16+

Малахов, «Бисмарк» и «Императрица Мария»

Деревня Светильниково затерялась среди полей и перелесков в десятке километров от Гороховца. Дорога туда не каждому авто под силу, но местные привыкли – кое-как продираются. Среди постоянных деревенских жителей «молодой» пенсионер Вячеслав Иванович Малахов – ему всего лишь под 60. Летом он почти ничем не выделяется среди соседей: постоянно хлопочет на своем подворье, огородничает, занимается поливкой и прополкой, что-то чинит и поправляет.

Однако не только в Светильниково, но даже в Гороховце знают, что руки у Владимира Ивановича поистине золотые. Он не только в совершенстве владеет всеми секретами нелегкого крестьянского труда, но и хороший электрик (6-го разряда, это была его основная специальность), а еще человек с творческой фантазией и художественным вкусом. Его поделки из дерева, резные безделушки и мини-скульптура демонстрировались на выставках в райцентре и привлекали внимание земляков.

Удивител ьно, но селянин XXI века Малахов владеет порой уже начисто забытыми навыками предков. К примеру, запросто обращается со старой деревянной прялкой из числа тех, что сегодня уныло пылятся в музеях. А в руках мастера эта немудреная, но прежде нужная в деревенском хозяйстве вещь и сегодня работает, и даже словно поет! Но главному своему увлечению Малахов отдается по большей части с поздней осени и до ранней весны, когда на вечном фронте сельхозработ наступает вынужденный перерыв. Уже ровно полвека житель сугубо сухопутной деревеньки, ни разу не видевший моря, строит… корабли!

«Корабел»-самоучка -коллега Билла Гейтса

Желание стать судомоделистом пришло в девятилетнем возрасте. В конце 1950-х годов в крупных городах при домах пионеров и ДК действовали судомодельные кружки, но в глубинке о них можно было только мечтать. Поэтому свои первые кораблики – по большей части парусники – Слава Малахов строил, как мог, самоучкой, непросто и небыстро постигая то, чему его сверстников обучали опытные мастера. Где только мог, покупал специальную литературу (тогда и книги по моделированию достать было непросто), стал постоянным подписчиком журнала «Моделист-конструктор», где публиковалось множество чертежей и описаний различных исторических кораблей и судов.

Свою первую большую модель – старинный испанский галеон – Вячеслав подарил родне. Он и сейчас хранится где-то в Нижегородской области, как семейная реликвия. Позже Малахов от романтических парусников переключился на корабли более близкие по времени. Его модель эсминца-ракетоносца «Баку», чертежи которого были напечатаны как раз в «Моделисте-конструкторе» в июле 1966 года, оказалась удачной и вызвала восхищение сверстников. Далее настала очередь одного из отечественных ракетных крейсеров…

Позже заниматься строительством моделей кораблей и судов приходилось с перерывами. Учеба, служба в армии, работа отнимали немало времени, но, словно первая любовь, увлечение миниатюрными кораблями у «сухопутного моряка» и с годами не проходило. Правда, у столь сильного чувства появлялись «конкуренты» – например, занятия радиотехникой. Вячеслав Малахов научился запросто собирать радиоприемники по самостоятельно разработанным схемам, причем достиг в этом искусстве большого совершенства.

Настоящим апофеозом этого параллельного творческого процесса стало создание собственного… компьютера (!), который умелец собрал в 1990 году. Конечно же, конкурентом Биллу Гейтсу Малахов не стал, но друзей и знакомых более чем впечатлил.

От «новика» к «Бисмарку»

В последние годы любовь к кораблям вновь возобладала. Раздарив почти весь свой прежний «флот», Вячеслав Иванович стал создавать новый. Так под его руками родился «Ленин» – модель одного из легендарных балтийских «новиков» – бывший эсминец «Капитан Изыльметьев», переименованный в честь вождя мировой революции и погибший в Лиепае в третий день войны 24 июня 1941 года.

А после этого пришел черед «Бисмарка». Так назывался самый мощный линкор гитлеровского ВМФ, построенный в 1939-м и потопленный английской эскадрой 27 мая 1941-го – менее чем за месяц до начала Великой Отечественной войны. Правда, перед этим «Бисмарк» уничтожил «Худ» – флагман британского флота, крупнейший линейный крейсер мира.

Для историков флота и судомоделистов всего мира «Бисмарк», поразивший «символ Британии» и погибший в бою против нескольких десятков кораблей, так и не спустив флага, давно стал чуть ли не культовым кораблем, суперлинкором, символом военно-морской мощи. Построить «Бисмарк» хотели бы многие. Но взяться за такую работу решаются далеко не все.

– Этот корабль я создавал около года, – рассказал Вячеслав Иванович. – При этом использовал опубликованные чертежи, но технологию постройки использовал свою. «Бисмарк» – корабль с характерным «немецким» силуэтом, мощным передним мостиком, скошенным колпаком дымовой трубы и четырьмя двухорудийными башнями главного калибра (у оригинала в них были орудия калибром 380 мм – настоящие монстры) и доминирующей высокой грот-мачтой. А еще многочисленные башни вспомогательной артиллерии и зенитные установки. Он достаточно сложен в изготовлении, так как различных деталей требуется изготовить несколько сотен. Есть даже мини-макет самолета-разведчика «Арадо», которых «Бисмарк» на борту нес целых четыре! В общем, трудов и терпения требуется тьма…

Сила поверженного врага увеличивает уважение к победителям

Работает над гордостью германского флота Малахов неторопливо и обстоятельно. Модель еще не готова. Осталось «навести красоту» – установить флаги и вымпелы, а также нанести специальную окраску, соответствующую прототипу.

К примеру, на корме появятся миниатюрные готические буквы с названием линкора. Но хотя «Бисмарк» Малахова и остается в «достройке», мастер уже гордится им.

–   Почему в год 65-летия Победы «рождается» фашистский линкор? – не могу удержаться от «провокационного вопроса».

– История флота – всего лишь история, – объясняет мастер. – К тому же мощь и сила немецкого корабля лишь подчеркивают доблесть наших союзников, отправивших эту плавучую крепость на дно. Можно сказать, что сила поверженного врага увеличивает уважение к победителям. Кстати, «родного брата» «Бисмарка» – линкор «Тирпиц» позже атаковала наша подводная лодка К-21 под командой легендарного капитана Героя Советского Союза Николая Лунина. И в итоге «Бисмарк-младший погиб и вовсе бесславно…

«Бисмарк» Малахова – не просто стендовая модель, но еще и радио-управляемая. Когда умелец проводил испытания линкора на местном пруду, это вызвало едва ли не сенсацию среди местного населения. Правда, сам судостроитель пробным плаванием остался недоволен.

– Электромотор оказался слабоват, винты с ним плохо тянут. Был сильный ветер, так мой «Бисмарк» волной едва не сносило! Надо движок ему усилить, радиус действия передатчика увеличить тогда станет ходить нормально…

Искусство для души

Сейчас Вячеслав Иванович параллельно доводит до ума и «Ленина». А еще начал работу над третьей моделью – еще одним линкором, только на этот раз парусным – «Императрица Мария». Флагманский корабль адмирала Павла Нахимова, этот корабль прославился в Синопском сражении. Пока «Императрица» еще только собирается на малаховском стапеле. Но на следующий год, заверил моделист, уже будет что посмотреть.

По возможности время от времени переключается с одного корабля на другой не просто для разнообразия, но и для того, чтобы спустя дни и недели взглянуть на уже «приевшуюся» модель свежим глазом – словно со стороны. Если что-то не так, сразу заметишь.

– Занимаюсь моделями я исключительно для души, – улыбается Вячеслав Иванович, заражая неиссякаемой энергией, оптимизмом и неизменной доброжелательностью. – Делаю их не для выставок, поэтому окраску и флаги оставляю на потом, а то все равно у меня «эскадра» запылится. Интереснее всего, когда из отдельных деталей и элементов вдруг зримо начинает проявляться облик до боли знакомого по фотографиям, рисункам и чертежам известного в истории корабля. И ощущение того, что это маленькое чудо творишь собственными руками, создавая нечто из ничего, доставляет огромное удовольствие.

Впрочем и в выставочных залах Межпоселенческого дома народного творчества Гороховецкого района, где привечают местных самородков двери для Малахова всегда широко открыты. Тот же «Ленин» экспонировался на специальной выставке, устроенной там из работ местных мастеров различных жанров и посвященной юбилею Великой Победы.

– Какова будет судьба этих моделей? – спрашиваю в заключение мастера.

– Пока не знаю, – пожимает плечами Вячеслав Иванович. – Когда на корабль наглядишься досыта, то обычно я его кому-нибудь дарю. У меня дома целый флот все равно не поместится. Да и место для новых работ надо освобождать…

– Есть ли корабли, модели которых вы мечтаете построить в дальнейшем?

– Конечно, есть – крейсер «Аврора».

– Как символ революции?

– Революция тут ни при чем. Просто очень красивый корабль со славным боевым прошлым.

Николай Фролов

Просмотры: