16+

В музейной империи появился Президент

Ровно 50 лет и шесть месяцев тому назад комсомольскую активистку Алису Аксенову привели на работу в музей. Все начиналось с крохотного помещения в Палатах и двух зданий в центре города. Сегодня Владимиро-Суздальский музей, который сами работники привычно называют «империей», стал брендом всероссийского масштаба, а его создательница – непререкаемым авторитетом музейного сообщества, ньюсмейкером, востребованным медийным лицом и, наконец, президентом.

Первооткрывательница

–  Если сейчас меня с моим опытом вернуть в прошлое, я бы сказала: «Нет, это нереально», –  разоткровенничалась на пресс-конференции Алиса Аксенова. Вместе с тем совершенно ясно, что слова эти – кокетливое лукавство, ведь она искренне убеждена, что «правое дело всегда победит, просто нужно взять и начать работать». Ее вера в себя, потрясающий напор и удивительная работоспособность восхищали, пугали и заставляли складывать оружие многих недоброжелателей.

–  Всей своей деятельностью Алиса Ивановна Аксенова внесла выдающийся вклад в российскую культуру и особенно в музейное дело, – по просьбе «Призыва» обозначил масштаб и роль личности Аксеновой в истории генеральный директор Государственного исторического музея Александр Шкурко. – Она была первооткрывателем нового направления организации музейного дела –  формирования большой музейной системы (объединенного музея-заповедника), первооткрывателем новых форм работы, связанных не только с созданием уникальных экспозиций, но и с обслуживанием посетителей в коммерческих условиях. Благодаря ей Владимиро-Суздальский музей-заповедник – не просто музей в традиционном смысле слова, он автор целого ряда научных открытий.

Институт президентства Министерство культуры РФ ввело в устав и номенклатуру должностей для очень крупных музеев. Сначала он появился в Государственном музее-заповеднике «Петергоф», затем – в Государственном центральном музее современной истории России (бывшем Музее революции) и, наконец, в Российской государственной библиотеке (бывшей библиотеке им. Ленина). В должностные обязанности президента входят стратегия развития комплекса, перспективное планирование, разработка новых концепций, участие в обсуждении планов, представительские функции в зарубежных поездках.

–  Практически я буду заниматься тем, чем занималась, кроме финансов, – уточнила Алиса Аксенова. – Это, кстати, самый тяжелый вид деятельности.

Преемница

– Меня уже лет 15 спрашивали самые разные люди, кто будет моей заменой, ведь годы-то идут, – поделилась со СМИ своими переживаниями Алиса Аксенова. – Я, конечно, мучилась. Все большие дела мы с директоратом и женсоветом обсуждаем коллективно. Поэтому сначала решили дотянуть до 50-летия музея-заповедника. А там подоспели два события – завершение грандиозной реставрации Спасо-Евфимиева монастыря и восстановление памятника Пожарскому, которое поставило достойную точку в конце моей работы в музее.

15 июня 2010 года истек срок контракта, заключенного Министерством культуры РФ с Алисой Ивановной Аксеновой. 17 июня министр культуры РФ Александр Авдеев подписал приказ о назначении генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светланы Мельниковой.

Свою карьеру в музее Светлана Мельникова начинала в качестве рядового экскурсовода. И за 20 лет стала лучшим из них. Когда в свое время в музее-заповеднике задались вопросом, кому быть заместителем по экскурсионной работе, все единодушно высказались за ее назначение. И за 12 лет ни разу не пожалели.

По поводу кандидатуры генерального директора, как дала понять Алиса Аксенова, единого мнения во властных структурах не было. Свои варианты имелись и у областной администрации, и у федеральных властей. Но музейщики обратились к министру культуры с письмом, в котором обосновали необходимость сохранения культурно-идеологической преемственности в стенах музея и которое сопроводили характеристикой Светланы Мельниковой. У министра не было поводов не согласиться.

Алиса в стране чудес

– Так получилось, что все мое детство прошло на острове Сахалин, – рассказала «Призыву» генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. – Только летом меня привозили погостить на материк -во Владимир. Каждое пребывание у моей тети Алисы после замкнутой, небогатой на события островной жизни становилось для меня культурным шоком. Она завораживала меня своей речью, манерой двигаться, одеваться. Природная смелость, врожденный вкус, внутренняя уверенность присутствовали в ней всегда. В свое время Алиса Ивановна была единственным во Владимире секретарем комсомольской организации, которая на пальце носила колечко. Боже, какие она шила платья! И если бы вы знали, из чего!

Вместе с тетей Светлана ползала на коленках по полу, переснимала выкройки из первых появившихся в годы перестройки журналов «Бурда». Племянница до сих пор восхищается брючным костюмом, сшитым Алисой из привезенной из Чехословакии хлопчатобумажной ткани под леопарда, который пользовался небывалым успехом у всех, кто его видел.

– Алиса Ивановна всегда была для меня далекой звездой, – улыбается Светлана Мельникова. – Я с удовольствием рассматривала вложенные в письма на Сахалин ее фотографии из Рима в платье неземной красоты, которое, как потом выяснялось, было связано по выкройке из журнала «Наука и жизнь». Ее рассказы о встречах с необыкновенными людьми – с сыном Мориса Тореза, с Андреем Тарковским во время съемок «Андрея Рублева» – очень увлекали меня. Все это было связано с загадочным миром, с миром Алисы из страны чудес.

Но самым сильным юношеским потрясением Светланы, решившим ее дальнейшую судьбу, была поездка в Псков, Новгород и Пушкиногорье. Это было ее первое знакомство с Гейченко, музейным делом и музейными работниками, многие из которых побывали на фронтах Великой Отечественной. Они рассказывали удивительные вещи, и Светлана с головой окунулась в этот мир, в центре которого, конечно, была Алиса.

– Именно тогда я поняла, что мне очень хочется быть частью этого мира, – говорит она.

Экскурсионная служба музея, которую позднее возглавила Светлана Мельникова, в 60-е годы способствовала созданию такого уникального явления, как Центр подготовки внештатных экскурсоводов. Гиды-переводчики из Москвы вынуждены были учиться на курсах «провинциального» музея и становились его внештатными сотрудниками. Благодаря энергичному вмешательству Алисы Аксеновой «Интурист» раз и навсегда потерял свою монополию на работу с гостями из-за рубежа. Алиса Аксенова была убеждена, что в пределах созданного ею музейного комплекса только музейные экскурсоводы могут гарантировать качество и уровень предоставляемой туристам информации. Отстаивая эксклюзивное право музея на проведение экскурсий, она получила полное понимание и поддержку тогдашнего руководства области. 

Созданная при музее-заповеднике школа экскурсоводов имела колоссальный успех, потому что во внештатные сотрудники музея стремились попасть лучшие представители интеллектуальной элиты Владимира. Среди них можно было обнаружить кандидатов наук политехнического, педагогического институтов, инженеров НПО «Полимерсинтез». Это был своеобразный клуб по интересам, в котором люди обсуждали насущные проблемы, смотрели слайды, обменивались редкими книгами и постоянно учились. На занятия приглашались специалисты высочайшего уровня из МГУ и Историко-архивного института. Это позволило так высоко поднять флаг музейной школы, что конкуренты с завистью называли экскурсоводов музея «девочки Алисы».

Нам не нужны потрясения

– Самое главное – я должна сохранить музей. Нам не нужны революции и потрясения, нам нужен сильный музей-заповедник, – отвечая на вопросы журналистов, перефразировала Столыпина Светлана Мельникова. – Сегодня выросло поколение с очень слабыми нравственными устоями. Музеи-заповедники своей разноплановой деятельностью сохраняют основы историчности, нравственности. Если эта структура получит удар, то это будет удар по национальному сознанию.

С точки зрения Светланы Мельниковой, волнения и штормы внутри коллектива, выполняющего столь высокую миссию, допустить ни в коем случае нельзя.

– Я прекрасно осознавала, какой груз ответственности на себя беру, – подчеркнула генеральный директор музея-заповедника. – И эта ответственность двойная: и субъективная, и объективная. Алиса Ивановна – личность, явление. Но нужно сохранить и созданную ею музейную страну. Мы были свидетелями того, как разрушили очень много хорошего: сейчас музейщики должны объединиться и отстоять музейное дело во имя нации.

– И сохранить границы этой страны во что бы это ни стало, – веско добавил президент.

Мнение

Лидер от бога

– Главное качество Алисы Ивановны – неравнодушное отношение ко всему, что ее окружает, – пояснила «Призыву» заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника по научной работе Алмасарида Тенеткина. – Для нее мелочей не бывает – ни в работе, ни в муниципальном благоустройстве, ни в историческом облике Владимира или Суздаля.

День трудоустройства в музей Алмасариды Тенеткиной совпал с датой его основания. 11 сентября 2010 года будет 45 лет, как она трудится в музее. Ее боевым крещением стало строительство Крестовой палаты.

– Тогда я тщательно изучила документальную базу и выяснила, что без красного сукна или красной кожи мне не обойтись, – рассказывает она. – Был конец 60-х – начало 70-х годов. «Какое красное сукно?! – на мой запрос воскликнули в хозотделе музея. – Тебе надо, ты и звони в Главснабсбыт». В Главснабсбыте поинтересовались моим умственным здоровьем и возмутились: «Мы генералам на лампасы выдаем по 40 сантиметров, а вы просите рулон!»

Пришлось пожаловаться на неудачи Алисе Ивановне. Она посмотрела на Алмасариду и сказала: «Крестовую палату вы делаете? Убедите их, что вам нужны метры!»

–  Я убедила, и мы получили столько материалов, сколько нужно, – смеется Алмасарида Алимовна. – С тех пор у меня вошло в пословицу: «Плохая я – это вы виноваты, хорошая – это ваша заслуга».

Мнение

Вся ее жизнь была созиданием

– Говорить об Алисе Ивановне трудно, – посетовал на невозможность объять необъятное заведующий отделом книжных фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Гордеев, с 60-го года работающий в музее-заповеднике. – О ней сказано и написано очень много. Для иного исторического деятеля было достаточно одной фразы, чтобы он вошел в историю. Алиса Ивановна сделала столько, что любое из ее начинаний достойно остаться в памяти потомков. По существу, вся ее жизнь была созиданием.

Действительно, два маленьких музея – Владимирский и Суздальский – она превратила в огромный комплекс. Под ее началом суздальская тюремная цитадель – Спасо-Евфимиев монастырь – вернула себе изначальный статус, напомнила россиянам о православии и быте русских монахов, стала музеем мирового класса. Только благодаря энергии Алисы Аксеновой у нас появились Палаты, Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном. Событием федерального масштаба стало возрождение памятника Дмитрию Пожарскому.

Планы

Дошли руки до храма Бориса и Глеба

В ближайшее время Владимиро-Суздальский музей-заповедник готовится к осуществлению новых амбициозных проектов – превращению храма Бориса и Глеба в Кидекше в образцовый музейный объект и реставрации дома Агапова в Суздале.

До сих пор у музея-заповедника до белокаменного красавца времен Юрия Долгорукого – храма Бориса и Глеба – не доходили руки. «Обиженную», по словам Алисы Аксеновой, Кидекшу сегодня восстанавливают владимирские реставраторы, которые сделали уже очень много: вычистили стены храма, воссоздали фрески, продумали интерьер. При этом деньги на масштабную реконструкцию Кидекши «найти» было непросто: объемы финансирования культуры в стране сокращены на 15 млрд рублей. Тем не менее руководство музея уверено: осенью журналистов ждет очередное культурное событие.

Второй не менее интересный проект – реставрация и приспособление дома Агапова в Суздале, где когда-то был музей, посвященный местным революционерам, под центр корпоративного досуга. Проект центра, который очень удобно расположен по соседству с Музеем деревянного зодчества, уже готов. Музейщики надеются, что к моменту его реализации им вновь разрешат заниматься общественным питанием и тогда они создадут идеальные условия для встреч.

Ну и, конечно, по-прежнему заботит музейщиков отложенное строительство общественного туалета. До сих пор его нет даже во Владимире, не говоря о Суздале, и всех туристов везут в Палаты. Ради этого в свой выходной день – понедельник – музей не закрывает двери для гостей города.

В Суздале тоже мэры сменяют мэров, а туалета нет как нет.

– Я вас обязательно приглашу на открытие туалета в Музее деревянного зодчества! – пообещала журналистам Алиса Аксенова.

В Суздале это будет третий цивилизованный туалет: первые два –  в Кремле и в Спасо-Евфимиевом монастыре –  тоже принадлежат Владимиро- Суздальскому музею-заповеднику.

Ольга Романова

Просмотры: