешком на девятый этаж с сумками и детьми, я бы лучше заплатил, чтобы ездить на новом лифте. Я работаю, деньги есть, можно собрать в рассрочку. Но в нашем подъезде живут пенсионеры, в силу возраста им сложно ходить пешком, но у них нет и не будет лишних 30 тысяч рублей. Не представляю, что они станут делать. Думаю, государство должно выделять средства на замену лифтов – пусть не все 100%, но хоть сколько-нибудь. Почему все перекладывается на жильцов, непонятно.

Можно себе представить, какой раздрай пойдет среди жильцов из-за сбора денег. Обитатели нижних этажей, скорее всего, заявят, что лифт вовсе не нужен – они им не пользуются. Решением ТСЖ можно установить обязательный взнос на лифты, но что делать с теми, кто не подчинится, – тащить в суд? А если суд примет решение взыскать деньги, то что, в случае неподчинения у пенсионеров начнут описывать имущество? Абсурд!

По мнению департамента ЖКХ, выходом для жильцов может стать областная адресная программа капремонта многоквартирных домов. Она разрабатывается каждый год, начиная с 2008 года, в соответствии с ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» с привлечением средств Фонда, областного и местных бюджетов и собственников жилья. Жители платят при этом 5% от сметной стоимости работ. За счет этих средств можно провести и замену лифта. Так, в 2008-2009 годах в рамках программы в регионе был капитально отремонтирован 191 лифт на сумму 88,7 млн рублей. На 2010 год предусматривается капремонт и замена 244 лифтов на сумму 297,2 млн рублей. Из них в этом году уже заменено 228 лифтов и 16 отремонтировано. Объем работ масштабный. Но большую часть лифтов заменили именно во Владимире – 160 лифтов, отремонтировали в областном центре восемь подъемников. А малым территориям рассчитывать на федеральные средства зачастую не приходится. Почему?

В программу Фонда содействия реформированию ЖКХ вошли только 46 муниципальных образований региона из 127. Например, Ковров не попал в их число по причине невыполнения ряда условий. Основное – создание не менее 20% ТСЖ от общего количества домов. Процесс создания ТСЖ идет трудно во многих районах. Иногда этому препятствуют управляющие компании (УК). Так, в Коврове некоторые УК даже пытаются через суд признать решение собственников многоквартирного дома о создании ТСЖ незаконным. Чтобы решить проблему, жильцам придется пройти через долгое разбирательство. Но промедление может поставить крест на развитии этого дома. Ведь рассчитывать на федеральные деньги нельзя бесконечно. Деятельность Фонда, по закону, должна завершиться к 1  января 2012 года. У желающих вписаться в программу остался, по сути, всего один год.

Правда, на федеральном уровне сейчас обсуждается вопрос о продлении работы Фонда еще на год-два, но окончательного решения пока нет. В любом случае иной механизм финансирования замен и ремонтов лифтов на сегодня отсутствует.

На местах разводят руками

Стоит отметить, что с муниципалитетов никто не снимал обязанности наравне с жителями заботиться о лифтовом парке как о части коммунальной инфраструктуры. Но осилить это местные бюджеты не в состоянии в одиночку. Других коммунальных проблем хватает. В этом смысле новый техрегламент безопасности лифтов сильно усложнил ситуацию на местах. Там должны будут немедленно заняться разработкой схем накопления средств на массовую замену лифтов. А это потребует участия, как минимум, региона.

Недавно в Минрегионразвития состоялось Всероссийское совещание работников лифтового комплекса, и регионам было предложено до конца года разработать отдельные программы по ремонту и замене лифтов на ближайшие пять лет. В качестве источников финансирования федеральный центр предложил регионам взять средства областных и местных бюджетов, а также деньги населения.

Когда закончится срок действия программы Фонда содействия реформированию ЖКХ, о федеральных вложениях в капремонт жилья речь не пойдет. Придется справляться на местах своими силами. Как вариант, рассматривается возможность кредитования замены и ремонта лифтов, но эта схема тоже еще не разработана. В любом случае, и властям, и жителям пора готовиться к новым крупным расходам.

Елена Певцова

Просмотры: