16+

Багратион в углу

Багратион – эта фамилия знакома каждому россиянину. И практически все владимирцы знают о связи героя войны 1812 года с нашим краем. Еще из учебника истории почерпнули сведения о том, что боевой генерал после Бородинского сражения был доставлен в село Сима нынешнего Юрьев-Польского района, где и скончался от ран. Но помнить полководца – одно, а чтить – другое. Сегодня немногочисленные туристы, решившие заглянуть в багратионовский музей в Симе, недоуменно пожимают плечами: «Разруха!».

Да, Петр Иванович Багратион покрыл себя неувядаемой славой как талантливый и храбрый полководец. Но ему не слишком везло и при жизни, и после смерти. Даже дата и место рождения Багратиона вызывают разногласия историков.

Как установил грузинский историк Александр Микаберидзе, князь появился на свет 10 июля 1765 года, причем не в Кизляре, как долгое время считалось, а в Тбилиси. Таким образом, 10 июля 2010-го исполняется 245 лет со дня рождения полководца. Что же касается даты кончины князя, то здесь никаких разночтений быть не может. Он умер в селе Сима Владимирской губернии 24 сентября 1812 года (в пересчете на новый стиль), куда был перевезен после получения тяжелого ранения на Бородинском поле в имение своего друга князя Голицына и погребен в сельской Богоявленской церкви.

Почти 27 лет прах героя покоился во владимирской земле, пока в июле 1839-го не был перенесен на Бородинское поле, где был захоронен в склепе на батарее Раевского. Однако первоначальное надгробие Багратиона в Симе со стихотворной эпитафией графа Дмитрия Хвостова было оставлено в первоначальном виде и служило предметом гордости и почитания местных жителей.

Как уничтожали могилы

В отличие от этих широко известных фактов, о других упоминать как-то не принято. В 1932 году был взорван так называемый Главный монумент на батарее Раевского (местные власти польстились на дармовой чугун памятника), а заодно разорили и могилу Багратиона. Прах «царского сатрапа» (так именовали тогда полководца) был выброшен из трех гробов и рассеян, все сколько-нибудь ценное разграблено, надгробная плита уничтожена.

В годы Великой Отечественной войны, когда патриотизм снова оказался в моде, Багратиона вновь признали героем, но было уже поздно. Только к 1987 году на Бородинском поле на прежнем месте восстановили и Главный монумент, и могилу Багратиона. Во время специально проведенных раскопок на дне разоренного склепа археологи нашли 65 мелких фрагментов костей, которые в специальном ларце и были захоронены в уже третьей по счету могиле генерала. Обнаруженные там же пуговицы, клочки мундира и обломки гробов теперь хранятся в Бородинском музее.

Не лучше обстояли дела и в Симе. Богоявленский храм, где находилась первоначальная могила Багратиона, в начале 1960-х годов снесли вместе с багратионовским склепом и памятником. Позже на пустом месте, где прежде находился храм, была воссоздана могила Багратиона в виде гранитной плиты на бетонном основании – слабое подобие первоначального надгробия, грубоватое и аляповатое.

Единственным подлинным памятником в Симе, непосредственно связанным с Багратионом, остается усадебный дом князей Голицыных, в котором полководец находился на излечении и где он скончался. Но и его история печальна.

…и Кутузов с отбитой рукой

Сегодня в доме Голицыных размещается сельский Дом культуры. Это здание – памятник истории и культуры федерального значения – находится в состоянии, близком к аварийному.

Лишь в 2007 году начался ремонт его фасада, который до сих пор не завершен до конца. Удалось заменить крышу и отреставрировать балкон. Внутри же дом, который прежде даже называли дворцом, представляет собой печальную картину.

Директор ДК Галина Легкая с грустью показывает былые аристократические покои. Осыпающиеся потолки, прогнившие рамы, дышащая на ладан проржавевшая отопительная система, обшарпанные стены и облупившиеся рассохшиеся двери – таким предстает перед туристами дом, в котором умер Багратион. В стенах старая алюминиевая электропроводка, использовать которую крайне опасно. В любой момент исторический дом может заняться пламенем.

В углу холла прямо на полу вместо вешалки стоит массивный бронзовый бюст полководца. Раньше он находился перед домом, потом валялся в кустах, а затем его поставили в угол, дабы симские жители не сдали героя Бородина – более тонны бронзы – скупщикам цветмета. Так и стоит генерал в углу, словно нашаливший школьник, уже немало лет.

В небольшой комнате, в которой умер Багратион, устроен музей. Экспозиция там весьма немудреная – всего лишь подборка черно-белых фотографий, которым от 30 до 20 лет, портрет полководца и скульптурная группа, изображающая Багратиона рядом с Кутузовым. При этом симский Кутузов ранен – у него оторвана рука…

Недавно (неделю назад!) назначенная руководителем музея Багратиона Алла Комарова полна решимости устроить новую экспозицию, но для этого в Симе нет ни необходимых материалов, ни денег. Кстати, оплата ее музейной деятельности такова, что называть цифры просто неприлично. Вся работа там ведется исключительно на энтузиазме сотрудников, получающих гроши.

Хронически не хватает средств и на ремонт самого дома. В последний раз, в 2009-м, региональные власти выделили 600 тысяч рублей на реставрацию северного фасада голицынского дворца. Финансирование открыли лишь в ноябре. Работы велись вплоть до декабря. Результат оказался печален – свежевыкрашенные стены уже сейчас облезают прямо на глазах. Там же, где реставрировали в 2007-м, впору все начинать заново.

Полковник Белоусов бьется за генерала

Глава Симского муниципального образования Дмитрий Белоусов в прошлом выпускник Суворовского училища и полковник космических войск. Теперь же его заботят сугубо земные проблемы. В сельском поселении, кроме пары лесопилок и бывшего совхоза «КИМ», влачащего в новых формах хозяйствования нелегкое существование, практически нет действующих предприятий. Местный бюджет, в основном, пополняют дачники, в числе которых немало представителей столичного региона. По большому счету, именно они и «спасают» голицынский дом.

Из своего весьма скудного бюджета глава Белоусов умудряется выделять хоть какие-то средства на поддержание экс-дворца в пригодном для эксплуатации состоянии. Дмитрий Иванович – человек энергичный и инициативный. Если бы не его отчаянные усилия, возможно, исторический дом уже лежал бы в руинах. Кстати, рядом с дворцом, всего в нескольких шагах, можно видеть развалины усадебного флигеля, над которыми уже вырос целый лес из молодых деревьев. Зрелище такое, словно там была война: ни дать ни взять – развалины Брестской крепости…

У симского главы большие планы. Ему время от времени удается «выбивать» средства вышестоящих бюджетов на дом Голицыных. Составлена проектно-сметная документация на полное восстановление здания. Перевод дома с угольного на газовое отопление, выполненный за счет сэкономленных в сельском бюджете средств (!), позволил еще выгадать на топливе и зарплате кочегаров. В здание заново подведена вода.

Теперь в ближайших планах Белоусова – замена отопления и электропроводки, устройство канализации и горячего водоснабжения. На эти цели требуется 7 миллионов. На внутренний ремонт помещений – еще 31 миллион. На реконструкцию усадебного парка, где сохранились дубы двухвековой давности, росшие еще при Багратионе (а раньше одной сирени росло 20 сортов и действовал удивительной красоты фонтан), требуется дополнительно миллионов 20. Для Симского сельского поселения это фантастические суммы.

Дмитрий Белоусов уже не первый год «бомбит» письмами областной Госцентр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры, департамент культуры обладминистрации и даже столичные структуры. Симцы собрали почти полтысячи подписей под обращением к руководству страны с просьбой включить возрождение усадьбы в Симе в одну из федеральных программ. Селяне на это надеются и оптимизма не теряют.

– Это наша история, которую обязательно надо сохранять, – убежден Дмитрий Белоусов. – Но одних наших сил недостаточно, хотя мы со своей стороны сделаем все, что только можно.

