16+

Учеба по лимиту

Разговоры о том, что образование в школах России скоро станет платным, не утихают. Более того, с приближением нового учебного года они обрастают все новыми подробностями.

Ажиотаж подогревается доходящей до регионов информацией из Москвы. Многие столичные школы уже давно живут в режиме всевозможных доплат и поборов с родителей. Все чаще звучит термин «госстандарт». Чиновники всех уровней уверяют, что входящие в государственный образовательный стандарт учебные предметы будут для школьников бесплатны. Однако родители в эти посулы не верят. Никто не знает, сколько именно предметов будет входить в госстандарт, сколько станут платными, а у страха, как говорится, глаза велики. Мы решили выяснить, что же это все-таки за зверь такой – пресловутый госстандарт. И так ли безосновательны страхи родителей.

Откуда ноги растут

На одном из заседаний Совета по реализации нацпроектов президент России Дмитрий Медведев дал задание правительству РФ разработать план первоочередных мероприятий по модернизации общего образования, направленных на внедрение в жизнь национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Правительство, естественно, взялось за работу. Таким образом, 6 октября 2009 года приказом Министерства образования и науки за ¹373 был принят стандарт начального общего образования. Стандарт общего образования и стандарт среднего образования пока еще находятся в стадии разработки.

Что же такое стандарт? Это своего рода совокупность требований: к структуре образовательных программ, к результатам их усвоения, к условиям реализации – три кита, на которых должны стоять абсолютно все российские образовательные программы, по которым учатся дети с 1 по 11 класс.

– Необходимость обновления содержания общего образования действительно назрела, – признает заместитель директора областного департамента образования Ольга Беляева. – Общее образование несколько устарело. Это ясно хотя бы потому, что сегодня востребован человек, способный работать в нестандартных ситуациях. При этом он должен знать, где получить информацию, как ей воспользоваться на практике, как ее передать и переработать творчески. На это и нацелены наши новые образовательные стандарты.

Образовательный стандарт нового поколения вступит в силу 1 сентября 2011 года. Казалось бы, время еще есть. Но не для всех. Чтобы начать жить по-новому, нужно пройти некие экспериментальные этапы. Поэтому сегодня, согласно приказу Минобрнауки РФ № 125, определены 22 школы во Владимирской области (по одной – в каждой территории) и 45 первых классов в них, которые будут отрабатывать примерный базисный учебный план уже с сентября текущего года. Для этого подготовлены комплекты новых образовательных программ и изданы новые комплекты учебников, утвержденных Минобрнауки РФ.

Первопроходцы

Итак, 22 школы, которым доверена почетная и трудная роль первопроходцев, по мнению областных чиновников, курирующих образование, являются самыми сильными, интересными и передовыми.

В областном центре экспериментальной площадкой выбрана гимназия № 23. Участвуют в эксперименте и сельские школы, которые шагнули далеко вперед по материально-техническому оснащению и подготовке педагогического коллектива. Среди самых продвинутых – Ковардицкая школа Муромского района, Красногорбатская школа Селивановского района, Ставровская школа Собинского района, Стародворская школа Суздальского района и другие.

После того как эти учреждения начнут работать по другим правилам и выявят риски, поджидающие на пути образовательного процесса в условиях нового образовательного стандарта, их опыт будет учтен всеми остальными школами. Первопроходцы же останутся своеобразными методическими центрами для всех оставшихся школ, которые включатся в работу, как уже было сказано, с 1 сентября 2011 года.

– В школе должны быть не только подходящие условия созданы, но и сам учитель должен быть немножко иной, – уверена Ольга Беляева. – Он должен пройти соответствующие подготовительные курсы. Ведь работать ему придется по совершенно новой модели обучения, предполагающей не представление готовой информации школьнику, а подведение учителем ребенка к тому, чтобы тот сам определял и формулировал задачу урока. Это непросто.

Существенное дополнение: все ребята, пришедшие в школу до 1 сентября 2011 года, то есть основная масса учащихся, будут учиться по старому образовательному стандарту.

Что нового в новом стандарте

Итак, что нового содержится в новом образовательном стандарте? Повлечет ли э то за собой платность образования, как боятся многие родители?

Как объяснили в департаменте образования области, в части обязательной – то есть в части государственного федерального компонента – никаких изменений не произойдет. Если брать первый класс, здесь останутся все те же учебных 20 часов, оплату которых гарантирует государство. Они (уже на протяжении многих лет) включают: 5 часов в неделю русского языка, 4 часа литературного чтения, 4 часа математики, 2 часа окружающего мира (природоведение), плюс по одному часу отведено на музыку, изобразительное искусство, технологию (т руд), физкультуру.

Но здесь появилась принципиально новая позиция – внеурочная деятельность, направленная на развитие личности. Это дополнительные 10 часов, являющиеся неотъемлемой частью образовательной программы первоклассника. Этот компонент финансируется из средств регионального бюджета. То есть всего первоклассник должен получить 30 учебных часов, которые будут финансироваться из средств областного бюджета, как и раньше, по субсидии.

Что войдет во внеурочные 10 часов? Это различного рода занятия, в основном, групповые, по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Сегодня в сфере дополнительного образования региона уже наработан опыт по многим из этих направлений, есть программы, активно использующиеся на уроках в начальной школе. Например, предмет «Родиноведение». Курс с рассказом о нашей области, о наших памятниках, с практическим приложением, когда ребенок не просто узнает, например, какие наличники на избе, а нарисует их, может быть, даже изготовит сам.

Есть курс «Наш край», есть литературное краеведение – сюда вошли материалы, наработки наших писателей, которые можно использовать для работы с детьми в начальной школе, программы «Основы православной культуры», «Основы религиозной культуры».

Могут быть созданы общественные объединения, занятые социально значимыми делами. Уже сейчас во многих школах существуют коллективные творческие дела, которые, как правило, приурочены к большим праздникам. Например, в этом году было 65-летие Победы. Что может сделать ребенок-первоклассник в рамках коллективного дела? Многое – например, нарисовать открытку ветерану, может пойти его поздравить с группой, помочь ему в каком-то элементарном деле, например, прибраться, сходить в магазин, вынести мусор.

Общеинтеллектуальное направление предполагает проектную деятельность. Сегодня она широко используется в программах общеобразовательных школ. Что ребенок может спроектировать? Размышляя о благоустройстве пришкольной территории – клумбу, лавочку, спортплощадку, а может, пойдет еще дальше –   разработает проект «Мой любимый уголок». В конце концов, это может быть исследование в области каких-то знаний – математических, лингвистических…

Общекультурное направление может включать посещения музеев, театров, библиотечные уроки. Спортивно-оздоровительное направление – уже имеющийся курс «Основы здорового питания», уроки здоровья, программы по ритмической гимнастике, начальному плаванию, фигурному катанию и т.п.

Итак, есть предложение – родители могут выбрать именно то, что, как они считают, необходимо их ребенку. Скажем, мальчик очень подвижный – для него подойдет спортивно-оздоровительное направление. А еще неплохо бы знать и историю – добавим еще одно направление. В итоге набежало по 2 учебных часа. Кто-то ограничится этим: ведь есть уже 20 обязательных часов (ровно столько, сколько ребенку положено по санитарным нормам), плюс 4 дополнительных – это по 5 уроков в день. Другой родитель может думать по-другому. Ему хочется, чтобы его ребенок и музыкой занимался, и иностранный язык учил, и в музеи ходил, и т.д. А здесь выбор уже предлагает школа – в зависимости от ее возможностей.

Школы же сначала должны посмотреть, что они реально могут предложить детям – здесь должна быть сформирована материальная база, разработаны интересные программы, подобран энергичный педколлектив. А вот если этот внутришкольный набор окажется слабоват, школа может обратитьсяв учреждения дополнительного образования, которых во всех территориях достаточно.

Платить или не платить

В первом классе для всех школ (и общеобразовательных, и профильных) набор и количество обязательных предметов одинаковы и составляют 20 часов. Со второго по четвертый класс идет увеличение – 25 часов. В их рамках есть часть (3 часа), формируемая участниками образовательного процесса. Это то, что раньше называлось региональным, или школьным, компонентом. То есть к федеральному компоненту есть дополнительные три часа, которыми школа может распорядиться в зависимости от своей специфики – это может быть иностранный язык, математика, труд… И эти часы обязательно финансируются.

 – Вот почему нужен наблюдательный и попечительский советы в учреждениях, родительские комитеты, – уверена Ольга Беляева. – Руководство школы ведь может сказать: давайте не иностранный язык введем дополнительно, а, скажем, труды, или отдадим один час на математику. Может, это и правильно, но кто оценит необходимость именно этого предмета для учащихся? С одной стороны, представлять это все должен заместитель по учебной работе, он должен обосновывать перед советом школы необходимость введения дополнительного часа по математике, по труду, по инязу. Педагогическая общественность может с ним согласиться или нет. А есть еще родители, которые тоже могут сказать: зачем моему ребенку во втором классе три часа иностранного? Для начала пусть укрепит позиции по русскому – учится читать и писать. К сожалению, как правило, учебный план не обсуждают с родительской общественностью. Между тем, он должен висеть на информационной доске рядом с лицензией и свидетельством об аккредитации. Чтобы родитель, приходя в школу, знал, что ждет его ребенка, чтобы не хватался потом за голову и не платил деньги неизвестно за что.

Что касается старшеклассников, для них образование тоже не собираются сделать платным. С 9 класса учащимся положены 36 обязательных часов в неделю и четыре часа – факультатив по выбору. Так было всегда и, как уверяют чиновники, всегда будет.

– Есть федеральный государственный образовательный стандарт, который необходим к исполнению, – объясняет Ольга Беляева, – и когда мы формируем норматив на каждого ученика в школе, мы делаем это, исходя из количества часов в учебном плане. Причем даже исходя из тех часов, которые делятся. Например, при делении класса пополам при изучении двух языков – английского и немецкого, немецкого и французского и т.д. Это тоже заложено в региональном нормативе. Если это гимназический класс или класс компенсирующего обучения, там есть свои коэффициенты.

Сегодня, когда многие школы перешли на профильное обучение (открыли медицинские, юридические, педагогические классы), все часы, не входящие в федеральный компонент, уходят на предметы, необходимые учащимся для углубленного изучения выбранного профиля. При этом формирование учебного плана идет таким образом. Есть обязательный федеральный компонент (примерно 12 часов из 40 положенных), туда входят русский язык, литература, математика, физика, то есть набор предметов, которые обязательны к изучению во всех российских школах.

Но ребенок, скажем, захотел идти в медицинский класс. Что ему дают в школе дополнительно? Биологию, химию, физику, больше математики. То есть к основным 12 добавляются профильные предметы – в рамках сорока. Другой школьник идет в юридический класс, там другой набор предметов к обязательному изучению – обществознание, история, русский, литература, то есть необходимый набор гуманитарных предметов. Все эти предметы ребенок учит бесплатно!

За что же платят родители? Понятно, что иной раз старшекласснику мало сорока часов. Тогда он может дополнительно выбрать то, что ему предложат в данном учебном учреждении, но уже за дополнительную плату. Во Владимирском промышленно-коммерческом лицее, например, ребенку дают возможность получить дополнительно специальность – это пять часов сверх сорока, плюс вводят курсы, которых нет ни в госстандарте, ни в кружковой работе.

В некоторых школах предлагают дополнительно углубленное изучение, например, второго или даже третьего иностранного языка, и так далее – все зависит от выбора ребенка и возможностей данного учебного учреждения. Все, что дополнительно и за рамками стандарта, оплачивается из кармана родителей. Плату за дополнительные услуги каждая школа устанавливает сама, но по согласованию со своим учредителем, чтобы не было запредельных цен. Для школ учредителем является территориальное управление образования.

По всему выходит, что страхи о якобы грозящем нам платном общем образовании сильно преувеличены. То, что необходимо знать современному школьнику, он получит в рамках школы. Другое дело, что существующие рамки, как бы хороши они ни были, многим сегодня тесноваты. Вот именно за эту свободу выбора и придется платить.

Ирина Дубиневич

Просмотры: