18+
Погода: +3,5°C
Курсы валют: $00 00

Дожить бы до пенсии. Возраст выхода на пенсию может быть увеличен на пять лет – до 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин

29.04.2010

Новая пенсионная реформа сейчас активно обсуждается на федеральном уровне. Эта политика объясняется экономикой – дефицитом средств на содержание пенсионеров при стремительном старении населения.

 Чиновники считают, что гражданам пришло время морально настраиваться на перемены.  Однако пока общественное мнение явно не готово к повышению пенсионного возраста. Как выяснял «Призыв», жители Владимирской области воспринимают идею болезненно, особенно те, кому до выхода на пенсию остается недолго. Специалисты и эксперты тоже считают, что это событие может иметь серьёзные негативные последствия как для экономики, так и вне ее – для социальной сферы и рынка труда.

 Погасим долги за счет пенсионеров

 О необходимости повышении пенсионного возраста сегодня во всеуслышание заявляют помощник президента РФ Аркадий Дворкович, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов и другие политики. Они подчеркивают, что к этой теме надо относиться аккуратно, так как люди еще не готовы, но откладывать ее обсуждение на завтра нельзя. Необходимо постепенно готовить общественное мнение к неизбежному повышению пенсионного возраста. Это уже давно сделано в Европе. Нравится россиянам или нет, рано или поздно реформа состоится. В оценке того, когда именно это произойдет, мнения пока расходятся: одни политики убеждены, что решение придется принять уже в 2011 – 2012 годах, другие – что до него еще лет 10.

 Но все согласны, что с дефицитом бюджета ПФР надо срочно что-то делать. ПФР сегодня лишь на 40% в состоянии финансировать пенсии из собственных средств. Остальное покрывается из госбюджета. Нынешних налоговых поступлений от работающих россиян недостаточно для выплаты пенсий. Число трудоспособных граждан сокращается, а число пенсионеров растет, работники уже не в силах прокормить всех «отдыхающих», и «дыра» в бюджете стремительно растет. Из-за низкой рождаемости и высокой смертности доля пенсионеров в России составляет сейчас в среднем 20%. По Владимирской области этот показатель даже выше – 30%. То есть на каждых двух работающих у нас приходится по одному пенсионеру. И есть прогнозы, что через 10 лет это соотношение станет 1:1. В среднем, один работник должен будет трудиться так, чтобы отчислениями со своей зарплаты обеспечить пенсией одного старика. А при нашем уровне доходов это невозможно – дефицит пенсионного фонда многократно возрастет.

 В отделении ПФ по Владимирской области проблему из нехватки средств не делают – утверждают, что там, начиная с 2002 года, сохраняется положительная динамика поступления страховых взносов, долги ежегодно снижаются. Так, задолженность, образовавшаяся за 2002 – 2005 годы, уменьшилась уже в 20 раз, долги за 2006 год – в 18 раз к началу 2010 года. При этом поступления в бюджет ПФ растут. В прошлом году наш ПФ даже перевыполнил план по сбору страховых взносов и налогов – собрал 106,6% (9 млрд. 880 млн рублей). Однако, несмотря на этот позитив, задолженность областного ПФ все равно остается высокой. На 1 января 2010 года долги работодателей по страховым взносам за 2002 – 2008 годы составляли 1 млрд 58 млн рублей, с учетом задолженности индивидуальных предпринимателей – 1 млрд 100 млн рублей. При этом обеспеченность области на выплату страховой части трудовых пенсий в 2009 году составила 52, 6% – больше, чем средний по России показатель в 40%, но дефицит тоже внушительный. Он покрывается дотациями из ПФ России. 

  Однако управляющий отделением ПФ по Владимирской области Владимир Соловьев утверждает, что сам ПФР, несмотря на свой дефицитный бюджет, не поддерживает идею повышения пенсионного возраста. Информация о том, что ПФР якобы является сторонником этой идеи, недостоверна. Инициатива погасить пенсионные долги за счет «повышения» родилась не у пенсионных лидеров, а скорее, у политических. А так как решение еще не принято, ПФР сейчас ведет все актуарные расчеты (расчеты тарифных ставок страхования) и бюджетное проектирование, исходя из действующего пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Расчеты по новой планке в 60 и 65 лет еще не проводились.

 Однако владимирцы уже активно обсуждают предстоящую реформу.Все опрошенные нами воспринимают ее негативно. Одни боятся, что не доживут до высокого пенсионного порога в силу проблем со здоровьем, другие просто не хотят работать лишние 5 лет. Противники реформы преобладают среди граждан всех возрастов.

 Вместо пенсии – в гардеробщики

Получается, если люди предпенсионного возраста останутся и без работы, и без пенсии, от этого проиграет и само государство. Появится новый слой бедных и безработных. Возрастут расходы на социальные пособия. Повысив планку пенсионного возраста, в одном месте удастся сэкономить, но в другом придется увеличить траты. Значимого экономического эффекта эта мера не принесет. Не говоря уже о социальных последствиях. Ведь ухудшится материальное положение миллионов человек в регионе и стране в целом. С этим согласны  специалисты и эксперты, к которым «Призыв» обратился за комментариями. 

 Директор Центра занятости г. Владимира Алексей Донсков уверен, что реформа не улучшит ситуацию для граждан предпенсионного возраста, не даст им преимуществ при устройстве на работу. После 40 лет и сейчас все испытывают проблемы с трудоустройством, особенно женщины, и повышение пенсионного порога лишь усилит для них социальную напряженность. Сейчас 20% всех безработных в нашем регионе – это женщины 45 – 55 лет и мужчины 50 – 60 лет. При сокращении штатов их увольняют первыми. Даже если человек работал на приличном месте, его часто просят уйти. Потом он занимает неквалифицированную и плохо оплачиваемую должность. Этому есть экономическое обоснование: в стране нет на 100% эффективной системы непрерывного образования и повышения квалификации. Зачастую те, «кому за», даже компьютером пользоваться не умеют Человек в 55 лет, как правило, не владеет навыками, которые требуются на современном производстве. Он просто не может быстро принимать новые правила игры. Вот и уходит сидеть гардеробщиком или в ларек.

Что еще остается делать пожилому человеку, не достигшему пенсионного возраста и уволенному за ненадобностью? Разве что оформлять инвалидность и жить на досрочную пенсию, опять же за счет бюджета. Тем более к предпенсионному возрасту у человека обычно есть букет хронических заболеваний. Поэтому повышение планки выхода на пенсию при нашем уровне жизни чревато бурным ростом инвалидности.

 Пенсия как потерянное имущество

 Свое мнение для наших читателей высказал директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ ВШЭ, академик РАЕН, доктор экономических наук Сергей Смирнов:

 - К увеличению пенсионного возраста я отношусь негативно. Это решение ориентировано на достижение краткосрочных экономических эффектов. Оно призвано погасить дефицит Пенсионного фонда. Но это не решает перспективных проблем. Если человек будет работать лишние 5 лет, он, возможно, и увеличит накопления в свою будущую пенсию, но ведь одновременно будет расти и долг государства по выплате ему этой пенсии, и дефицит усилится.

 Проблема обсуждается с 2002 года. Тогда эксперты советовали законодателям разработать проекты, нацеленные на стабилизацию, прежде всего, экономики страны, на рост доходов от использования наших богатейших ресурсов. Тогда нашлись бы средства и на выплату пенсий. Однако нужные законы до сих пор не приняты. Поэтому «дыра» в бюджете ПФ растет, получается замкнутый круг.

  Предпринималась еще одна попытка покрыть дефицит ПФ – это программа государственного софинансирования пенсий. Людям предлагается отчислять добровольные взносы в счет накопления  своей пенсии, а государство их удваивает. Но это актуально только для тех, у кого сегодня высокие зарплаты. Обеспеченные люди могут перечислять крупные взносы в ПФ и ожидать в старости хорошей пенсии. Но ведь большинство населения в регионах сидят на низких зарплатах. Им бы найти средства за коммунальные услуги заплатить и купить продукты питания, а не перечислять взносы. Поэтому в программе сейчас участвуют всего 5% населения, она неэффективна.

 Покрыть дефицит ПФ можно только за счет развития экономики в целом, а не за счет слабых пенсионных программ и тем более не за счет увеличения возраста выхода на пенсию для граждан.  Конечно, сегодня можно рассудить, что человек просто не доживет до нового пенсионного возраста. Тогда и пенсию ему платить не придется, государство может сократить свои обязательства. И большая часть пенсионных накоплений, исходя из так называемого коэффициента дожития, даже не будет унаследована родственниками гражданина. Она станет «выморочным имуществом» – потерянными сбережениями. Государство на них сэкономит. Но такая логика цинична. И люди воспринимают ее очень болезненно. Сегодня, по данным социологических опросов, 55% населения против повышения пенсионного возраста. Люди расценивают его как дополнительную нагрузку, как давление на себя, – подчеркнул Сергей Смирнов в интервью «Призыву».

 Это вопрос ответственности

 - Такая реформа очень несвоевременна. Она может негативно повлиять на настроения простых людей, – убежден кандидат философских наук Дмитрий Петросян, директор «Среднерусского консалтингового центра» (г. Владимир). – Политики, которые выступают за повышение пенсионного возраста, фактически пытаются переложить свою ответственность за социальную сферу на граждан, хотя наше государство по Конституции провозглашено социальным. Если люди в преклонном возрасте сами стремятся работать – это их право. И сейчас есть те, кто получает пенсию и работает. У них есть на это причины. Кто-то хочет заработать прибавку к пенсии, кто-то – оставаться включенным в социум, общаться с коллегами, поддерживать контакты. Но возраст выхода на пенсию должен оставаться прежним. Его повышение станет непопулярной мерой. Оно отбросит нас назад, чуть ли не в 19 век, во времена, когда работодатель имел право эксплуатировать труд простого человека, сокращать ему выходные, удлинять рабочий день. Ведь с тех пор мы долго боролись за трудовые права, социальные гарантии и многого добились на этом пути. Вот и надо идти по нему дальше, а не возвращаться назад. С точки зрения макроэкономики повышение пенсионного возраста, несомненно, имеет свои обоснования. Но с точки зрения социальной защищенности простого человека – нет.

В любом случае повышение возраста выхода на пенсию не должно быть вопросом сегодняшнего дня. Сначала страна в целом и отдельные регионы должны повыситьпродолжительность и уровень жизни людей. А на данном этапе нужно развивать программы по работе со старшим потерянным поколением, помогая ему найти место на современном рынке труда.  

Мнения

  «Мы не хотим трудиться до последнего»

 - Сейчас уровень жизни у нас гораздо ниже, чем в странах Европы, где высокий порог пенсионного возраста оправдан, – говорит 22-летний ковровчанин Александр Гольцов, индивидуальный предприниматель, студент московского вуза. – У нас и медицинские услуги не на высоте. Люди теряют трудоспособность раньше, чем их ровесники из развитых стран. Продолжительность жизни российского мужчины – всего 62 года, а мужчина в 62 года – это у нас, как правило, больной старик. Работать до 65 лет он физически не может и мечтает лишь о заслуженном отдыхе. Раньше я думал, пенсия – это когда общество официально признает тебя уже старым, что весьма печально. Но сейчас вижу, что для массы людей это долгожданная радость, и они не желают ее откладывать. Я не порицаю их – значит, у них такая работа, что они хотят отказаться от нее в пользу отдыха на мизерную пенсию. Но я на свою старость намерен зарабатывать сам, развивать бизнес, буду много трудиться в молодом возрасте, пока есть силы, вложусь в свой частный капитал. На отдых уйду, когда сам пожелаю и смогу себе позволить, а на пенсию не рассчитываю.

 - Я еще не особо задумываюсь о пенсии, но через 20 лет точно буду жить на господдержке, сама на старость не заработаю, – ответила 33-летняя Ирина Новикова, работник почты. – Хотя тружусь с 8 утра до 8 вечера, принимаю толпы посетителей – имею большую нагрузку. До 60 лет я так не хочу работать. Зарплата низкая и вряд ли повысится настолько, чтобы я захотела поработать подольше. А имея «копеечную» разницу между зарплатой и пенсией, людям выгоднее пораньше уйти на отдых. Считаю, повышение пенсионного возраста актуально только для тех, кто хорошо зарабатывает, кому уровень жизни позволяет долгие годы поддерживать себя в форме, несмотря на возраст, и дальше получать «прибыль». Если бы так благополучно жили все, реформа была бы оправданна. На деле получится замкнутый круг. Повышение пенсионного возраста сделает социально уязвимые категории людей еще более незащищенными, а это большая часть населения. 

 - У меня интенсивный график работы, тружусь менеджером в частной компании, – рассуждает 45-летняя Лариса Сергеева. – Еле выдерживаю конкуренцию с молодыми, еле вписываюсь в постоянно меняющийся рынок. Все трудней соответствовать новым требованиям. От нагрузок сдает здоровье. Сомневаюсь, что выдержу этот ритм до 60 лет – протянуть бы хоть до 55. Работодатель это тоже понимает. Молодые сотрудники способны принести компании больше прибыли. Если я к 55 потеряю работу, а пенсионный возраст будет продлен до 60, меня уже не возьмут на хорошую должность, в лучшем случае устроюсь гардеробщицей или вахтершей и останусь у разбитого корыта – и без пенсии, и без работы.

 - Хотя в нашей организации собрались те, кто уже на пенсии, мы тоже активно обсуждаем  реформу, – сообщил ответственный секретарь Совета ветеранов войны и труда г. Владимира Николай Щелконогов. – Общее мнение – это недопустимо. Многие не доживут до пенсии из-за плохого здоровья. Многие уже уходят на отдых досрочно, по инвалидности. К примеру, моей жене еще нет 55 лет, но она из-за здоровья уже не работает, а чего говорить о выходе на отдых в 60 лет. Кстати, не факт, что, работая дольше на 5 лет, ты заработаешь более высокую пенсию. Накопительная система в нашей стране не выглядит надежной. А некоторые работодатели до сих пор выдают людям зарплату в конвертах и не делают страховых отчислений. В таких условиях работать «до последнего» невозможно.

 К сведению

 Каждый третий житель области – пенсионер 

 Человека не могут уволить по причине того, что он достиг пенсионного возраста. Соответствующая запись в трудовой книжке была отменена в 2000 году. Но увольнение может проходить по сокращению штатов или по переаттестации.

 Около 20% всех безработных Владимирской области составляют именно люди предпенсионного возраста: женщины 45 – 55 лет и мужчины 50 – 60 лет. На 27 апреля на учете в Центре занятости г. Владимира стоят 1251 женщина и 925 мужчин данных возрастных категорий. Работодатели предлагают безработным всех возрастов: женщинам -1558 вакансий, мужчинам – 846 (в некоторых заявках работодатель указывает пол сотрудника для приема на работу), а всего в Центре занятости 3738 вакансий на 6236 безработных.

 Около 30% жителей Владимирской области – пенсионеры. На 1 апреля в области проживает 448,9 тыс. пенсионеров, из них 423,7 тыс. человек получают трудовые пенсии, 25,2 тыс. – пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В среднем каждый пятый пенсионер – работающий: на одну пенсию прожить невозможно.

 Средний возраст пенсионера по старости в нашем регионе – 67,5 лет (женщины – 67,2 года, мужчины – 67,7). Средний возраст пенсионеров по инвалидности – 47,4 года (мужчины – 48,7 лет, женщины – 46,1). Средний возраст пенсионеров, получающих пенсию по потере кормильца – 32,4 года (мужчины – 18,8 лет, женщины – 45,9).

 Средняя продолжительность жизни в России: мужчины – 62 лет, женщины – 73 года, и по этому показателю Россия занимает 134 место в мире. По исследованиям Санкт-Петербургской медицинской академии, в дореволюционной России продолжительность жизни женщины была выше всего на 3 года, сейчас – на 11 лет. В Европе мужчины и женщины живут одинаково долго, на 10 – 15 лет дольше нас. На пенсию там выходят, в среднем, на 5 лет позже, чем мы.

 Самый высокий порог выхода на пенсию в Японии – 70 лет. Продолжительность жизни мужчин там – 89 лет.

 Старейший работник в мире – американский ученый-химик, автор секретных разработок атомной бомбы Рэй Крайст – вышел на пенсию в возрасте 104 лет.

 Елена Певцова

Обсуждение закрыто.