16+

ТСЖ не отпускают на свободу

В 2011 году в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим получение из госбюджета финансовой поддержки на проведение капремонта, во Владимире должно быть как минимум 500 товариществ собственников жилья, то есть ТСЖ должны появиться не менее чем в 20% многоквартирных домов областного центра. Сейчас их в два раза меньше. Учитывая мощное противодействие управляющих компаний свободному волеизъявлению собственников жилья, в выполнение этого норматива веришь с трудом.

Дома хотят самостоятельности

Потенциально количество многоэтажек, где могли бы образоваться ТСЖ, во Владимире довольно велико. Например, давно и безуспешно бьются за свою свободу жители домов № 161, 161а, 161-б, 163, 165, 165а, 165-б, 167 по ул. Добросельской, № ,1, 1а, 2, 2а по ул. Суворова, № 2 по ул. Жуковского. Коллективная жажда вырваться на оперативный простор появляется у собственников тогда, когда они видят выставленные управляющими компаниями счета за жилищно-коммунальные услуги. Это действует на мирных обладателей квадратных метров сильнее психотропного оружия.

Вот и в доме № 6 по ул. Василисина брожение началось после того, как управляющая компания ООО «ЖРЭП № 4» выставила счета за оплату потребления электроэнергии в местах общего пользования месяца три назад. Жители взбунтовались. «Нужно получить доступ к счетчикам!» – кричали они на общем собрании. Более начитанные соседи хладнокровно сообщили, что ничего из этого не выйдет: доступ к счетчикам имеют только сотрудники управляющей компании и ресурсоснабжающей организации – надо организовывать ТСЖ.

На собрании собственников жилых помещений дома присутствовали и представители управляющей компании, которых туда никто не звал. «Еще пожалеете! – многозначительно заявили они. – Ничего у вас не получится!»

Дому № 6 на ул. Василисина уже 15 лет. В нем, по утверждению жильцов, никогда ничего не делалось. Поэтому жалеть, в общем-то, не о чем. Впрочем, проницательные граждане смекнули: в их 250-квартирном доме управляющая компания кровно заинтересована. «Давайте поставим коммунальщикам условие: пусть сделают нам ремонт в подъездах и залатают крышу», – надоумили они менее сообразительных «сожителей».

– Я написала заявление в ООО «ЖРЭП № 4» о работах, в которых мы остро нуждаемся, – рассказала «Призыву» представитель дома Ольга С. – ООО «ЖРЭП № 4» пообещало сделать ремонт во всех подъездах, отремонтировать крышу и поставить во дворе светильники. Посмотрим в течение месяца, что они из обещанного выполнят.

Пойти и не вернуться

Выйти из-под опеки управляющей компании не так просто. Пока это удается лишь отдельным домам.

– Процедура изменения формы управления очень хлопотная, – говорит председатель координационного совета поддержки ТСЖ, ЖСК, председатель ТСЖ «Кондоминиум-1» Лариса Барашкова. – К тому же управляющие компании всячески препятствуют этому, ведь от них уходят живые деньги.

А жителей многоэтажек не устраивает качество обслуживания, которое не соответствует величине тарифов. Если бы управляющие организации нормально работали и выполняли договорные обязательства при экономически обоснованных тарифах, никто бы от них не уходил.

– Организация перехода дома в ТСЖ предполагает кропотливую работу с людьми, – поясняет заместитель председателя координационного совета, председатель ТСЖ «Строитель-2» Ольга Рогова. – До каждого нужно дойти, каждого убедить.

Чтобы дом благополучно функционировал, необходима техническая документация.

–  Управляющая компания обязана передать ТСЖ полный комплект технической документации на дом, – продолжает Ольга Рогова. – Это определено законодательством. Но зачастую ТСЖ в лучшем случае получает только технический паспорт и регистрационные карточки жителей, которые к тому же давно не обновлялись, а ведь без проектов, инженерных схем управлять такой сложной инженерной конструкцией, как дом, трудно.

Вот этот козырь и разыгрывают в позиционной войне с взбунтовавшимися жителями директора бывших МУПов и жилконтор, причем Всероссийская конференция по управлению многоквартирными домами показала, что проблема актуальна и для Владивостока, и для Барнаула, и для Новосибирска, и для Владимира. Казалось бы, процедура передачи дел регламентирована, но в действительности она не выполняется. Обычно дирекция управляющей компании отвечает рвущимся на свободу строптивцам: все документы утеряны. Опровергнуть это заявление и истребовать документацию практически нереально.

Альтернатива есть, но ее нет

Кстати, помимо образования ТСЖ, у горожан есть возможность перехода к другой управляющей компании. Но эта процедура технически не менее сложна. У собственников жилья нет возможности получить доступную и, самое главное, достоверную информацию в управлении ЖКХ администрации города.

Зато положительный опыт работы ТСЖ хорошо известен и очень нагляден, поэтому молва об их успехах распространяется повсеместно. Низким тарифам и высокому уровню организации обслуживания в ТСЖ «Кондоминиум-1» на ул. Василисина, 8-б, ТСЖ на Суздальском проспекте, 26а, ТСЖ-172 на ул. Мира, 4, ТСЖ «Наш дом-3» на ул. Н. Дуброва, 26г, завидуют дома по соседству.

– Во Владимире много ТСЖ, в которых работают грамотные, добросовестные, неравнодушные председатели, создавшие хорошие трудовые коллективы по обслуживанию домов, – подытоживает Лариса Барашкова.

Дом № 8-б по ул. Василисина, в котором она возглавляет ТСЖ, уже 15 лет ни от кого не зависит и чувствует себя прекрасно: во дворе ухоженные цветники, детская площадка, лавочки, придомовая территория обозначена скромной оградой.

– У нас невысокий тариф на обслуживание дома по отношению к городу, – гордится Лариса Барашкова. – Мы шаг за шагом шли к таким показателям. О своей работе мы регулярно отчитываемся перед общим собранием жителей. Каждый наш расход подтвержден документами. В открытой форме отчетности ТСЖ все можно проследить. Нас контролирует ревизионная комиссия. А вы попробуйте узнать в управляющей компании, куда ушли ваши деньги.

О том, что работники ТСЖ «Кондоминиум-1» не только деньги собирают, но и знают, как ими грамотно распорядиться, говорит тот факт, что задолго до принятия федерального закона об энергосбережении дом № 8-б по ул. Василисина добился ежегодной экономии по теплу порядка 500 тыс. рублей в год. Жители по достоинству оценили такую предусмотрительность и всецело доверяют администрации своего ТСЖ.

Есть и еще один вариант организации взаимоотношений с управляющими компаниями. Дом создает ТСЖ, но сохраняет прежние договорные отношения с обслуживающей организацией. Именно таким образом установили взаимовыгодные контакты управляющая компания «Наш дом-3» и ее 7 домов-новостроек на ул. Тихонравова, Н. Дуброва, Пугачева и Никитина.

Государственная политика направлена на широкое вовлечение собственников в управление их домами и увеличение ТСЖ. Координационный совет поддержки ТСЖ, ЖСК неоднократно обращался в администрацию с предложением материально простимулировать процесс создания ТСЖ, в том числе и за счет реорганизации ЖСК, исчерпавших свое назначение. Но оно почему-то понимания не встречает, как не встречает поддержки инициатива по бюджетному финансированию курсов подготовки председателей и бухгалтеров ТСЖ. Что вы хотите – кризис!

Авторитетное мнение

В 2011 году во Владимире должно быть 500 ТСЖ, то есть в два раза больше, чем сегодня. Но как преодолеть сопротивление управляющих компаний – пока неясно.

Директор департамента ЖКХ администрации Владимирской области Виктор Шершнев лаконично объяснил обозревателю «Призыва», что «все должно быть по закону: в месячный срок управляющие организации обязаны передать документы руководству созданного ТСЖ». При этом он недвусмысленно дал понять, что давно уже устал от вопросов, не входящих в его полномочия, и не понимает, о чем думает владимирское градоначальство.

Глава Владимира на своей пресс-конференции продемонстрировал озабоченность проблемой организации ТСЖ.

– Сейчас я на всех совещаниях говорю, что количество ТСЖ от общего числа многоквартирных домов в областном центре нужно наращивать, – прокомментировал он. – Коллеги, главы городов, меня поддерживают, и такую работу мы проводим. Но приказом здесь ничего не сделаешь, людей сложно убеждать. Сегодня не все управляющие компании понимают, что если у них есть дом, то это счастье для них, потому что жители соглашаются с ней работать. Но если управляющая компания не выполняет договорные условия и свои обещания, которые давались на общих собраниях, то право жителей – создать ТСЖ и наладить эффективное управление домом.

Образование ТСЖ руководитель муниципалитета назвал «главной темой» и уточнил, что этой работой должны заниматься управление ЖКХ муниципальной администрации и администрации районов города.

«Призыв» попытался получить комментарии и у начальника управления ЖКХ г. Владимира Юрия Дударева, но в очередной раз это сделать не удалось. Впустую просидев вместе с представителями ТВ-6 в конференц-зале управления, где, как проинформировала СМИ пресс-служба, должно было состояться совещание с директорами управляющих компаний, обозреватель заглянул в кабинет заместителя начальника управления Сергея Панкратова и попробовал пообщаться на тему ТСЖ с ним.

–  У нас в управлении нет отдела, который занимается ТСЖ, – сразу пошел в атаку Сергей Панкратов. – Его сократили в прошлом году.

–  А вас не беспокоит необходимость выполнения одного из условий получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ? – удивился обозреватель «Призыва».

–  А вас не беспокоит, как будут делать капитальный ремонт домов, которые находятся в ведении управляющих компаний? – вопросом на вопрос отреагировал чиновник.

–  Но Владимир может вообще не получить денег в 2011 году…

–  А заявку в Фонд содействия реформированию ЖКХ формирует область, а не мы…

Вот так содержательно поговорив со вторым лицом управления ЖКХ города, «Призыв» уточнил в департаменте ЖКХ, что областная заявка на участие в программе капитального ремонта формируется обычно весной, так что у Владимира достаточно времени, чтобы выполнить условия госкорпорации. Но методы достижения необходимых результатов остались тайной за семью печатями. Видно, у городских коммунальщиков есть свое ноу-хау.

А как у соседей?

Человеческий фактор в действии

В Москве созданы городская и окружные комиссии по содействию выполнения решений собраний собственников многоквартирных домов. Ситуации им приходится разбирать разные.

По словам председателя Межрегиональной организации объединений домовладельцев Германа Ломтева, если половина собственников дома имеет иное представление о том, кто должен возглавить правление, и сами стороны договориться между собой не могут, тут необходим арбитр извне. Вот здесь задача комиссии – максимально учесть интересы всех сторон. Может быть, даже увеличить число членов правления ТСЖ с представительством всех участников конфликта.

Собственники вправе поменять управляющую организацию. Но, как правило, процесс передачи документации ДЕЗами затягивается. С помощью комиссии это происходит куда оперативнее. Н о не всегда у ходят от дирекций, порой, наоборот, желают вернуться к ним. Комиссиям приходится помогать и в таких случаях. Иначе по закону в ситуации, когда решение общего собрания осталось нереализованным, путь один – на конкурс.

Комиссиям приходится регулировать конфликты между ТСЖ и ресурсоснабжающими и подрядными организациями. Например, ТСЖ ВСК захотело взять дом в управление и заключило договор с Мосводоканалом. Но после принятия Жилищного кодекса РФ решили уйти в дирекцию – на какое-то время, чтобы подучиться. ДЕЗ Мосводоканалу платила исправно, но там в общей сумме долю этого ТСЖ не увидели и начали предъявлять претензии товариществу по заключенному им договору. Комиссия обязала ресурсоснабжающую организацию провести сверку, освободить собственников от необоснованных претензий.

При этом комиссии не являются судами, истиной в последней инстанции, если их компетенции оказывается недостаточно, то у собственников есть право обратиться в суд.

Официально

Получить федеральные деньги будет трудно

В 2010 году на проведение капитального ремонта многоквартирных домов Владимирская область получит от Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ около 673 млн рублей. В их освоении примут участие 48 муниципальных образований региона из 127 В прошлом году денег было больше – около 703 млн рублей, а муниципальных образований, подготовивших заявки, – на 10 меньше. По данным на 16 июня 2010 года, во всех территориях, кроме Гороховца, программные мероприятия 2009 года наконец завершились.

Из 995 многоквартирных домов, включенных в 2009 году в областную адресную программу по капитальному ремонту, отремонтированы 990. Несмотря на приобретенный положительный опыт работы, сложностей в реализации программы хватает.

Как пояснил на селекторном совещании директор областного департамента ЖКХ Виктор Шершнев, торги на проведение работ по капитальному ремонту позволили сэкономить выделенные фондом средства, и это только добавило хлопот. Разрешение потратить деньги пришло только в конце 2009 года, и далеко не все муниципалитеты сумели воспользоваться представившейся возможностью. На счетах управляющих компаний осталось более 19 млн рублей.

На 1 января 2010 года из 703 млн рублей было оплачено 673 млн, что составляет 96% от всей суммы. Без капитального ремонта остались 4 дома в городах Муром и Гороховец. В Судогде не повезло одной многоэтажке: контракт с подрядной организацией расторгнут, деньги возвращены в местный бюджет.

Невысоким оказалось и качество реализации программы. Уровень освоения программных средств в сельском поселении Копнинское составил 83,32%, Павловское – 92,42%, Новосельское – 92,57%, Денисовское – 92,8%, в округе Муром – 93,1%.

– Мы не сможем подать заявку на 2010 год, пока не завершим работы 2009 года, – резюмировал Виктор Шершнев.

Притчей во языцех стало качество выполнения подрядных работ. Самым низким оно было в Муроме, Карабанове, Струнине, Вязниках и Собинке. Все лето и осень прошлого года центральные и региональные СМИ пристально следили за нерадивыми ремонтниками. Особенно прославилось Струнино, где с раскрытыми крышами с октября по декабрь были оставлены 19 домов.

В 2010 году ситуация, возможно, улучшится, так как постановление главы региона от 15 июня 2010 года предписывает ТСЖ, ЖСК или управляющей компании при выборе подрядной организации руководствоваться 185-ФЗ, то есть отныне в конкурсах смогут участвовать строительные предприятия, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). Предполагается, что за недобросовестного подрядчика в случае чего ответит отраслевое бизнес-сообщество. Рамочное соглашение о сотрудничестве будет заключено между департаментом ЖКХ и СРО. Аналогичная система взаимоотношений выстраивается и с организациями, имеющими право ведения технадзора.

Сроки по сбору заявок на 2010 год поставлены очень жесткие. Уже после 22 июня начнется формирование областной адресной программы. Кто не успеет с подготовкой документации, опоздает навсегда. В резерве быстро найдутся желающие воспользоваться упущенными деньгами.

– Сегодня в областном департаменте ЖКХ заявок на проведение капитального ремонта от всех муниципальных образований скопилось на 1,800 млрд рублей, – проинформировал муниципалитеты области Виктор Шершнев. – Выделяемые Фондом содействия реформированию ЖКХ 673 млн рублей не удовлетворяют и половину потребности.

Средства, не израсходованные муниципалитетами в 2010 году, будут возвращены в фонд, а территории в последний год работы фонда лишатся возможности получить дополнительные средства на проведение капитального ремонта.

Еще больше проблем муниципальным чиновникам обещает преподнести 2011 год, ведь условия участия в программе капитального ремонта ужесточатся. Если в текущем году достаточным считалось присутствие на рынке коммунальных услуг муниципальных образований 50% частных компаний, то в 2011 году их число должно вырасти до 80%. Если сегодня фонд вполне устраивало наличие 10% ТСЖ в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, то в 2011 году их должно быть в два раза больше.

Муниципальным образованиям области также необходимо составить график установления не позднее 1 января 2011 года тарифов для различных групп потребителей без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группы потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей, то есть речь идет о ликвидации перекрестного субсидирования.

Кроме того, по 261-ФЗ и 185-ФЗ муниципалитеты должны разработать графики по установке до 1 января 2012 года общедомовых приборов учета тепловой энергии в первую очередь на тех домах, которые уже приняли участие в программе, а до конца 2010 года – в учреждениях социальной сферы. Но пока муниципалитеты не в силах сосчитать, сколько их уже установлено и сколько еще нужно установить.

И последнее. 1 января 2012 года Фонд содействия реформированию ЖКХ завершает свою работу. В Госдуме находится законопроект, который предусматривает создание федерального и региональных фондов капитального ремонта жилья и разработку пятилетних программ для аккумуляции денежных средств населения.

Ольга Романова

Просмотры: