16+

Учитель старшего поколения – чуткий, внимательный, мудрый…

 

Учительница в строгом костюме с накрахмаленным белоснежным воротничком, со стопкой тетрадей под мышкой, с указкой в руках и строгим взглядом, перед которым тушуются даже самые закоренелые хулиганы, – этот образ сохраняется в памяти многих поколений россиян.

Педагоги. Нам казалось, что они чересчур требовательны и необоснованно строги. Но через много-много лет мы с теплотой вспоминаем именно их уроки и благодарим их именно за эту строгость и требовательность, которые помогли нам стать людьми.  Учителя старого поколения –  представить школу без них так же невозможно, как представить, скажем, современный корабль без опытного рулевого.  

А они также не представляют свою жизнь без школы. Именно поэтому (а вовсе не потому, что не хватает пенсии на жизнь) они не хотят покидать ее, отдавая свой опыт, энтузиазм, задор и творческую энергию учителям нового поколения. Для них работа – смысл жизни, потеряв который, потеряешь все. И школа платит им взаимной любовью.

– Учителя старого поколения нужны сегодня школе, – уверена Надежда Корешкова, руководитель областного музея народного образования  Владимирского института повышения квалификации работников образования. – У кого молодежь будет набираться опыта? Конечно, у старых учителей, ведь мудрость приходит лишь с опытом. 

Каждое поколение учителей привносит в школу что-то свое, уверена Надежда Владимировна, и вспоминает учителей, у которых когда-то и она, будучи молодой учительницей, перенимала опыт:

– Я тогда думала, что и я хотела бы так работать – с такой отдачей, ответственностью и энтузиазмом.

Сегодня, в праздничный День 1 сентября, очень хотелось бы вспомнить именно «аксакалов» владимирской педагогической отрасли, которые много сделали и которые работают по сей день: Людмилу Николаевну Буйлову, учителя средней школы №6 города Владимира, Нину Михайловну Серову, учителя истории школы №37 города Владимира, Валентину Филипповну Родионову, бывшего учителя рисования, ныне методиста городского методцентра, Людмилу Григорьевну Русову, методиста ВИПКРО,  заслуженных тренеров Геннадия Васильевича Козлова и Любовь Николаевну Толкачеву,   Валентину Ивановну Клещевникову, педагога с огромным стажем, ныне  заведующую управлением образования округа Муром, Людмилу Павловну Тихонову,  бессменного в течение 30 лет директора Лухтоновской школы-интерната, Галину Яковлевну Павлову, заведующую детским садом №15 города Александрова, Наталью Евгеньевну Самойленко, учителя Владимирской православной гимназии и многих-многих других. С праздником вас, дорогие учителя!  

Тринадцатый преподаватель в роду

«Мне не стыдно ходить по земле», говорит Зоя Васильевна Мусатова, учитель химии школы №36 города Владимира. Почти 60 лет отдала она преподаванию. Бывшие ученики до сих пор приходят к ней в гости, зовут на свои юбилеи и свадьбы, делятся радостями, успехами и неудачами. И благодарят за то, что она сумела привить им любовь к химии:

«Самыми живыми уроками были уроки химии, Зоя Васильевна. Вы настолько темпераментно и горячо объясняли нам материал, что даже те, кто сначала просто сидел, невольно втягивался.  И уверяем вас, что нет у нас человека, равнодушного к химии. Находясь с вами, мы не чувствовали разницы в возрасте, потому что вы обладаете неиссякаемой энергией и жизнерадостностью. Выпуск 1980 года».

– Самое важное для учителя, – уверена Зоя Васильевна, – это любить детей и знать материал. С детьми материал надо разобрать буквально до косточки, чтобы все им стало понятно. Я ребенка обычно спрашиваю: ты видишь, что я говорю? Именно так: не «ты понял?», а «ты видишь?» Ведь мир химии – мир невидимый. «Я до сих пор помню, как ваши атомы разговаривают, как-то сказала при встрече мне одна из выпускниц.

Такая подача материала – особый дар. И особая школа. Сама Зоя Васильевна до сих пор помнит все правила, которые заучивали на уроках дети ее поколения. Лексику  и сложные грамматические формы немецкого языка учитель химии выдает без единой ошибки. Очень требовательные учителя были в те времена – так умели вложить свои знания в ученика, что в нем это оседало на всю жизнь. На то и учитель – его задача перевести язык ученого в язык ученика.

– Это сейчас от ребенка, который еще только собирается в первый класс, уже требуют умения читать, причем бегло. А нас учили по-другому: читай, не торопись, думай, расскажи то, что прочитал, своими словами. Золотая моя первая учительница – она учила меня именно так. Впрочем, как и все остальные. Поэтому любое школьное правило до сих пор отскакивает у меня от зубов.

В 1951 году 20-летней молодой учительницей, сразу после окончания владимирского пединститута, пришла Зоя Васильевна в школу деревни Вольная Артемовка Судогодского района. Пришла, поскольку жизни своей без школы не мыслила.  Она стала тринадцатым в своем роду учителем. Были среди ее ближайших родственников  учителя начальных классов, математики, физики. Она стала учителем химии, а дочка продолжила династию – тоже преподавала, как мама, химию, отдав ей 18 лет.

Работала молодая учительница и одновременно училась на заочном отделении в Московском пединституте. Тогда с ней в один год поступили учиться 150 человек, на третьем курсе добавилось еще 132 студента, а вот до выпуска дошли лишь 16 человек. Самые упорные. Среди них, конечно же, Зоя Васильевна. С тех пор она насчитала 16 школьных выпусков. И бесконечное количество родных душ. Каждого своего ученика помнит по имени, о судьбе каждого знает. И гордится тем, что ее класс всегда выдавал стопроцентную успеваемость.

Как это возможно? Да просто она к каждому находит подход, с каждым беседует, каждому помогает: «Почему тройка? Ты можешь лучше! Иди, добивайся!», и не скупится на похвалу, если есть хоть малейший успех.

– Скажу ему: ты молодец! И он будет молодцом, – раскрывает секрет педагога Зоя Васильевна.  – Я воспитывала детей добротой, искренностью и честностью.

Вся ее учительская жизнь бережно хранится в ее памяти, в ее душе, а еще  – в многочисленных альбомах. Здесь фотографии всех выпусков,  приглашения, записки, поздравительные открытки, грамоты, благодарственные письма. Есть даже странички ее собственного ученического дневника за четвертый класс. Но самое ценное,  конечно же, письма. Письма с признаниями в любви.

– Я не думаю о возрасте. Школа – смысл моей жизни. Как с ней можно расстаться?

Сегодня начался еще один учебный год в жизни Зои Васильевны. Что она от него ждет? Конечно же, продолжения своего учительского счастья. А оно – в учениках. 

         Физика – предмет философский

«Уйду, как только почувствую, что неинтересна детям!» – так говорит учитель физики лицея-интерната №1 города Владимира Вера Николаевна Ширяева. С этим трудно поспорить. Только того педагога, который интересен как личность, дети будут слушать раскрыв рот. И только такие уроки могут давать результат.

Почти сорок лет ученики слушают Веру Николаевну, стараясь не пропустить ни одного из сказанного ею слова. Она сумела физику превратить в один из интереснейших предметов в школе.

         – Физика – это философский предмет, – уверена  Вера Николаевна. – Его сегодня неправильно преподают, слишком упрощенно. Большая часть того, что изучается на уроке, не пригодится в жизни, но есть вещи, которые надо знать. Философия предмета в том, что он пытается объяснить мироустройство. Да, у учителя должны быть конкретные знания по предмету. Но в целом сегодня в жизни должен быть синтез материального и духовного.  Жаль, что у молодых нынче нет понятия духовности, из нас это искоренялось последние 70 лет. Духовность ушла, а возвращение всегда трудный процесс. Физика же возвращает бога в нашу жизнь.

Вот такие беседы ведут на уроках физики учитель и ученики. Да, есть программа, но есть и место и творчеству, уверена Вера Николаевна. Ее преподаватели были интеллигенты старой закалки: имели обширные знания, выходившие за рамки предмета, и щедро делились ими с учениками. Именно таким учителем всегда хотела стать и Вера. Поэтому, закончив Московский энергетический институт, она сразу же поступила на третий курс владимирского пединститута.

– У каждого в жизни своя ниша, – на вопрос, почему она выбрала трудную педагогическую стезю, отвечает Вера Николаевна, – и, как бы пафосно это  ни звучало, свое предназначение. 

Именно это чувство  собственного предназначения когда-то помогло понять молодой учительнице, что у нее все получится. И вот уже 38 лет отданы школе, но каждый год, каждое первое сентября вновь и вновь приходит как в первый раз.  Праздничное настроение в этот  день неизменно – с того самого дня, как она сама, будучи первоклашкой, переступила порог школы.  Сегодня она встречает своих учеников. В этот день ей хочется пожелать всем – коллегам, детям, родителям – полного взаимопонимания. Это в жизни самое главное, уверена Вера Николаевна.

Из армии – в школу

– Мы работаем с детьми, если им будет неинтересно, ничего не получится, весь воспитательный процесс насмарку, – уверен заместитель директора по учебно-спортивной работе школы №14 города Владимира Евгений Михайлович Кулибаба.

Разве знал он, профессиональный военный, что судьба приведет его работать в школу? Но  он на практике воплотил принцип: на педагога не выучишься –  педагогом надо родиться. С тех пор, как Евгений Михайлович демобилизовался из армии в 1968 году, так и работает на ниве образования. А поскольку  и до армии, и во время службы был он тесно связан со спортом, то и вышла ему прямая дорога стать физкультурником.

Сначала учитель Кулибаба  поставил на коньки всю школу №21 города Владимира. Девочек – на фигурные, мальчиков – на хоккейные. Пригодился опыт – когда-то Евгений Михайлович готовил хоккеистов для Центрального клуба армии. Увлек этим видом спорта и своих учеников, да так, что в 1969 году победили его мальчишки на первенстве страны.

Потом судьба привела Евгения Михайловича в школу №2: по его инициативе учреждение стало активно  развиваться в двух направлениях – спортивные игры (волейбол) и лыжи. С шести утра в спортивном зале школы уже собирались дети на тренировки, а пришкольная теплица превратилась в лыжную базу. Школа вырастила своих чемпионов по лыжным гонкам и победителей «Стартов надежд» по спортивной гимнастике.

Была в его биографии и работа в городском масштабе на благо развития физкультуры и спорта во Владимире, пока в 1990 году Евгений Михайлович не пришел работать в школу №14 – базовую школу для ДЮСШ по гимнастике.  Здесь он преподавал физкультуру и работал заместителем директора.  За годы существования школы, при участии Евгения Кулибабы, открыты 12 спецклассов – по гимнастике и по футболу. И самое главное, осуществилась мечта учителя – физкультурой дети занимаются не один раз в неделю, а по три (в старших классах) и даже по четыре (в младшем и среднем звене) раза,  и каждый ребенок выходит из средней школы умея плавать – для этих целей здесь открыты два бассейна.

– Я прирос сердцем к этой школе, – рассказывает Евгений Кулибаба. – У нас замечательный творческий педагогический коллектив – мы великолепно понимаем друг друга. Но главное, все свои силы, весь свой труд я вложил в детей, и меня это радует. Почувствую время, когда мне надо будет уйти, – уйду, а пока у меня есть планы, которые должен осуществить. Мы уже отремонтировали бассейн, на следующий год грядет ремонт спортивных  залов – малого и большого. Надо это все завершить. Чтобы мои дети за меня не краснели, а друзья – радовались.

Ирина ДУБИНЕВИЧ

 

 

 

 

Просмотры: