16+

Опять от меня сбежала…

Изменения законодательства, касающегося железнодорожных пассажирских перевозок, могут привести к повышению цен на билеты и даже отмене электричек.

Новый законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации» уже одобрен Министерством транспорта и должен быть принят к концу года. Инициативу проекта выдвинуло ОАО «РЖД». Прежде всего, документ призван повысить эффективность пассажирского комплекса железной дороги, компенсировать предприятию убытки от так называемых социальных перевозок, то есть электричек. Но жители маленьких городов и поселков, которые каждый день добираются электричками на работу и учебу, могут оказаться в тупиковой ситуации.

Железная логика

Работа над проектом закона является логическим продолжением реформы железнодорожного транспорта и, в частности, выделения из ОАО «РЖД» Федеральной и пригородных пассажирских компаний. Проект должен положить начало масштабной и, по-видимому, долгосрочной программы всесторонней модернизации пассажирских перевозок на российских железных дорогах.

Цель реформы – законодательно обязать субъекты РФ компенсировать железной дороге убытки от пригородных пассажирских перевозок – десятки миллионов рублей в год. Сейчас добровольно территории «дорожникам» не платят – в местных бюджетах нет таких денег. Но после вступления закона в силу в 2011 году платить придется. А если регион и тогда не изыщет средств, он может резко поднять цены на проезд в электричках, чтобы покрыть сумму компенсации. Или вынужден будет отказаться от ряда маршрутов, которые признает мало востребованными и слишком убыточными. Новый закон даст областным властям такие права, ведь именно субъекты РФ после принятия проекта получат полномочия заказчиков перевозок. Какой социальный государственный заказ (тарифы и количество электричек) регион сформирует, такой и станет выполнять железная дорога согласно заплаченной ей компенсации из областного бюджета.

– Вероятность повышения регионом тарифов и отмены электричек не исключена, – прокомментировал «Призыву» начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Волго-Вятская пригородная компания» Владимир Парамонов. – Чтобы осуществлять перевозки, определенные расходы несет перевозчик. Если железная дорога начнет возить пассажиров в электричках даже по себестоимости проезда, у пассажиров не окажется столько денег на покупку билета. Это будет слишком дорого для простых жителей. А ниже себестоимости перевозчик не может возить – он же просто разорится и вылетит в трубу. Разницу в оплате перевозок (выпадающие доходы железной дороги) должен компенсировать регион. В этом цель нового закона. В ответ железная дорога предоставляет областным властям право самостоятельно устанавливать тарифы на своей территории и определять необходимое количество социальных маршрутов. Регион сможет пользоваться этими полномочиями на свое усмотрение – сформировать более высокий тариф, чтобы снизить убытки и размер своей компенсации железной дороге или выступить с инициативой сокращения электричек, которые признает наиболее убыточными. Железная дорога не будет возражать.

До сих пор железная дорога сама компенсировала свои убытки от пассажирских перевозок перекрестным субсидированием, то есть за счет своих же доходов от грузовых перевозок. С 2011 года «дорожники» намерены упразднить эту практику. Грузовые перевозки выделяются в самостоятельное направление и активно переходят на коммерческие рельсы. Железная дорога посчитала экономически нецелесообразным распылять доходы от перевозки грузов на убыточные пассажирские рейсы.

В прошлом году убытки РЖД от пригородных пассажирских перевозок по всей стране составили 27,7 млрд рублей. При этом регионы компенсировали ничтожную сумму 2,8 млрд рублей – всего 9%. В этом году прогнозируются убытки в 30 млрд рублей. Ясно, что железной дороге вообще не выгодны пригородные пассажирские перевозки, за исключением современных высокоскоростных поездов. Но в то же время предприятие не может разом закрыть все убыточные направления (хотя частично в последние годы электрички сокращали во многих областях, в том числе Владимирской, например, на малодеятельной линии «Владимир – Тумская», о чем уже рассказывал «Призыв»). Такие меры всегда провоцируют бурю негодования у жителей придорожных деревень и поселков, для которых электрички остаются единственным доступным видом транспорта и шансом сохранить нормальную работу в городе, чтобы кормить свои семьи. Ведь поездки на «Сапсане» деревенским жителям не по карману, да на маленьких станциях скоростные поезда и не останавливаются.

Принимать жесткие решения об отмене электричек железной дороге как естественной монополии раньше приходилось единолично. Теперь ответственность за социальные перевозки отдается регионам. Пусть о благополучии жителей пекутся областные власти, это будет логично, –  рассудили «дорожники». К тому же регион лучше знает потребности жителей в пригородном сообщении. Железная дорога утверждает, что новый закон основан на европейском опыте. Главная идея проекта, по замыслу разработчиков –  Министерства транспорта и железной дороги, –  «формирование новой модели транспортного обслуживания населения во всех видах сообщения на основе государственного заказа». То есть у пригородных перевозок появится конкретный заказчик – регион.

Пора делать заказ

Сформировав свой заказ на пригородные перевозки, Владимирская область должна будет заключить контракт с перевозчиком. В контракте и будут прописаны количество, регулярность маршрутов, число промежуточных остановок и даже число вагонов. Госконтракт, согласно проекту закона, должен заключаться на срок не менее трех лет, причем по конкурсу, в котором могут участвовать лицензированные перевозчики. Сейчас перевозки электричками у нас осуществляет ОАО «Волго-Вя тская пригородная пассажирская компания». Можно предположить, что она впоследствии и выиграет конкурс.

– Регионы получили отличный шанс наладить пригородные перевозки на своей территории, – объясняет позицию железной дороги Владимир Парамонов. – Если бы не новый закон, тарифы бы точно выросли, а электрички бы со следующего года все чаще отменялись. А теперь областные власти могут остановить рост цен на билеты в электричках и сохранить нужный региону график движения за счет своих новых законных полномочий.

Одна проблема – за новые полномочия региону придется платить. «Финансовое обеспечение организации регулируемых пригородных перевозок осуществляется за счет средств региональных бюджетов», – записано в пункте 2 статьи 12 законопроекта. Цена вопроса составит десятки миллионов рублей в год. До сих пор, по словам Владимира Парамонова, Владимирская область не компенсировала железной дороге ни копейки. Наш регион оплачивал лишь расходы по перевозке льготных категорий пассажиров (ветеранов труда). У «дорожников» не было правовых оснований, чтобы обязать его выложить компенсацию по убыткам за всех пассажиров. Между ними не был заключен договор, имелось только соглашение. Теперь появится контракт, и область должна будет его соблюдать. Но вряд ли областной бюджет изыщет столько денег.

Выходом из тупика могла бы стать федеральная программа субсидирования. Закон, в общем-то, предусматривает, что, если у дотационных регионов не найдется средств, расходы им субсидирует федеральный бюджет. Однако оговорено, что субсидии будут выделяться только экономным территориям, у которых возник дефицит бюджета именно из-за нехватки средств на пригородное сообщение. Разумеется, обязательным условием будет составление контракта с перевозчиком, где будут прописаны установленные регионом тарифы и расходные обязательства по компенсации убытков перевозчику. То есть в бюджете региона должна быть заложена статья о компенсации и необходимые денежные средства.

Прокатили бы по-европейски

Получается, субсидии из федерального бюджета могут достаться не всем. Получат ли их владимирцы, еще неизвестно. При худшем раскладе последствия могут быть совсем не благоприятными для пассажиров. С другой стороны, в «Белом доме» не согласны с тем, что должны ежегодно платить железной дороге миллионные суммы. Регион считает убытки от перевозок в пригороде проблемой «дорожников». Почему бюджет должен возмещать убытки, по сути, коммерческой компании? С другой стороны, власти раздумывают, а почему убытки такие большие –  несколько десятков миллионов рублей в год, не лукавит ли дорога? Реформу активно обсуждают в департаменте транспорта и дорожного хозяйства.

В самом деле, идея переложить убытки от перевозок на субъекты РФ выгодна, пожалуй, только самой железной дороге. При этом не принимаются во внимание возможности региональных бюджетов, большинство из которых едва ли сегодня смогут взять на себя такую серьезную нагрузку. Более того, так называемые «экономически обоснованные тарифы» на перевозки электричками определяются, исходя из соотношения затрат на осуществление перевозок и объема пассажирской работы. Получается, железнодорожники сами себе формируют убытки: чем выше тариф – тем выше убытки, ведь пассажиры отказываются платить за некомфортные условия старых электричек и ездят «зайцами». Чем выше износ подвижного состава – тем выше тариф, ведь надо собрать больше денег на обновление техники и улучшение комфорта. И так по замкнутому кругу…

Ни для кого не секрет, что во Владимирской области большая часть пассажиров не оплачивает проезд. Например, от Камешкова до Владимира проезд в электричке стоит около 70 рублей –  для жителей городка, ездящих на работу в областной центр, это слишком дорого, едва окупается зарплата. Или пассажиры платят контролерам в электричках частично – за одну зону, это 16 рублей, так выходит дешевле покупки проездного билета на месяц.

Но при этом, раз немногие покупают билеты, по отчетности железной дороги получается, что в электричках-то почти никто не ездит. Перевозчик считает линию невостребованной и отправляет в рейс составы с меньшим количеством вагонов. Пассажиры оказываются в еще более некомфортных условиях. По линии каждый день курсируют укороченные старые составы, битком набитые пассажирами. Людям приходится вплотную стоять даже в тамбурах и в переходах между вагонами. Но статистика занижает объем проделанной пассажирской работы, следовательно, завышаются предъявляемые региону экономически обоснованные тарифы.

Истинная картина перевозок отличается от той, что рисуют «дорожники», и выходит, что счета на убытки железная дорога выставляет по каким-то своим, далеким от реальности соображениям. По идее, разорвать этот замкнутый круг должен сам перевозчик, наладив борьбу с безбилетниками и комфортабельный проезд добросовестным пассажирам, а себе обеспечив безубыточность. Почему расплачиваться за пробелы в управлении предприятием должна региональная казна и, тем более, почему должны страдать пассажиры, по высоким тарифам оплачивая сомнительный сервис из своего кармана? Конечно, реформы на железной дороге давно назрели. Но может быть, «дорожникам» надо поискать возможности по решению клубка своих проблем внутри отрасли? Ведь не факт, что, если регион начнет компенсировать дороге все убытки, она станет катать пассажиров «по-европейски». Пока «дорожники» обещают с введением нового закона лишь сохранить имеющиеся рейсы электричек и тарифы.

– Представляемые нам железными дорогами расчеты документально не подтверждены первичным бухгалтерским учетом и статистической отчетностью, осуществить проверку этих расчетов крайне затруднительно, – ответил «Призыву» директор департамента Александр Романенко. – В связи с этим невозможно доподлинно определить истинный размер компенсации. И прогнозировать последствия принятия нового закона сегодня преждевременно.

Транспортная доступность – гарантия государства

Вместе с тем принятие закона чиновники объективно признают «востребованной необходимостью, так как новая система установит единый порядок организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на основе государственных контрактов и, как следствие, ликвидирует конфликт интересов субъектов РФ и ОАО «РЖД».

При этом в департаменте транспорта понимают, что сейчас нашему региону остается только рассчитывать на федеральные субсидии, и ссылаются на распоряжение Правительства РФ от четвертого августа этого года №1322-р. В нем Федеральной службе по тарифам дано поручение разработать и утвердить до первого октября 2010 года методику расчета экономически обоснованных затрат и установить до первого ноября этого года цены (тарифы) на услуги «по использованию инфраструктуры при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении».

Этим же распоряжением Минфину России поручено подготовить предложения «о распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в связи с компенсацией потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающих при установлении субъектом РФ цен (тарифов) на пассажирские пригородные перевозки ниже экономически обоснованного уровня тарифов». Минфину России и Минтрансу России также предписано предусмотреть при формировании федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов бюджетные ассигнования на компенсацию потерь в доходах перевозчиков. То есть вопрос о выделении регионам субсидий на пригородные пассажирские перевозки на федеральном уровне уже рассматривается.

Реформа железной дороги проходит в рамках Транспортной стратегии РФ до 2030 года. Одной из важнейших целей стратегии обозначено «обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами». Среди приоритетов обозначен рост транспортной мобильности жителей, обеспечение населенных пунктов круглогодичным доступом к основным транспортным коммуникациям, в том числе к железной дороге. Кроме того, транспортная доступность – один из важнейших показателей развития административно-территориальной единицы любого размера –  города, района, области. Не будет железной дороги – начнет угасать территория. А социальный минимум  услуг –  доступность работы, административного центра, больницы, школы –  по законодательству гарантируется государством. В этом смысле федеральный центр с принятием нового закона, который перекладывает бремя перевозок на регионы, не снимает ответственности и с себя.

Остается надеяться, что государство выполнит свои обязательства, и деньги на пригородные пассажирские перевозки будут регулярно поступать в регион из федерального бюджета. Ведь в противном случае заложниками реформы уже совсем скоро окажутся пассажиры – жители десятков городков и поселков, расположенных вдоль железнодорожных магистралей.

Важно

«Зайцы» штрафов не боятся

Одновременно с согласованием законопроекта «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ» РЖД сейчас активно борются за повышение суммы штрафов за безбилетный проезд в электричке. С таким предложением железные дороги уже обратились в Госдуму. Сейчас штраф составляет всего сто рублей. В Европе штрафы составляют около 60 евро – свыше двух тысяч рублей. Сумму в две тысячи рублей Российские железные дороги предлагают взять за основу и у нас.

Кроме того, сейчас штрафы имеют право взимать только представители Ространснадзора и милиции. Однако эти проверяющие редко ездят по электричкам, поэтому «зайцы» избегают штрафования. В РЖД настаивают на том, чтобы сам перевозчик получил право взимать штрафы. Контролеры железных дорог ездят в электричках каждый рейс. Они бы постоянно штрафовали безбилетников, чем наконец-то победили бы это явление и в разы сократили бы свои убытки от перевозки пассажиров. Ведь сейчас «зайцы» штрафов не боятся – не платят за проезд и остаются безнаказанными, отсюда и колоссальные убытки «дорожников».

Министерство транспорта пока возражает. Но федеральные чиновники не против, чтобы такое право вместе с полномочиями по формированию госзаказа на перевозки передали регионам. Возможно, дополнительные доходы от штрафов помогут областным властям справиться с компенсацией убытков от пассажирских перевозок железной дороге. Если федеральных субсидий на всех не хватит…

Елена Певцова

Просмотры: