16+

Учеба по стандарту: миссия выполнима

Концепция образования в России устарела – решили государственные мужи и приняли новый стандарт начального общего образования. Стандарт был документально закреплен приказом Министерства образования и науки 6 октября 2009 года, и российские педагоги начали готовиться к работе в новых условиях. Современная школа отныне будет воспитывать не только и не столько человека образованного, сколько человека успешного, способного ориентироваться в непривычных ситуациях, умеющего добывать информацию и грамотно пользоваться ею на практике.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения вступит в силу 1 сентября 2011 года, однако уже сегодня в новом режиме начали работать 22 так называемые пилотные школы нашего региона.

– Эти школы были выбраны не случайно, –  говорит заместитель директора областного департамента образования Ольга Беляева. – Они уже сегодня шагнули далеко вперед по материально-техническому оснащению и подготовке педагогических кадров. Ведь в современной школе должны быть не только созданы подходящие условия, но и учитель должен быть немножко иным.

Новое – не забытое старое

В Ставровской общеобразовательной школе первоклашки во время урока… стоят. Не все, конечно, а по очереди. Вместо привычных парт здесь парты с регулируемой высотой – так называемые конторки Базарнова. Два раза за урок дети могут менять позу: посидел десять минут, поменялся с соседом, постоял. В результате ученики не устают, и осанка не портится. Более того – первоклашки за своими партами стоят без обуви, на специальных домашних ковриках, связанных родителями из лоскутиков, с нашитыми на них крупными пуговицами –     прекрасная профилактика плоскостопия. Надежда Валентиновна Спиридонова, учитель 1 «А» класса, пятый год работает по здоровьесберегающей технологии Базарнова и считает ее весьма эффективной. На выигранный по нацпроекту грант школой была закуплена специальная мебель для трех первых классов.

Движение – важная составляющая правильного развития. Представьте, как трудно усидеть малышу на протяжении всего урока неподвижно. Во время урока первоклашки, кроме того, что меняют эргономическую позу, несколько раз прерываются на физкультминутки и даже тренируют уставшие глазки – специальный тренажер для глаз (опять же по методу Базарнова) на потолке класса нарисовали родители. Но и это еще не все. Ученики Надежды Валентиновны в течение четырех лет пишут в тетрадях не шариковыми ручками, а … чернилами. По ее мнению, только перьевые ручки могут по-настоящему приучить ребенка к чистописанию, к тому же это экологически безопасно. Первый месяц ученики, правда, тренируют руку на простых карандашах, но чернильницы, до поры до времен спрятанные в учительском шкафу, уже поджидают своей очереди.

В этой школе – все необычно. Вот, например, в 1«В» классе на математике ребята путешествуют по стране Сообразилии. Людмила Борисовна Игнатьева рассказывает сказку про Точку – главную геометрическую фигуру, вместе с Точкой первоклашки совершают открытия.

–  Идет Точка по Прямой, – начинает сказку Людмила Борисовна. – Долго идет. Устала. Где же там конец, спрашивает. Ребята, найдет Точка конец?

–  Нет, не найдет, – догадываются дети, – ведь у Прямой нет ни начала, ни конца.

–  Рассердилась Точка на Прямую и поставила замочки с обеих сторон, чтобы дорога дальше не продлевалась. Мы отрезали часть Прямой – как вы думаете, как она будет называться?

– Отрезок! Потому что мы отрезали! – радуются ученики своему первому открытию. Таких открытий у них впереди много – отныне весь учебный процесс будет строиться именно на том, чтобы не просто дать знания и умения ребенку, а подвести его к тому, чтобы он сам добыл эти знания.

–  Ученики участвуют в образовательном процессе вместе с учителем на равных, – объясняет суть современного урока учитель 1 «Б» класса Суздальской школы ¹2 Галина Владимировна Козлова. – В общем-то, опытный учитель так работал всегда, и новые стандарты, естественно, были основаны на положительном опыте давно работающих педагогов. Просто теперь все это облечено в официальную форму.

За 25 лет педагогического стажа Галина Владимировна наработала богатый опыт, и ко многому тому, что от учителей начальной школы сегодня требует новый образовательный стандарт, она давно интуитивно подошла сама. Например, четыре года назад задумала создавать своеобразные портфолио учеников – в них вошли все успехи и достижения каждого ребенка с первого по четвертый класс: первые рисунки, контрольные работы, тесты, впечатления от школьных праздников и поездок, фотографии, стихи и пожелания товарищей… На празднике по случаю окончания начальной школы каждый выпускник получил эти пухлые папки в подарок от любимой учительницы. По новым стандартам подобные портфолио станут обязательными.

– Нельзя сказать, что сейчас нас ждет что-то революционно новое,- уверена и учитель 1 «В» класса гимназии № 23 города Владимира Ирина Петровна Скочихина. – Я работаю в школе с 1981 года и могу сказать, что некоторыми приемами мы владеем очень хорошо. В этом году мы проучились в дистанционной мастерской города Екатеринбурга и когда получили материалы, увидели, что в них ничего неожиданного для меня и моих коллег нет. Просто все, что было раньше хорошего, но разрозненного, мы соединили сейчас в одном уроке.

Учеба в первых классах на уроках в гимназии № 23 предполагает работу в группах. Каждая четверка учеников выполняет свою учебно-познавательную задачу. Задача учителя – организовать работу так, чтобы ребята друг с другом взаимодействовали, через это общение развивали свои творческие и познавательные способности, а затем выдали общий результат. А это уже работа над общим проектом. Проектная работа и есть то новое, что придется освоить в новом образовательном стандарте.

Раз словечко, два словечко – будет песенка

Впрочем, и проектная деятельность уже не первый год активно используется в некоторых школах области. Другое дело – теперь проектная деятельность закреплена законодательно и проставлена в учебный план как обязательная.

Галина Владимировна Козлова для своих деток разработала проект «Моя родословная». В условиях древнего города Суздаля это может стать очень увлекательным коллективным делом.

– Сначала мы знакомимся – дети рассказывают о своих мамах и папах, дедушках и бабушках, – обрисовывает суть проекта учитель. –  Чем они занимаются, где работают, чем увлекаются, чем занимаются в свободное время. В дальнейшем будем собирать родословную каждой семьи – это более сложный уровень. Родителям я уже объяснила – приготовьтесь, мы будем работать вместе. В таком коллективном творчестве и есть смысл проекта.

Что же еще нового во внедряемом стандарте? Что касается количества уроков – здесь никаких изменений не предусмотрено. Существует федеральный государственный компонент, который включает 20 обязательных учебных часов, оплату которых гарантирует государство. Для первого класса это 5 часов в неделю русского языка, по 4 часа математики и литературного чтения, 2 часа окружающего мира (природоведения) и по одному часу отведено на физкультуру, изобразительное искусство и технологию (труд). Принципиально новое –  это внеурочная деятельность, направленная на развитие личности. Это дополнительные 10 часов, являющиеся неотъемлемой частью образовательной программы первоклассника, которые также финансируются государством.

–  Мне кажется, я даже ждала этих новых стандартов! – искренне уверена директор Ставровской средней общеобразовательной школы Лариса Анатольевна Никишина. – В последнее время (особенно ЕГЭ это показал) на первое место вышла учеба, а все остальное было неважно. Главная цель новых стандартов – именно человек. Какого человека мы выпустим из школы? Несомненно, он должен быть порядочным, честным гражданином, нравственно развитым, высоким профессионалом.

Эта школа известна в регионе своими педагогическими традициями. Ставрово, как здесь считают, поселок с особым менталитетом, здесь всегда был и остается высокий уровень притязаний, а в школе всегда работали хорошие кадры. А если в школе есть грамотные, умные, творческие учителя, с ними можно добиться многого. В прошлом году в результате реструктуризации в одно слились два сильных учреждения, что еще больше усилило потенциал школы. Неоднократный победитель всевозможных конкурсов и нацпроекта, Ставровская школа имеет богатую материально-техническую базу и сильный педагогический состав. То, что нужно для создания площадки под пилотный проект. Педагоги весь прошлый год учились на курсах в Москве и Владимире, а за лето проделали титанический труд – создали 23 рабочих программы, по которым детям, учителям и родителям предстоит работать в рамках нового образовательного стандарта – по пяти основным направлениям (духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, социальному, общекультурному и спортивно-оздоровительному).

А вот в гимназии № 23 города Владимира все дети включены в единый большой проект под названием «Читающий город». С первоклашек гимназии проект и начнется: прежде всего, нужно научиться читать самому.

–  Современный человек – это человек, который умеет проектировать собственную деятельность, – уверена завуч гимназии Надежда Григорьевна Пономаренко. –  Поэтому обязательно ребенок в течение недели должен дважды оставаться на занятиях по подготовке к общешкольным событиям. Происходит формирование активной личности ученика, несмотря на то, что ребенок еще маленький.

Новый стандарт предусматривает ведение процесса воспитания на новом качественном уровне, поэтому в учебный план и введена внеурочная деятельность. Например, в 23-й гимназии, помимо проектной деятельности, первоклашки могут посещать по выбору часы ритмики, театра, школы здоровья, физкультуры и т.д.

У страха глаза велики?

Известие о реформе школы всю минувшую весну будоражило родителей российских школьников. Сейчас разговоры о том, что среднее образование станет платным, сошли на нет, зато появились новые опасения: а вдруг ребенок не сумеет вписаться в новые стандарты? Первые родительские собрания во всех школах, и особенно в пилотных, прошли очень эмоционально. Мамы, папы и бабушки буквально забрасывали учителей тревожными вопросами. Что за новый стандарт? Как он изменит жизнь ребенка? Каким будет режим в школе? Ребенку будет тяжелее учиться?

–  На общем собрании я объяснила родителям, что такое федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, причем сделала это серьезным, педагогическим языком, как это прописано в законе,- рассказывает завуч гимназии № 23 Надежда Григорьевна Пономаренко. – Но самое главное, я постаралась донести до родителей мысль, что стандарт – это документ, который определяет деятельность взрослых – учредителей, администраций школ, учителей, по-другому призывает смотреть на образование детей их родителей, но никоим образом не изменяет жизнь самих детей. Ребенок как жил в своем детстве, так и продолжает жить.

Когда Галина Владимировна Козлова пообщалась с напуганными родителями своих будущих первоклашек, они явно успокоились: «Учитель вырулит в любой ситуации».

–  Я спокойна, и родители мне доверяют, – констатирует суздальский учитель. – Мне это интересно, а если мне самой нравится, значит, понравится и детям. Единственное, что меня немного волнует, не будет ли перегрузки у детей.

Но здесь мы будем с родителями внимательно наблюдать, как дети развиваются, нет ли изменений в худшую сторону, чтобы сразу перестроить свою работу.

Действительно, больше всего у родителей набралось вопросов, касающихся режимных моментов. Но здесь ответ у многих педагогов однозначный – нагрузка остается такая, как раньше, нагрузка, которая существовала и пять, и десять лет назад – 20 уроков в неделю при пятидневной рабочей неделе. Новшеством, как уже было сказано, является организация второй половины дня, внеурочной деятельности. А вот здесь большая нагрузка ложится скорее не на детей, а на администрацию учреждения образования и на учителя.

Тревога учителей по поводу работы по новым стандартам не меньше, чем у родителей. Они каждый день за да ют себе новые вопросы и каждый день ищут на них ответы. Не случайно во всех пилотных школах практически каждый день учителя собираются на летучки – обсудить, посоветоваться, запланировать…

– Самое главное – подготовить учителя, потому что он является главной фигурой в реализации стандартов, – уверена директор Ставровской школы Лариса Анатольевна Никишина. – Метод «долбежки» на уроках уже не пройдет. Нужно, чтобы учителя сами были готовы к исследовательской деятельности, к проектной деятельности. В школе и в классах должны быть созданы проектные зоны, игровые зоны, зоны для выступления для того, чтобы ребенку можно было обдумать что-то. Нужно продумать и модель организации – у нас, я считаю, она самая удачная, это школа полного дня. Она позволяет не перегружать детей, занятия проходят планомерно в течение всего дня. Конечно, много пришлось потрудиться завучам, чтобы всех детей развести по разным зонам на занятия, ведь сформировалось большое количество групп. Но все проблемы решаемы.

Тем, кто придет после нас

Пилотная школа не есть школа экспериментальная. Статус экспериментальной площадки означает совсем иное финансирование государством. А быть пилотной – это значит, получать зарплату в обычном режиме, но пройти первой, чтобы облегчить путь следующим. Все 22 школы Владимирской области к этому готовы. Готовы выявить риски, справиться с ними, наработать опыт и передать его другим, чтобы в следующий учебный год учителя вступили подкованными.

Еще не прошел и месяц работы по новым стандартам, а уже обнажились проблемы. И вот первая – закон есть, а новые учебники пока не готовы. Это риск, причем не школьного масштаба, а федерального. Учебники для нового стандарта сейчас проходят процедуру лицензирования, они появятся на рынке, очевидно, после Нового года. Сейчас пилотным школам предоставлен ограниченный перечень книг, в большей степени соответствующих стандартам нового поколения и который утвержден Минобрнауки.

– Если сегодня государство издает закон о переводе системы образования на новое содержание и авторы программ пишут новые учебники, это значит, что школа сменит поколение учебников, – говорит завуч гимназии № 23 Надежда Григорьевна Пономаренко. – Сегодня мы имеем право работать по учебникам, которые изданы не ранее 2005 года. Как только появятся новые учебники, мы их приобретем, и каждый следующий класс должен будет приобретать новое поколение учебников года издания 2011-го.

Сегодня начальная школа работает по нескольким вариантам учебно-методических комплектов. У школы есть право выбора. Например, гимназия № 23 учится по УМК «Гармония», в Ставровской школе работают по Занкову и по «Перспективной начальной школе». Но это не означает, что в следующем году все массово перейдут на единый комплект – избранные программы сохранятся, просто они предстанут в обновленном виде. Однако уже сейчас учителя начальной школы пришли к выводу: в одной школе, хотя бы в рамках одной параллели, разумнее прийти к одному комплекту учебников. Так удобнее обмениваться опытом и советоваться друг с другом.

Опять же с целью обмена опытом учителям и общения первоклашек хорошо бы расположить первые классы территориально в школе рядом друг с другом. А вот мечта о специально выделенных зонах (игровой, творческой, хореографической, интеллектуальной, спортивной) может так и остаться мечтой. Нужно учесть, что сегодня в пилотном проекте участвуют учреждения, которые располагают мощной материально-технической базой, но даже им с трудом удается предоставить в пределах школы достаточное количество зон различной направленности. Что уж говорить об обычных школах, которые по многу лет не видели капитального ремонта?

А вот еще риск. С ним столкнулись, например, в гимназии № 23. Модель начальной школы, прописанная в стандартах, делает ставку на взаимодействие с системой дополнительного образования. Между тем, закон о нормативно-подушевом финансировании никто не отменял, а там четко прописано соотношение 60/40, где к «прочим» относятся и педагоги допобразования. Таким образом, приглашая, к примеру, педагога из театра, администрация школы нарушает данное соотношение.

–  Наверное, государство решит эти проблемы, но сейчас они еще не продуманы, – рассуждает Надежда Григорьевна Пономаренко. – Не продумано и взаимодействие с системой дополнительного образования в случае, если педагоги не относятся к департаменту образования. Например, педагоги музыкального колледжа готовы проводить у нас внеурочные занятия, но они относятся к департаменту культуры, а мы – к департаменту образования. Механизм взаимодействия, передачи часов, при котором финансирование будет идти не нам, а педагогам колледжа, не отработан.

–   Нам очень много предстоит разработать документации, – рассуждает директор Ставровской школы Лариса Анатольевна Никишина. – Тем, кто идет за нами, разобраться с пакетами документов уже будет нетрудно.

На ближайший год первопроходцы станут своеобразными методическими центрами для своих коллег, которые включатся в работу с 1 сентября 2011 года. Учителя владимирской гимназии № 23, например, запланировали восемь семинаров для своих коллег из школ города Владимира.

–  Мы им дадим все, что знаем сами и чему научимся в течение года, –  обещает Ирина Петровна Скочихина. – Мы уже готовим практикум по составлению рабочих программ по предмету – их должен иметь учитель к первому сентября.

Сегодня у педагогов гимназии самая популярная фраза при общении с коллегами из таких же пилотных школ: «В законе это не прописано, но мы решили сделать так…» В сущности, нигде действительно не прописано, что пилотные школы должны жить в таком напряженном режиме. Но если не они, то кто же? Быть первыми всегда нелегко. Но отступать некуда – за ними дети.

Ирина Дубиневич

Просмотры: