16+

Послали в баню. А куда ж идти?

Завтра во Владимире должны пройти торги, победитель которых получит в долгосрочную аренду баню на Всполье. Два месяца назад сотрудники помывочного учреждения получили уведомление об увольнении. Но оказаться выкинутыми на улицу сегодня боятся еще и горожане, привыкшие к самой демократичной, доступной и дешевой бане областного центра.

Место встречи изменить нельзя

Без пафоса, начистоту: бани на Всполье для Владимира – больше, чем просто предприятие бытового обслуживания. Есть такая традиция у многих – раз в неделю приходить сюда с компанией.

Лидия Александровна ездит на Всполье из другого района. Ее традиции мыться только в этой бане – 20 лет.

–  Помывочные были на Руси во все времена, и работали они чуть ли не бесплатно. Я не представляю свою жизнь без бани. Только пожар может меня остановить. Говорят, в баню тому вредно ходить, кто самостоятельно доползти до нее не может. Сначала, когда привыкала, я с таблетками ходила, а сей час иду за здоровьем. Действительно, лучше стала себя чувствовать, – признается она.

К нашему откровенному разговору присоединяется кружок завсегдатаев заведения.

Алла Ивановна лет 20 ходит сюда, ездит также издалека:

– Баня – это последнее, что осталось у людей: лекарства дорогие, лечение недоступно. Зачем отнимать последнее?

– Вообще удивительно такое отношение к бане, – раскрасневшаяся и уже одетая посетительница застывает в дверях. –    Сейчас все такое дорогое, конечно, люди за здоровьем сюда ходят. Одни бегут в больницу, а другие занимаются профилактикой. Ходит с нами одна бабушка, 88 лет – пряменькая, доброжелательная. Весь Коммунар сюда ездит, люди из гнилушек привокзальных приходят. Я 20 лет сюда хожу – нравится обслуживающий персонал, парилка хорошая, компания отменная.

–  У меня есть ванная, но я не представляю себя без бани. Это вообще безобразие, что в городе так мало бань. Удивлена подходом – либо местная власть недопонимает значения бани, либо просто отошла от народа. Безнравственно выставлять на торги единственную муниципальную баню. Сытому трудно поверить, что у кого-то нет куска хлеба. Так и тут, – уверена Лидия Александровна.

Весной в бане прошли учения ГО и ЧС. Банщиков учили действовать в экстремальной ситуации, они бегали с носилками и в респираторах. Отработали учения удовлетворительно и получили даже соответствующий документ. А потом грянули победно-юбилейный май и уведомление о сокращении.

Директор бани Андрей Самохин тоже получил уведомление о сокращении. Сотрудникам предлагали должности, например, уборщиц в городском «Водоканале».

– Решение о выставлении бани на торги было принято по итогам последних лет, – говорит он. – С 2005 года предприятие убыточное по многим позициям. По таким показателям, как выручка, оказание услуг, мы выходим на безубыточный уровень. Да, предусмотрена компенсация из городского бюджета, но только на общее отделение и душевые. Однако, чтобы ее получить, надо сначала произвести затраты. Городской «Водоканал» выполняет основные функции – водоподведение и водоотведение, и свободные средства у него в дефиците. Мелкие ремонты в бане идут. Крышу два года назад делали. Но сегодня необходимы масштабные вливания в реконструкцию котельной. В парных все деревяшки подгорели…

Видела я эти деревяшки в женском отделении. Действительно, мрачновато выглядят, а иногда еще и падают на посетителей. Дверь в парилку не закрывается. Штукатурка с потолка в общем отделении тоже летит. Перед новым годом сгорела сауна. Пока не восстановили. По предварительным оценкам, бюджетные вливания в котельную оцениваются в 10 млн рублей.

Посетители жаловались и на то, что стало грязновато. «Ночных» уборщиц некоторое время назад сократили. Сейчас вернули.

Однако один мощный аргумент в пользу именно этого помывочного учреждения остается! Билет в бане на Всполье все шесть дней в неделю с 8 утра до 10 вечера (а именно столько дней она открыта) стоит 80 рублей. И для Владимира это уникально: в оставшихся двух банях –  Красносельской и на Северной, кстати, перешедших не так давно в долгосрочную аренду, –    за такие деньги моют два дня в неделю. Это так называемые социальные дни, в которые моются по пенсионному удостоверению. А в бане на Всполье каждый день социальный! Согласитесь, это веский повод для граждан беспокоиться. Совершенно очевидно, что после торгов прежний порядок не сохранится. Уже объявлено, что только три дня в неделю услуги будут предоставляться по тарифам, установленным городской тарифной комиссией для всех муниципальных бань. То есть за 80 рублей. Какие дни будут выбраны – явно не выходные. Кроме того, ежедневно в душевых кабинах можно будет также получить социальную гигиеническую санитарную услугу.

Но душ – не баня, резонно возразят знатоки и любители. А экономисты скажут, во что выливается помывка. В бане на Всполье ее себестоимость составляет 135 рублей. Городской бюджет компенсирует за каждого 55 рублей.

– Мы показываем расходы, и разницу компенсирует город. Но на ремонт денег нет. Город тоже не нашел денег, и в апреле баню выставили на торги. Интерес от возможных участников был…

Накрылись…

–  Состоятся ли торги? Вдруг нет! Не закроют ли баню совсем? Как можно на улицу сплоченный коллектив людей выбрасывать? – волнуется народ.

–  «Не отдавайте никому!» – говорят нам наши завсегдатаи. Некоторые предлагают сброситься на ремонт, – говорит Андрей Вячеславович и признается, что тревога о том, подойдут ли новому хозяину старые кадры, есть. Администрация города не может заставить победителя трудоустроить всех, но ему рекомендовали присмотреться к специалистам.

Понятно, что настроение в коллективе унылое. Люди вспоминали времена иные: как пришли сюда в середине 90-х годов прошлого века. Баню за долги ВТЗ перед городским бюджетом взял все тот же «Водоканал», ныне отказывающийся и от нее, и от комментариев по поводу торгов. И о тогдашнем руководителе «Водоканала» Игоре Ивановиче Филиппове вспоминали в бане с большой теплотой – как хозяйственника, спасшего баню от разрухи. Вспоминают и искренне недоумевают: почему сейчас «Водоканал» так охладел к пасынку?

А город апеллирует к другому аргументу. Горожане остыли к бане. У многих появились водонагреватели, и летнее отключение горячей воды уже не воспринимается как коммунальное бедствие. Талоны на бесплатную помывку (а их раздает собес) получают около 200 горожан из малоимущих семей, живущие без элементарных удобств. Что же касается «бюджетных страданий», то на «банные» компенсации в год уходит около трех миллионов рублей. Сумма невелика и распределяется между Красносельской, Оргтрудовской, Юрьевец-кой банями, банями на Всполье и на Северной. На ремонт в бюджете денег нет. По этой причине муниципальные бани перестают быть таковыми в полном смысле этого слова. Сюда приходят арендаторы-частники. Но так было не всегда!

Двадцать лет тому назад владимирцы имели возможность помыться еще и в следующих общественных банях: на улице Гагарина (так называемые Верхние), в Ерофеевских (Нижние), на Добросельской (известные в прошлом «кирпичики»). Прибавьте к ним ныне действующие. И станет очевидным, что 20 лет назад пойти в баню или послать туда же родственников было гораздо меньшей проблемой. И ведь в очереди стояли за общественной шайкой с веничком в одной руке и сумкой с неодеванным в другой!

Когда-то на Ерофеевском спуске в доме № 9 владимирцы тоже мылись. Здесь были «Нижние бани». Только здесь в недалеком прошлом были отдельные номера для посетителей. И было некое подобие бассейна. Построенные до революции и не менявшие своего профиля почти до наших дней, в середине 90-х годов прошлого века они перешли в частные руки. Однако частник не смог наладить дело. Бани и находящаяся в этом же доме прачечная не функционировали долгое время. Здание сильно обветшало, оборудование котельной пришло в негодность. Комитетпо управлению имуществом администрации г. Владимира в судебном порядке расторг договор купли-продажи с частным владельцем. И старые бани снесли. Поскольку долгое время бани портили пейзаж, то после ухода экскаваторов первое время казалось, что так оно даже лучше. Сейчас на месте, где они стояли, ничего нового не появилось – дорогу расширили. Правда, бани с землей сравняли задолго до этого.

Владимирский купец Самойлов владел во Владимире каменным трехэтажным домом на Царицынской улице. Здесь с 90-х годов XIX века были устроены так называемые торговые бани с трактирным заведением, которые приносили доход своему новому владельцу купцу Куликову. Бани на Гагарина, 11, существовали чуть дольше, чем Ерофеевские. Но сейчас в здании – торгово-офисный центр. А старожилы вспоминают, как власти обещали сохранить профиль заведения.

Эти бани называли «Верхними». Они были самыми дешевыми. Сюда строем ходили солдаты…

В октябре 2003 года местные СМИ сообщили об открытии новой бани на улице Гагарина. Оказалось, что объект бытового обслуживания открылся во дворе того здания, в котором еще несколько месяцев назад находилась популярная у населения старая баня. Новая рассчитана на 25 мест с парной. За стеной – торговый центр.

И парит, и правит

Оговоримся сразу: стремление побороться за муниципальные бани у градоначальников было. Один из примеров – бани на улице Северной, и они закрывались и открывались за последние 10 лет неоднократно.

28 ноября 2001 года после двухлетнего ремонта она была открыта три дня в неделю для горожан. Ее реконструировал опять-таки «Водоканал» по образу и подобию бани на Всполье. Длительный ремонт объясняли финансовыми затруднениями. Городской бюджет выделил на его ускорение полмиллиона рублей.

Но год спустя баня закрылась. Жители соседних домов пожаловались в городскую СЭС, и контролеры закрыли парные отделения, которые отапливались дровами. Инициатором стала одинокая пенсионерка, которая тут же собрала инициативную группу. Повод для недовольства дала… труба: та была недостаточно высока, дым шел в окна.

Местные жители с ностальгией вспоминали и то время, когда легкий пар в бане на Северной стоил 17 копеек в час, и то, как просто было в то время навести порядок…

В конце 2006 года стало известно, что баня на Северной перейдет в аренду. А в прошлом году заядлый парильщик Виталий Алексеевич, на протяжении сорока лет постоянный посетитель этой бани, перерезал красную ленточку на входе в оздоровительный комплекс «Абсолют+». Так теперь называются бани на Северной, которые уже язык не поворачивается назвать старыми. После капитального ремонта здесь открыты четыре номера с саунами, турецкая баня, финская сауна, семейный душ, два общих отделения и душевые. Топится эта баня на дровах, но беспокойства жителям уже не приносит. Да и растопка идет только ночью.

Общие залы – мужской и женский – рассчитаны на 30 и 20 мест, соответственно.

В бане определены два социальных дня (понедельник и вторник), когда пенсионеры, льготники могут помыться-попариться пару часов в общем зале за 80 рублей. В душевые кабины можно попасть за 100 рублей, в семейный душ (с небольшой сауной) – за 500 рублей. Обычный билет в общий зал в понедельник, вторник и четверг стоит 200 рублей. В пятницу, субботу и воскресенье –   300 рублей. Дети до семи лет моются бесплатно, с 7 до 14 – за 80 рублей. Двери бани открыты и льготникам с талонами. Кроме того, сюда ходят мыться ребята из социального центра. Среда в бане – выходной день. В сауне выходных нет, цена за час – от 600 рублей.

Без преувеличения можно констатировать: баня на Северной – единственная из муниципальных (пусть и с оговоркой) выглядит современно и радует добротным, стильным ремонтом. Это – аргумент в пользу инвестора. Но среди работников очень мало, почти нет тех, кто работал здесь раньше. И глядя на ценовую категорию и режим работы, трудно все же согласиться с тем, что баня сохранила общедоступность. Хотя, как уверили меня сотрудники, осенью в социальные дни желающие попариться стоят в очереди. Да и триста рублей на себя любимых не жалеют некоторые пенсионеры в выходные.

В восточном районе баня одна – Красносельская. Открылась она в 1987 году, это последняя баня, построенная до рыночных времен. В ней было предусмотрено все: и баня, и прачечная, и химчистка, и полтора десятка душевых. Отличная парилка на березовых дровах. Рассчитана она на 100 мест (фифти-фифти в каждом отделении).

Но сейчас, летом, баня работает только три дня в неделю. В понедельник –  социальный день для пенсионеров и льготников, суббота и воскресенье – общедоступные помывочные дни. Посетителей, правда, негусто. Но у этой бани поклонников не меньше, чем у любой другой. При входе встретила одну из завсегдатаев – бабушку, с трудом передвигающуюся с помощью двух клюшек. До такси ее провожали работники бани. Она не пропускает ни одного понедельника. И таких ценителей немало. Ездят по два десятка лет со всех районов областного центра. В любую погоду, в любое время года. Не смущает и то, что добраться до этой бани можно только на единственном автобусе ¹31. Остановка так и называется: «Красносельские бани».

С сентября они более востребованы: открыты четыре дня в неделю. Самые «дорогие» дни – выходные: 300 рублей.

Структурное подразделение Красносельских бань находится в Юрьевце. В четверг и субботу здесь женский день, в пятницу и воскресенье – мужской. Стоимость билета – 80 рублей.

…Любители «банного туризма» назовут не один владимирский адрес для тех, кто понимает толк в хорошей бане. Сейчас рекламируют, и активно, бани в Собинке и в районе (Бабаево, Рождествено), в «Горячих ключах» в Суздале, в суздальском Новом Селе, в Радужном… Знатоки каждый раз уверяют, что ощущения после бани несравнимые – будто смываешь с себя грязь за последние лет пятнадцать. Сказать бы им традиционное «С легким паром», да не получается. Каким-то невероятно тяжелым получается, казалось бы, рядовое дело – сходить в баню.

Говорят, что в дореволюционной России затраты на содержание бань сокращали следующим образом: сначала мылись богатые, а затем, уже использованной водой, домывались бедные. В наши дни это кажется дикостью. Тем более что изобретение, легко объясняющее бюджетные затруднения, найдено: льготные дни.

– Владимирские бани даже не могут заработать деньги, чтобы оплатить коммунальные услуги. Если бы вы туда доехали, вы бы поддержали их материально, – заметил представитель городской власти, элегантно отправив владимирцев в баню.

Но, как оказалось, даже массовое явление народа в бане на Всполье пока не панацея. А может быть, причина в другом: чиновники так и не научились быть эффективными собственниками – а как иначе, если частнику управлять хоть сельхозпредприятием, хоть баней – выгодно, а чиновнику – нет?

Светлана Салатаева