Дожить до юбилея

Если не привести в надлежащий вид усадьбу Голицыных к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, то потом, скорее всего, этого и вовсе сделать не удастся. В Симе в 2012-м обязательно состоится масштабный праздник, на который будут приглашены различные, в том числе и высокие гости. Есть проект устройства нового мемориала на месте первоначальной могилы Багратиона. Его составил член Союза художников и Союза архитекторов России Виталий Верниковский – местный дачник. Цена вопроса – 487 тысяч рублей. Глава муниципального образования надеется найти эти средства к юбилею, подключить спонсоров…

Когда встреча с директором клуба, заведующей музеем и сельским главой подходила к концу, к голицынскому дому подъехал автобус с московскими туристами, которые, прочитав в книгах о Симе, решили по дороге в Суздаль сделать крюк, дабы посмотреть на столь знаменитое место. При виде облезлых стен, Багратиона в углу и осыпающихся потолков лица приезжих выражали все большее удивление. Не дожидаясь, пока они доберутся до однорукого Кутузова, автор этих строк поспешил ретироваться.

– Надо же, какой здесь бардак! – услышал уже на лестнице. И, как говаривал классик, стало мучительно стыдно – за родной Владимирский край, престиж которого симский дворец уж точно не повысит, за нас, соотечественников, наплевательски относящихся к славному прошлому, за чиновников разных рангов, декларирующих одно, а творящих совсем другое. А еще за непобедимого Багратиона, которого благодарные потомки задвинули в угол…

Чтоб вы знали

Не падайте духом, поручик Голицын!

Усадьба в Симе и сама по себе, даже если бы ее история не была связана с Багратионом, – уникальный исторический объект. Это имение, пожалованное Петром I фельдмаршалу князю Михаилу Голицыну в 1708 году за победу над шведами при Лесной, оставалось в роду Голицыных до 1917 года. Из числа владельцев Симы внук фельдмаршала генерал-лейтенант князь Борис Андреевич Голицын (приятель Багратиона) в 1812-1814 годах командовал Владимирским ополчением.

Его сын, действительный статский советник князь Александр Борисович Голицын, в день Бородинского сражения состоял ординарцем при Кутузове и за этот бой получил орден св. Владимира IV степени с бантом. Позже он служил саратовским губернатором и два раза избирался владимирским губернским предводителем дворянства. При нем состоялся перенос праха Багратиона на Бородинское поле. Известна его переписка с прославленным поэтом и партизаном Денисом Давыдовым, по инициативе которого и состоялось перезахоронение. Давыдов должен был возглавить почетный гусарский эскорт, сопровождавший останки полководца в Бородино. 18 апреля 1839-го Денис Давыдов отправил письмо своему давнему другу Голицыну, рассказывая о намеченной церемонии и обещая в скором времени приехать во Владимир и в Симу. Но всего 4 дня спустя, 22 апреля, Давыдов скоропостижно скончался.

Внучатый племянник, наследник и полный тезка Александра Голицына, Александр Борисович Голицын-младший, в конце XIX – начале XX веков также занимал высокий пост владимирского губернского предводителя, а его сын и последний владелец симского имения князь Борис Александрович Голицын был юрьев-польским предводителем дворянства и депутатом IV Государственной думы. Во время первой мировой войны Голицын пошел добровольцем на фронт и получил крест св. Владимира IV степени с бантом – такой же, как его предок за Бородино.

После прихода к власти большевиков Борис Голицын эмигрировал во Францию. Там в курортном городке Канны он скончался в июле 1947-го в возрасте 67 лет. Похоронен на семейном участке аристократического кладбища Пасси в центре Парижа, под сенью каштанов близ площади Трокадеро, рядом с композитором Клодом Дебюсси, художником Эдуардом Мане и членами семьи Романовых. А вдова Бориса Александровича княгиня Ольга Дмитриевна прожила 101 год и скончалась в Париже совсем недавно – в июне 1994 года!

Там же в Пасси в 1985 году обрел место последнего упокоения и младший брат Бориса, князь Дмитрий Александрович Голицын, окончивший Пажеский корпус в 1917 году и успевший повоевать за белых поручиком лейб-гвардии гусарского полка. Говорят, известная песня про поручика Голицына и корнета Оболенского писалась про него…

Николай Фролов

Просмотры: