16+

Закрывать и объединять школы – словно резать по живому…

Реорганизация системы образовательных учреждений, которая в той или иной степени сейчас проводится в каждом муниципальном образовании,   – процесс крайне болезненный. Не является исключением в этом и Вязниковский район.

С первого сентября там закрывается основная школа в деревне Галкино неподалеку от поселка Никологоры. На 14 учеников там приходилось 10 человек персонала. Однако больше всего шума вызвали планы по объединению двух средних городских вязниковских школ – № 9 и 11.

9+11= конфликт

Школа № 9 на улице Стахановской и школа № 11 имени Алексея Фатьянова на Владимирской относятся к западной части Вязников. Можно сказать, соседствуют друг с другом. «Девятка» занимает здание, рассчитанное на 1176 учеников. Через полтора месяца, первого сентября, туда придут лишь 664 человека – почти вдвое меньше нормы. «Фатьяновская» школа рассчитана на более чем 400 учеников. В День знаний там ожидают 387 ребят.

Планы управления образования райадминистрации о возможном слиянии данных школ вызвали большой резонанс в Вязниках, особенно у части родителей и педагогов школы № 11. Подключились даже члены семьи поэта Фатьянова, чье имя носит одиннадцатая школа, выражая озабоченность судьбой «подшефного» заведения.

Именно 11-ю школу собирались присоединить к школе № 9, переведя в здание на улице Владимирской начальные классы обеих образовательных учреждений, а в более поместительном здании на улице Стахановской собрать вместе классы основной и средней школы. В этом случае школа № 11 как самостоятельная единица перестала бы существовать. К тому же ученикам начальных классов из нынешней школы № 9, как и ученикам средних и старших классов школы № 11, пришлось бы ежедневно переходить улицу Ленина – одну из центральных и самых оживленных в Вязниках, что особенно беспокоит родителей.

Еще одна тема, которая муссируется в Вязниках, возможность… вражды учеников 11-й и 9-й школ, которые, мол, будут драться друг с другом, если их сведут в одни школьные стены!

Набор запрещен

Пока решение о слиянии двух школ в райадминистрации не принято. Начальник районного управления образования Галина Рогова пояснила, что в случае полного закрытия школы № 11 и перевода всех учеников оттуда в школу № 9 в последней пришлось бы организовывать учебу в две смены. Кроме того, часть классов, имеющихся там по проекту, переоборудованы под музей, дополнительный медкабинет и специальный компьютерный класс.

Тем не менее, наполняемость классов в средней школе № 11 низкая. Дело в том, что там имеются офтальмологические классы (с 1-го по 4-й) для детей с проблемами зрения, в которых положено обучать не более 12 человек. Начиная с 5-го класса, дети оттуда должны вливаться в обычные классы – по 25 учеников в каждом. Однако получить положенный класс-комплект в таких условиях практически невозможно. Всего в школе № 11 сейчас насчитывается 19 классов, но число учеников по нынешним нормам не дотягивает и до 17-ти. Остальные – «лишние» и финансирование на них с учетом современных реалий не предусмотрено.

Волевым решением Роговой 11-й школе фактически было отказано в праве набирать 10-й класс. Это первый шаг на пути пресловутого слияния. И хотя еще в мае коллективам и ученикам обеих школ было официально объявлено, что 1 сентября 2010-го обе школы будут работать, как прежде, каждая сама по себе, Галина Рогова не скрывает своего мнения: с 1 сентября 2011-го нынешняя школа № 11 объединится с соседней девятой.

По мнению чиновника, 9-я школа выглядит более предпочтительно. Она уже трижды выигрывала президентские гранты в числе лучших школ региона. Именно там трудятся победители конкурса на звание лучшего учителя России 1996-го и 2009 годов Алексей Лебедев и Нина Заварыкина. У 11-й школы таких достижений не отмечено. Даже результаты сдачи ЕГЭ в нынешнем году в школе № 9 оказались на порядок выше, чем в школе № 11. Да и оснащенность в девятой школе лучше. Например, там есть бассейн, а в 11-й школе – нет.

И «первую» тоже закроют

– Полагаю, что конфликтная ситуация возникла на пустом месте, – заявила Галина Рогова. – Тем более что окончательное слово будет за главой района. К тому же у нас уже решено, что с 1 сентября 2011 года закрывается еще одна городская школа – № 1 в Ярополье. Там сейчас обучаются 179 детей, а численность персонала – 20 человек. Мы планируем туда перевести православную гимназию, занимающую здание бывшего детского сада. Мест в садиках хронически не хватает, поэтому после выезда гимназии там опять откроем ДОУ.

В первой школе все отнеслись к таким планам с пониманием. Нет проблем и с деревенской Большевысоковской школой, которую с 1 сентября 2011-го также придется закрывать. Там сейчас обучаются 18 детей, на которых приходится 10 человек персонала. Работать с таким сочетанием неэффективно. А всего по Вязниковскому району сейчас насчитывается примерно 100 «лишних» учителей. Поэтому постепенно сокращают педагогов-пенсионеров, учителей с малым количеством часов. Хотя, справедливости ради, нельзя не отметить, что некоторые школы все равно испытывают нехватку кадров.

«Все равно нашу школу жалко…»

Заместитель директора по воспитательной работе вязниковской средней школы № 11 Ирина Мартынова посетовала, что сложившаяся ситуация никак не добавляет ее коллегам уверенности в завтрашнем дне и нервирует практически каждого педагога. Тем не менее, понимание того, что возможное слияние двух школ – мера вынужденная, в коллективе есть.

– Может быть, это и правильное решение, – пожимает плечами зам. директора. – Однако людям свойственно бояться нового. Да и школу нашу жалко. Хотя возможно, что соединение в этих стенах начальных классов – оптимальный вариант…

Однако и в средней школе № 9 перспектива «поглотить» соседа тоже не вызывает особого оптимизма.

– У нас уже сложился устойчивый коллектив детей и учителей, – пояснила директор девятой школы Ольга Балюк. – И хотя реорганизацию следует принять как данность, делать все надо корректно, оптимально для детей. У нас из 32 учителей 11 – педагоги начальных классов. Поэтому решиться на их перевод в другое здание нам тоже непросто. Волнуются и родители учеников младших классов: для того чтобы попасть в здание нынешней школы № 11, их детям придется ежедневно туда-сюда преодолевать оживленную улицу. Но как бы нам ни хотелось проходить через такую «ломку», если придется – постараемся все сделать как можно лучше…

Складывается впечатление, что затянувшийся конфликт в Вязниках по поводу возможного объединения двух городских школ в определенной степени – следствие отсутствия главы района, который мог бы своим авторитетом добиться компромисса и оперативно принять ответственное решение.

Во Второво и Мирном мира нет

Похожая ситуация сложилась и в Камешковском районе. С 1 сентября там объединяются две школы – средняя в поселке Мирный и основная в селе Второво. В здание Второвской школы переводятся начальные классы, а в Мирновской будут сосредоточены средние и старшие. Статистика по обеим учреждениям примерно одинаковая: по 80 учеников и по 13 преподавателей. Однако здание школы в Мирном значительно крупнее. Там большее число учебных кабинетов, лучше оснащены учебные мастерские, создан новый медицинский блок, имеется отдельный спортивный зал, а во Второвской школе в качестве такового используется холл первого этажа. К тому же территория Мирновской школы лучше оснащена для проведения уроков ОБЖ.

– Во Второвской школе будут обучаться 63 ученика начальных классов, – рассказала руководитель районного управления образования Ольга Зайцева. – Там продолжат работу 4 учителя начальных классов, а также 2 преподавателя групп продленного дня. Подобная реорганизация позволит сократить расходы районного бюджета примерно на 2 миллиона рублей в год и создать более качественные условия для образовательного процесса. Иначе оба учреждения могли бы оказаться в сложных финансовых условиях. В конце июля кадровая комиссия примет решение, кто из двух директоров возглавит объединенную школу. По квалификации и стажу преимущества имеет директор Мирновской школы Светлана Ходкова. Директор Второвской школы Татьяна Миронова занимает эту должность менее 10 лет…

И здесь часть родителей и педагогов Второвской школы выражают свое неприятие планам райадминистрации.

– Настроение в коллективе более чем неважное, – рассказала зам. директора Второвской школы Лариса Лебедева. –  Двое учителей предпенсионного возраста –  биологии и русского языка – у нас попали под сокращение. Еще два педагога-пенсионера ушли на заслуженный отдых. Жалко нашу школу до слез. Здание, построенное в 1957 году, недавно полностью отремонтировали, оно теплое, удобное. Я здесь сама училась, проработала тут 22 года. И хотя мне как раз и придется возглавить филиал объединенной школы в качестве завуча, все равно очень обидно. У большинства коллег отношение к переменам негативное, но принимаем их как данность. Деваться все равно некуда!

Среди бесспорных проблем реорганизации – необходимость перевозки детей через линию Горьковской железной дороги, что особенно непросто с учетом предстоящего пуска экспресса «Сапсан». Уже определено, что первый рейс из Второво в Мирный школьный автобус будет делать в 7.20 утра, а третий, последний – к 8.00. Путь от Второво до Мирновской школы занимает всего 10 минут. В 8 утра переезд во Второво уже будет закрыт примерно на час для прохождения «Сапсана».

– Мы все продумали, транспорт имеется, поэтому надеемся, что проблем с перевозкой учеников не будет, – заверил глава Камешковского района Владимир Сомов.

Единственным неудобством здесь можно назвать необходимость детям самого первого рейса собираться в школу более чем на полчаса раньше, чем обычно.

Однако не всегда слияние школ становится поводом для выяснения отношений. В том же Камешковском районе директор средней школы в деревне Гаврильцево Любовь Галанина и директор основной школы в селе Давыдово Ольга Шлыкова по собственной инициативе обратились в управление образования с просьбой их объединить! В Гаврильцево сейчас насчитывается 110 учеников, в Давыдово – 70. Директора считают, что все ребята должны учиться в Гаврильцевской школе. Скорее всего, подобный перевод давыдовских школьников последует 1 сентября 2012 года.

А вот с 1 сентября 2011-го будет закрыта начальная школа в селе Тынцы. Там останутся всего 10 учеников, которых переведут в Вахромеевскую среднюю школу в поселке имени Максима Горького.

Заречную Слободку реформа не затронет

И город Ковров не остался в стороне от темы сокращения числа школ. Бывшая школа № 12 в Заречной Слободке – удаленном микрорайоне на левобережье Клязьмы – еще ранее была сделана филиалом средней школы № 4. Всего там обучаются 12 учеников начальных классов. Но четвертой школе в марте 2011-го предстоит пройти лицензирование, а состояние деревянного школьного здания в Слободке, построенного около века назад, не позволит преодолеть подобную процедуру.

В бывшей школе № 12 нет горячего водоснабжения, туалеты не соответствуют требованиям Роспотребнадзора. Поэтому в администрации рассматривался вопрос о закрытии филиала и переводе всех его учеников в здание средней школы ¹ 4. Однако родители и жители Заречной Слободки выступили против таких планов. Они заявили, что школа в течение целого столетия является местным общественным центром и без нее представить будущее этого микрорайона просто невозможно.

Окончательное решение принял глава Коврова Виктор Кауров. Он заявил, что пока закрывать школу в Заречной Слободке не будут. Из городского бюджета предстоит выделить 800 тысяч рублей на ремонт школьного здания, который намечено выполнить поэтапно в срок до марта будущего года. Сколько просуществует пресловутый филиал – неизвестно. Уже сейчас качество обучения там существенно отличается от уровня других городских школ. Например, есть серьезные проблемы с преподаванием информатики и иностранного языка. Скорее всего, закрытия Слободской школы в ближайшие годы все-таки не избежать. Не исключено, что это здание в перспективе будет передано под детский клуб.

– Закрывать или объединять школы – словно резать по живому, – посетовал один из муниципальных руководителей. – Меры эти крайне непопулярны, но на них вынужденно приходится идти. Принятые в Москве решения надо выполнять. На местном и даже на областном уровне повлиять на них мы не в силах. Нас нацеливают на то, что должны остаться самые конкурентоспособные школы, которые смогут учить детей на современном уровне, по новейшим требованиям в сложившихся непростых условиях. А значит, в определенной степени нам предстоит «гонка на выживание», преодолеть которую изначально смогут не все…

Николай Фролов

Просмотры: