16+

Физиков станет больше, чем лириков

Цифр о количестве бюджетных мест на 2010-й учебный год из Министерства образования и науки РФ во владимирских вузах официально ждут только после 20 мая, тем не менее, уже сегодня ясно, что у выпускников школ нашей области отныне будет больше шансов бесплатно выучиться на инженера, чем на экономиста или юриста.

Как сообщили в приемной комиссии Владимирского госуниверситета, вероятнее всего, гуманитарный и экономический блок в вузе в плане бюджетного финансирования будет сокращен почти на 50%. Если судить по практике прошлого года, Министерство образования и науки РФ намерено и дальше увеличивать количество бюджетных мест на технические специальности. И это касается не только ВлГУ, но и многих российских вузов. Вероятно, тенденция связана с «перепроизводством» юристов и экономистов и с тем, что страна сегодня остро нуждается именно в технарях.

Деньги на ветер

В последние годы в вузах происходит перераспределение бюджетных мест по направлениям, востребованным на рынке труда и отвечающим перспективам развития отечественной экономики. Понятно, что государству целесообразно готовить те кадры, в которых оно реально нуждается. Под них и создаются бюджетные места.

Кстати, в доперестроечные времена на тысячу выпускников было предусмотрено всего 180 бюджетных мест в вузах – таким образом, в университеты и институты поступало менее 20 процентов выпускников школ. А, скажем, в прошлом году на тысячу выпускников школ было предусмотрено 420 бюджетных мест в вузах России. Недавно на встрече с ректорами российских вузов министр образования Андрей Фурсенко заявил, что на это увеличение чиновники идут сознательно, поскольку образование для наших детей должно быть в основном бесплатным.

– Те люди, которые хотят и могут учиться, должны иметь возможность за счет государства получить хорошее образование, – заявил министр. – Но при этом мы не считаем, что должны оплачивать любое направление. Половина выпускников вузов России устраивается на работу не по специальности. Когда люди заканчивают вуз и понимают, что получали не совсем то образование, которое стоило получать, или когда получили то образование, которое им нравится, но не могут найти себе работу, – это неправильно. Люди, которые заканчивают вуз, должны быть востребованы.

Сегодня государством взят курс на усиленное финансирование высшего образования. Если в 2004 году из бюджета выделялась на одного студента в среднем 21 тысяча рублей, то сегодня эта сумма значительно увеличилась. Бакалавр финансируется государством в размере 17 тысяч в год, на специалиста отводится 32 тысячи, на магистра – 40 тысяч. Предполагается, что выпускник вуза будет трудиться на благо государства, компенсируя таким образом вложенные в него средства. Однако по специальности идут работать считанные единицы выпускников. Это наблюдается и в нашей области. К примеру, несколько лет назад были приведены данные по выпускникам факультета физического воспитания Владимирского педуниверситета: со всего курса в школы по специальности устроились… два человека. И это при дефиците преподавателей такого профиля в учебных заведениях.

Конечно, можно рассуждать о причинах такого явления, о том, что профессия учителя превратилась из почетной в непрестижную и низкооплачиваемую и т.д. Но это не отменяет постановку вопроса: зачем государству тратить средства на подготовку специалиста, чьи знания в конце концов не пригодятся? Зачем бросать деньги на ветер?

Стране нужны технари

По данным Минобрнауки, общий прием на бюджетные места в вузы страны на 2 010 г од, с учетом бакалавриата, магистратуры и специалитета, составит 498 тыс. человек. Если учесть, что в этом году школу окончат примерно 822 тысячи одиннадцатиклассников, стоит порадоваться, что больше половины из них все-таки смогут претендовать на бесплатное обучение в университетах, институтах и академиях.

Между тем, последние пять лет в вузах России действительно наблюдалось сокращение числа бюджетных мест. Поначалу чиновники из Минобрнауки мотивировали эту тенденцию сложной демографической ситуацией (например, число школьников, окончивших школу в 2006 году, оказалось значительно ниже, чем в предыдущие годы), а также на переизбыток специалистов-гуманитариев. В 2006-м претендовать на бесплатное высшее образование смогли 530 тысяч абитуриентов. Причем уже тогда планировалось к 2010 году довести сокращение бюджетных мест до 25-30%.

– Поначалу действительно шло снижение количества бюджетных мест, – соглашается Екатерина Епифанова, ответственный секретарь приемной комиссии ВлГУ. – С 2006-го по 2008 год в нашем вузе, например, произошло снижение с 1398 до 1287 мест. Однако в прошлом году мы набирали на бюджет уже 1329 абитуриентов, поскольку министерство проводит такую политику, чтобы ни один выпускник школы не остался на улице. В этом году количество бюджетников не уменьшится, лишь произойдет рокировка внутри специальностей. Гуманитарное направление уменьшит бесплатный прием, в отличие от приема на технические направления.

Во Владимирском госуниверситете сегодня обучается около 20 тысяч студентов, из них на бюджетной основе – около 9 тысяч, то есть чуть меньше половины. В этом году, в соответствии с экономическими запросами государства, планируется ввести три бюджетные специальности на заочном отделении: промышленное и гражданское строительство, автомобильное хозяйство, управление качеством. На каждую специальность будут набираться до 25 юношей и девушек.

Договорись с предприятием

И все-таки что делать тем, кто в силу разных причин не смог поступить на бюджетное отделение вуза? Шансы учиться бесплатно увеличиваются для тех, кто действительно хочет получить высшее образование, чтобы затем работать по выбранной специальности, повышая и дальше свой профессиональный уровень.

Во-первых, существует так называемый целевой прием, когда за счет средств федерального бюджета в вузах ребята получают профессии, необходимые муниципалитету. Например, муниципальному предприятию требуется специалист по одному из направлений деятельности. Вуз заключает с предприятием договор на подготовку этого специалиста, юноши или девушки учатся, а после окончания вуза приходят работать в муниципалитет. В выигрыше все – и работодатель, и вуз, и, главное, выпускник. Во Владимирском госуниверситете по такой схеме работают с 2008 года, и весьма успешно. Например, в прошлом году на целевой прием поступило 68 подобных заявок от муниципальных организаций области самого разного профиля – дорожных, архитектурных, детских учреждений…

Во-вторых, учиться в вузе можно и за счет средств предприятия. В данном случае заключается трехсторонний договор между вузом, предприятием и студентом. Например, в том же ВлГУ сегодня по договорам о целевой контрактной подготовке учится 1668 студентов. Среди предприятий, наиболее активно сотрудничающих с вузом, завод «Автоприбор», ВПО «Точмаш», ГУП «ДРСУ № 3», «Владимироблгаз», юрьев-польский завод «Промсвязь», завод «Кольчугцветмет», «Радугаэнерго», а также «Рязаньавтодор», «Тверьоблгаз», Борский стекольный завод из Нижегородской области.

– С предприятиями у нас установлены хорошие партнерские отношения, которые длятся много лет, – рассказывает Екатерина Епифанова. – Правда, в прошлом году из-за кризиса некоторые из работодателей были вынуждены отказаться от оплаты учебы своих студентов, но заранее предупредили нас. Кто-то из ребят перешел на самофинансирование. Но это были единичные случаи, в основном предприятия не скупятся на подготовку специалистов для собственного производства.

В-третьих, шансы на бесплатное высшее профессиональное образование дает Корпоративный институт ВлГУ, территориально находящийся на заводе «Автоприбор».

Я б в рабочие пошел

Мы связались с рядом предприятий – партнеров госуниверситета. Самый крупный из них – завод «Автоприбор».

– Раз в год, в начале учебного года, мы собираем комиссию, на которой рассматриваем заявления от работников, которые претендуют на заочное обучение за счет средств предприятия, – рассказывает Галина Вовчок, специалист по работе с персоналом отдела обучения и развития персонала завода. – Их должен рекомендовать руководитель подразделения, в котором они работают, на обучение той профессии, которая для завода востребована. По положению, предприятие может оплачивать до 100% обучения, но в зависимости от того, как человек учится, какой вклад вносит в развитие предприятия.

В прошлом году в ВлГУ на таких условиях поступило учиться 7 человек. Заводу потребовались специалисты в сферах электроснабжения, технологии машиностроения, автоматизации технологических процессов и производств, переработки пластмасс. Выпускники вуза будут включены в кадровый резерв предприятия: когда появляются вакансии, в первую очередь рассматриваются именно кандидатуры, которые выучились за счет средств завода.

Корпоративный институт ВлГУ работает по нескольким проектам подготовки специалистов за счет средств предприятия. Один из них – профессиональное развитие будущих бакалавров и специалистов, совмещающих учебу в ВлГУ и работу на предприятии.

– В отличие от целевого обучения, где студентами становятся непосредственно работники предприятия, здесь мы приглашаем работать на завод ребят, уже поступивших в госуниверситет, с условием частичной оплаты их обучения, – рассказывает Наталья Авдеева, заместитель директора Корпоративного института ВлГУ. – Сейчас у нас очно учатся 20 таких студентов, которые параллельно работают на производстве. Завод платит за них от 50 до 75% стоимости обучения, плюс выплачивает им стипендию от 500 до 2000 рублей и частично компенсирует оплату проживания. За время обучения ребята осваивают по 2-3 рабочие специальности, обучение дает им возможность расти карьерно и профессионально.

Более десяти лет сотрудничает с вузами области в плане подготовки специалистов за счет средств предприятия ВПО «Точмаш». За это время производственное объединение подготовило для себя до 45 специалистов высокого класса. В 2009 учебном году его работники были направлены на учебу в ВлГУ, во владимирские филиалы РАГС и ВЗФИ.

– Мы оплачиваем обучение своих работников полностью, но, по условиям договора, по окончании обучения специалист должен будет отработать на предприятии пять лет, – говорит Надежда Кувшинникова, начальник бюро по экономическому и профессиональному обучению отдела кадров, – в противном случае он обязан вернуть средства, потраченные на обучение.

– Как бы ни было тяжело, мы изыскиваем возможности, чтобы обучать своих работников, – утверждает генеральный директор ДРСУ ¹3 Николай Старов. – В России дается не узкопрофильное образование, как, например, за рубежом. И это здорово. Нашими специалистами можно гордиться, потому что они все умеют.

Сегодня в университете обучаются 29 человек, которые придут работать во владимирскую дорожную отрасль.

Ностальгия ни к чему

Сегодня многие склонны ностальгировать по тем временам, когда высшее образование давалось «даром». Однако факты    говорят о том, что платное обучение -это совсем не печальное «ноу хау» последних лет. Попытки сделать образование – причем не только высшее, но и среднее – платным предпринимались еще 70 лет назад. С 1940 года в стране вводились ограничения числа людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием и при этом использовались экономические меры: за учебу устанавливалась плата. Объяснялось это просто: стране нужны были люди у станка.

На этот счет есть и официальные постановления. Например, постановление №  638 от 26 октября 1940 г ода «О б установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». По нему с 1 сентября 1940 года устанавливалась плата за обучение:

– для учащихся 8-10-х классов в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик –  200 рублей в год; во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год. Такая же плата распространялась на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений;

– для студентов высших учебных заведений, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, – 400 рублей в год; в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, – 300 рублей в год…

В результате проведенных «реформ» за годы войны количество выпускников средних школ (8-10-е классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Частично денежные сборы стали отменять во время войны, но полностью отменили платное образование в стране лишь в 1954 году по решению союзного Совета Министров.

Кстати, один из уважаемых во Владимире людей – бывший прокурор города, генерал –  в беседе с друзьями не прочь вспомнить о том, как его в пору юности едва не выгнали из школы за то, что мать не смогла вовремя внести плату за обучение. Обидно было до слез. Так что тем, кто любит поговорить о прежних временах, когда и трава была зеленее, и солнце светило ярче, и все вокруг было бесплатным, не худо поговорить со старожилами – для объективности картины.

И для большей эффективности нужно не ностальгировать, а думать, как обеспечить доступность образования для всех, кто хочет и может учиться. Естественно, государство обязано сохранить бюджетные места в вузах с учетом своих потребностей и перспективы. А кроме этого, дать возможность потенциальным студентам и слушателям воспользоваться иными источниками финансирования. Это могут быть те же предприятия и организации в роли работодателей. Или, к примеру, сегодня все чаще говорят о введении системы образовательного кредитования. Есть и другие механизмы. Главное, чтобы высшее образование не стало элитарным, то есть малодоступным. Все-таки в этом деле первичны знания, а не деньги.

Ирина Дубиневич

Просмотры: