16+

Владимирские капитаны грезят о комфортных гаванях

Несмотря на кризис, по данным Центра ГИМС МЧС России по Владимирской области, число регистрируемых гидроциклов и маломерных судов морского класса в регионе растет. «Призыв» решил разобраться, как тяга доселе сухопутных владимирцев к большой воде влияет на предложение рынка услуг: имеются ли в области условия для получения навыков судовождения и как развивается сегодня инфраструктура водного туризма.

Потребности растут

–  Во-первых, вместе с улучшением благосостояния людей меняется качество отдыха, – пояснил старший государственный инспектор Центра ГИМС МЧС России по Владимирской области Виктор Нищенко. – Во-вторых, новое хобби становится все более популярным среди населения.

Для отдыха на большой воде необходимы катера, которые способны надежно работать на любом удалении от берега. Владельцы резиновых и поливинилхлоридных лодок о столь романтичных приключениях могут только мечтать.

Интересно, что начинающие капитаны морских судов ревностно относятся к их регистрации в Центре ГИМС, получению удостоверения на право управления маломерным судном и автоприцепом.

–  На морях или внутренних водных путях хозяевам катеров все равно придется столкнуться с ГИМС, которая вправе проверить регистрационные документы, отметку о прохождении ежегодного техосмотра, наличие бортовых номеров и удостоверения судоводителя, – уточнил Виктор Нищенко. – Поэтому уклонение от выполнения этих требований только себе дороже.

Еще бы: несоблюдение правил эксплуатации маломерных судов влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть II, ст. 11.7 – 11.13).

Иная ситуация с более легкими и мобильными гидроциклами. Их обладатели – рисковые, склонные к нарушению правил безопасности на водных путях ребята. Они предпочитают экстрим: гонки по водоему до приезда инспектора и быструю эвакуацию в случае его появления. Хотя при стоимости гидроцикла от 2 млн рублей и выше о дороговизне получения регистрации в 500 рублей, талона о технической готовности к плаванию судна в 60 рублей и судового билета в 100 рублей и рассуждать-то смешно.

–  Нас не догонят! – до первого происшествия гордятся водные мотоциклисты.

Мечты и реальность

В детстве директор одного из владимирских предприятий Виктор Вахромеев увлекался авиа- и судомоделизмом. И вопреки тому, что моряков в сухопутном роду Вахромеевых отродясь не водилось, его тянуло к парусам, к большой воде, к морю.

В какой-то момент он понял, что готов к осуществлению давней мечты – освоил управление парусным судном, получил лицензию. Но возможность ходить под парусом выдавалась 1-2 раза в году и только на Средиземном море.

–  Мне давно хотелось поискать возможность реализации моего хобби где-нибудь поближе, – поведал свою историю «Призыву» кандидат технических наук Виктор Вахромеев, который в свое время со всей скрупулезностью истинного ученого принялся анализировать ситуацию на отечественном и зарубежном рынке маломерных судов, с одной стороны, и на рынке водных туристических услуг – с другой. Итоги были неутешительны.

– К своему удивлению, я пришел к выводу, что купить катер на электронных торгах в Америке значительно дешевле, чем в России, не говоря уже о качестве его изготовления, – поделился своим открытием Виктор Вахромеев. –  А ведь такая покупка – статусное событие для каждого мужчины, и к тому же удовольствие не из дешевых. Это лучшее средство избавить вас от лишних денег.

Таким образом, американский катер «Stingray» при помощи знакомых был куплен на интернет-аукционе eBay, пересек океан, прошел растаможку и благополучно приехал во Владимир, где получил имя «Александра».

Несудоходная Клязьма изначально не рассматривалась будущим капитаном в качестве возможной акватории. Фарватер ее давно не чистится, навигационная разметка водного пути отсутствует, куража, как говорят судоводители, на реке нет. Все шансы стать летней резиденцией путешественника были у Оки, но в Муроме перестала функционировать единственная лодочная стоянка.

– Судно такого класса в багажник не положишь –  нужен трейлер, – дотошно перечислил все потребности водного туриста Виктор Вахромеев. –  Для ночевки на берегу желательна гостиница. Еще хорошо бы на время плавания поставить в какое-нибудь надежное место машину. Спуск судна на воду и подъем его возможны только по специальной наклонной береговой площадке – слипу.

Прекрасно оснащенная всем необходимым «марина» отыскалась, наконец, на Горьковском водохранилище – в небольшом ивановском городке Юрьевец. Кроме прочего, она располагает двумя платными охраняемыми стоянками: на воде, по соседству с комфортабельной гостиницей, и на берегу, что удобно и безопасно для стоянки, сохранности судна и поддержания его быстроходных качеств – корпус всегда чистый и сухой.

– Теперь запас хода и полет мечты определяются только емкостью топливного бака и судового биотуалета, –  резюмировал Виктор Вахромеев. – Увы, наш ненавязчивый сервис еще не дорос до заправок на воде. Это еще одна больная тема!

Как стать капитаном

– Проблем с получением прав сегодня у владельцев маломерных судов нет, –  рассказал «Призыву» старший государственный инспектор Центра ГИМС по г. Владимиру Виктор Нищенко. – Во всех городах нашей области созданы школы обучения судоводителей, в которых подготовка проводится по утвержденной программе специалистами, знающими толк не только в речном, но и морском деле.

Во Владимире уже три таких школы: одна из них –  ГУ «Производственнотехнический центр Федеральной противопожарной службы по Владимирской области» –  государственная и две частные. Свои школы открылись в Муроме и Вязниках.

С 2005 года поток курсантов в школы судовождения стал нарастать, потому что МЧС России начало строго контролировать порядок на воде. Каждое появление на акватории без удостоверения обходится «пирату» в 1500 рублей. Такой «отдых» разрушителен для нервной системы отпускника и тем более его прекрасной половины. Поэтому, из дальних странствий воротясь, такие «свободные рейнджеры» старались легализоваться как можно быстрее.

Директор одной из владимирских частных школ ООО «Аква-Гарантия» Олег Рыжов в разговоре с «Призывом» припомнил, как однажды к нему в школу поступил курсант, которого инспекторы ГИМС опознали по своей картотеке как правонарушителя, оштрафованного за управление гидроциклом без удостоверения. Он был допущен к экзаменам только после оплаты штрафа.

– В последнее время наметилась тенденция к обучению на «большие» права, которые включают морские и речные, –  зафиксировал изменения в настроении своих клиентов Олег Рыжов. – Преимущество морских прав в том, что они дают возможность управлять судном любой мощности стационарного двигателя вместимостью до 12 пассажиро-мест.

Кроме того, на акваториях Ладожского и Онежского озер и озера Байкал, которые относятся к озерам первого разряда, где высота волн может достигать трех метров, а также на акватории ниже астраханского торгового порта Оля вступают в силу правила морского судоходства, и поэтому речные права там не действуют.

Удостоверение на право управления судном выдается на срок до 10 лет. Для его получения надо за 63 академических часа с помощью опытного преподавателя-судоводителя научиться читать лоцию, освоить азы морской и речной навигации, а потом за 12 часов подкрепить теорию практикой.

– Сейчас в моду вошли катера со стационарными двигателями водоизмещением около тонны, которые перевозятся, как правило, на прицепах, –  добавил Олег Рыжов. –  Правилами дорожного движения установлено, что водитель, управляющий прицепом от 700 кг до 3,5 тонны, должен к правам категории «В» получить права категории Е. Отвечая требованиям клиентов, школа ДОСААФ РОСТО дополнила лицензию на обучение водителей этой категории.

Уже знакомый читателям «Призыва» капитан катера Виктор Вахромеев считает, что ГИМС по сравнению с ГИБДД принимает экзамены у судоводителей очень цивилизованно, дисциплинированно и строго по закону.

–   Я благодарен инспекторам ГИМС, что они выпустили меня «по-взрослому», – заявил он. – Опыт первой навигации показал, что полученные мною знания и предъявленные требования были необходимы. Но во Владимире было бы еще больше капитанов при нормальной организации стоянок и сервисного обслуживания судов. У нас в области не используются огромные резервы для развития туристического потенциала территории.

Эта территория зовется акватория

– Развивать сервис для маломерных судов должны не региональные и л и муниципальные власти, а малый и средний бизнес, – изложил свое мнение президент Муромского яхт-клуба Борис Нарбеков. – Но слишком уж затратное это дело, а отдача невелика: высокий сезон длится максимум полгода… При «марине» нужно создавать комплекс услуг, которые были бы востребованы круглый год. Но прежде всего коммерсант сам должен преданно любить воду и катер.

Уже упоминавшаяся муромская лодочная стоянка, оставшаяся от прежних времен, по иронии судьбы висела мертвым грузом на балансе местного горводоканала и медленно умирала в течение 10 лет. Между тем горожане продолжали активно увлекаться парусным спортом.

Наконец, в прошлом году стоянку передали муромскому порту, который обещал выделить средства для ее поддержания. Как выяснил «Призыв» у директора ОАО «Порт «Муром» Евгения Морозова, уже в текущем сезоне сформировано «отдельное звено по обслуживанию маломерного флота». Теперь на дебаркадере порта маломерные суда смогут заправиться ГСМ, им будут предоставлены услуги по круглосуточной охране и техобслуживанию. Для автомашин организована платная стоянка. Правда, о каких-либо инвестициях в дальнейшее развитие этого «звена» речь пока не идет.

– Муромские яхтсмены-любители в основном небогатые люди, – продолжил Борис Нарбеков. – Они будут не в состоянии платить за стоянку дорого. А владельцы дорогих катеров процесс развития инфраструктуры туристического сервиса пока не подтолкнули и довольствуются трейлерным вариантом.

Сам Борис Нарбеков, постоянно живущий на судоходной реке, исповедует другое направление водного туризма, которое он называет «судно дома». В этом случае водное транспортное средство в любое время дня и ночи на протяжении всей навигации готово принять на борт своего хозяина у причальной стенки. Вопрос в том, где она – вожделенная причальная стенка.

Руководитель муромского отделения ДОСААФ Юрий Калинин вроде бы позитивно отнесся к предложению яхтсменов возродить лодочную станцию и даже детский яхтенный спорт, но денег на проведение работ так и не нашел. Хорошо уже то, что участок, когда-то отведенный под станцию и плавучий дебаркадер, сохранен, и документально переоформлен его перенос из центра города ниже наплавного моста в связи со строительством набережной. Сейчас необходимо привести в соответствие с современными противопожарными, санитарно-техническими и энергетическими нормами дебаркадер и территорию лодочной станции.

Что касается яхтинга, которому посвятил свою жизнь Борис Нарбеков, то, как выяснилось, Россия может реально его лишиться. С 2010 года парусники находятся в ведении Минтранса, которому вообще не до спорта. Никаких подзаконных актов этого ведомства, уточняющих ответственность владельцев яхт и их юридический статус, с тех пор так и не появилось.

Все телодвижения чиновников в этом направлении приводили к появлению такого пакета документов, который сопоставим по объему с бумагами на танкер или сухогруз. Нигде в мире суда, предназначенные исключительно для участия в соревнованиях, не подлежат государственной регистрации и техосвидетельствованию. И хотя ГИМС парусниками интересоваться не вправе, инспекции некоторых регионов идут неприкаянным яхтсменам навстречу и во избежание конфликтов с законом регистрируют их суда. В свою очередь, Всероссийская федерация парусного спорта предлагает использовать международный опыт и ограничить тип и размеры спортивных судов, подлежащих государственной регистрации.

Стоимость аттестации во Владимире

ООО «Аква-Гарантия» (ул. Ставровская, д.8, автошкола ДОСААФ РОСТО, директор школы по подготовке судоводителей маломерных судов Олег Рыжов, подразделения школы есть в Александрове, Коврове, Муроме, Гусь-Хрустальном, а также в Ивановской области)

Обучение управлению мотолодкой – 6000 рублей

Обучение управлению мотолодкой и катером – 7000 рублей

Обучение управлению мотолодкой, катером и гидроциклом – 8000 рублей

Получение морских и речных прав – 15000 рублей

ГУ «Производственно-технический центр Федеральной противопожарной службы по Владимирской области» (п. Юрьевец, ул. Ноябрьская, 17а, директор школы Александр Рубцов)

Обучение управлению мотолодкой – 5800 рублей Обучение управлению мотолодкой и катером – 6000 рублей

Обучение управлению мотолодкой, катером и гидроциклом – 7000 рублей

ВООО «Водно-моторный клуб «Горизонт» (Судогодское шоссе, 1, директор школы Николай Наумов)

Обучение управлению мотолодкой – 5500 рублей Обучение управлению мотолодкой и катером – 6000 рублей

Обучение управлению мотолодкой, катером и гидроциклом – 7000 рублей

Ольга Романова

Просмотры: