16+

Няня, няня, как же дети?! Дефицит мест в детских садах Владимира заставляет родителей ступать на тропу конкуренции

Для многих родителей, чьи малыши уже успели дорасти до детсадовского возраста, конец весны и лето – непростое время. Из уютного, теплого и защищенного домашнего мира ребенку пора выбираться «в свет», привыкать к коллективу сверстников и воспитателей – делать первые самостоятельные шаги в социуме. В мае начинается выдача путевок во владимирские дошкольные образовательные учреждения.

Но заветный документ, подтверждающий изменение статуса «домашнего» ребенка на статус ребенка «организованного», то есть посещающего детский сад, получат не все.

Остро нуждающихся обеспечат, остальным – как повезет

Проблема нехватки мест в детсадах берет свое начало в 90-х, когда из-за сокращения рождаемости отпала необходимость в существующем ранее количестве дошкольных образовательных учреждений. Содержать полупустые сады было обременительно для местных бюджетов, и по стране прокатилась волна перепрофилирования и приватизации детских садов, в результате которой их число в России сократилось почти вдвое: с 88 до 46 тысяч. Сегодня вопрос очередей за путевками в ДОУ остается больным для подавляющего числа российских городов. Как он решается во Владимире, рассказала начальник городского управления образования Татьяна Ковалькова.

– Татьяна Юрьевна, как на сегодняшний день во Владимире складывается ситуация с обеспечением детей местами в детских садах?

–  Во Владимире, как и в целом по стране, существует недостаток мест в дошкольных учреждениях. В первую очередь, конечно, стараемся обеспечить местами остро нуждающихся в том, чтобы их дети посещали детские сады: матерей-одиночек, малообеспеченных, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. По отношению к этим категориям мы всегда идем навстречу и места предоставляем всем. Проблема больше заключается в приближенности детского сада к месту жительства. Родителям, конечно, хочется, чтобы садик располагался как можно ближе к дому, а это получается не всегда.

– Сколько детей в этом году окажутся без путевок в детский сад?

–  Сейчас в очереди по устройству в дошкольные образовательные учреждения стоит около 4 тысяч человек, а мы готовы предоставить 2,5 тысячи путевок. На первый взгляд, кажется, что без путевок остается значительное число детей, но около четырехсот из них – это малыши, которым не исполнилось еще полутора лет, поэтому они и не могут пока претендовать на место в детском саду. В прошлом году мы не смогли обеспечить путевками порядка 700 человек.

– Как следует поступить родителям, чтобы все-таки получить место в детском саду – написать заявление как можно раньше?

– Вот этого как раз таки делать не стоит. Зачастую ажиотаж по отношению к местам в ДОУ создают сами родители: стремятся получить путевку, например, к полутора годам, хотя сами собираются водить ребенка в детский сад с двух-трех лет. В результате получается ситуация, когда мест в сады не хватает, а посещаемость не превышает 75%. То есть семья имеет путевку в ДОУ, а ребенка держит дома. При таком подходе проблема с местами обостряется еще больше. Хотелось бы, чтобы родители проявляли понимание в этом вопросе и не держали места «про запас». Подавать заявление на устройство ребенка в ДОУ следует по достижении им возраста 1 года.

–   Предпринимают ли муниципальные власти какие-либо шаги в целях решения проблемы нехватки мест в детских садах?

–  Определенные меры, конечно, принимаются: каждый год открываются новые группы: в прошлом году, например, было открыто 11 групп, в текущем планируется открыть еще 6. Летом после реконструкции начнет работу детский сад № 45, в планах реконструкции также детские сады в Юрьевце, Оргтруде и Энергетике.

–  В связи с дефицитом мест и низким уровнем зарплаты работников ДОУ группы в садах, наверное, переполнены, а воспитателей и нянечек не хватает?

–  Если и есть превышение количества детей, то не намного: при норме 20 человек в группе числится 22-23 ребенка. Но, например, до перестройки, в 80-е годы, число детей в группах достигало 30, и ничего – нормальное поколение выросло. Что касается воспитателей, сейчас их у нас хватает, с помощниками воспитателей, конечно, дело обстоит сложнее: наши женщины неохотно соглашаются на эту работу, хотя лично я не вижу в ней ничего зазорного: сама в начале своей трудовой деятельности работала нянечкой в детском саду.

–   Часто приходится слышать жалобы родителей на плохое питание детей…

–   Питание в детских садах хорошее, натуральное. Десятидневное меню соответствует принятым нормам; и с ним может ознакомиться любой родитель. Мы привлекаем родительские комитеты как в детских садах, так и в школах, к обсуждению этой темы. А недовольство родителей, вероятно, вызвано или индивидуальными пищевыми привычками, каждую из которых мы, естественно, удовлетворить не можем, или неправильно сформированными вкусами ребенка. Ведь не секрет, что многие мамы, стремясь сэкономить время на приготовлении пищи, приучают ребенка к полуфабрикатам и «быстрой еде»: пицца и сосиски, пожалуй, самые безобидные «любимые» блюда таких детей.

–   Татьяна Юрьевна, какие программы существуют в детских садах и на развитие каких способностей ребенка они направлены?

– Все детские сады нашего города нацелены, прежде всего, на развитие общих способностей ребенка, но наряду с этим существует и приоритетная направленность: художественно-эстетическая, интеллектуальная, физическая, экологическая, оздоровительная. Имеются коррекционные детские сады для детей с теми или иными отклонениями в развитии. Общая программа, по которой работают воспитатели, – это программа М.А. Васильевой, но есть и вариативные программы в зависимости от направленности ДОУ. Так что родители имеют возможность выбирать детский сад в соответствии с особенностями здоровья и склонностями своего ребенка. Во Владимире ежегодно проходит конкурс «Лучший детский сад года», в этом году за звание лучшего сада соревнуются семь детских дошкольных учреждений, конкурс уже практически завершен, и все мы с нетерпением ждем подведения итогов.

Мнения родителей

Родители, чьи дети уже посещают детские сады города, не всегда довольны условиями, в которых оказался их ребенок. Наиболее распространенные жалобы касаются плохой материальной базы детского учреждения, питания, недостатка внимания к детям как в силу объективных обстоятельств (все-таки в группах более двадцати детей, а воспитатель только один!), так и по причине человеческого фактора – недобросовестность конкретного воспитателя. Родители отмечают случаи, когда дети остаются в группе без присмотра; возмущаются, что воспитатель не контролирует процесс соблюдения детьми правил гигиены; жалуются, что садик посещают дети с явными признаками простудных заболеваний, которые «заражают» здоровых детей. Вот некоторые из характерных высказываний:

• Если бы не родительские деньги, в группах не было бы ни нормальной мебели, ни игрушек.

•  Детская площадка оборудована просто ужасно: на соседнем участке упала веранда (хорошо, что детей не было!), а родителям сказали: «Восстанавливайте за свой счет!» Получалось около двух тысяч на семью, конечно, никто сдавать не стал.

•  Когда воспитатель болела, ее заменяла нянечка, а ведь у нее нет педагогического образования!

• Питание плохое: один раз на обед дали картошку, порезанную на четыре части – никто из детей есть не стал. Когда на второе дают только свеклу, я знаю: мой ребенок останется голодным.

•  Группу закрыли на карантин, а предупредили только вечером. Мне завтра на работу: куда я ребенка дену?!

Справедливости ради следует сказать, что встречаются и сугубо положительные отзывы о работе ДОУ.

Анна Коваль, мама Сони, 5 лет (ДОУ №22):

– Нас в садике устраивает практически все: с детьми много занимаются, беседуют на различные темы,  есть рисование, лепка, танцы. Прогулки регулярные, два раза в день. Отношение к детям внимательное, добросовестное, если с ребенком что-то не так, воспитатель всегда заметит и скажет родителям. Питание хорошее, ребенок в садике ест лучше, чем дома».

Татьяна Голякова, мама Владика, 4 года (ДОУ №127):

– В садик мы планировали пойти с полутора лет, но попасть смогли только к двум: не было воспитателя для младшей группы. Потом уговорили одну из мам, и группу открыли. Сейчас мы садиком в принципе довольны: хороший воспитатель, благоустроенная территория. Конечно, многое в группе куплено за счет родителей: занавески, игрушки, мебель, посуда. Некоторым родителям это не нравится, но деньги сдавать все равно приходится. Хотелось бы, чтобы медсестра ежедневно обходила группы и осматривала детей, я знаю, что в некоторых садиках это есть. Гуляют дети не каждый день: воспитателю некому помочь одеть детей (нянечка почти всегда на больничном), но я не считаю это недостатком: сама могу погулять с ребенком вечером».

Альтернатива муниципальным детским садам

Нехватка мест в государственных детских садах существует не только в России. Во многих странах с этой проблемой пытаются справиться путем создания ДОУ альтернативных форм собственности – частных детских садов или домашних садов. В нашей стране подобная практика особенно показательна на примере Москвы. А вот во Владимире нет ни одного официально зарегистрированного частного детского сада: для его открытия требуется не только пройти все инстанции, чтобы собрать объемный пакет разрешительных документов, но и вложить весьма внушительную сумму -около миллиона рублей, причем без надежды на быстрое возмещение расходов, не говоря уже о прибыли. Неудивительно, что предприниматели не спешат связываться с таким «нерентабельным» бизнесом.

Что же делать обычным владимирцам, которые по тем или иным причинам не могут отдать своих детей в муниципальный садик, но в то же время хотят, чтобы их ребенок получил необходимые социальные навыки? Выход есть: объединиться и создать свой собственный домашний детский сад. Таких садов во Владимире несколько. Законодательство запрещает открытие квартирных ДОУ, поэтому официально эти организации называются «группами кратковременного пребывания» или «центрами развития ребенка». Плюсами домашних садов являются малокомплектные группы: не более 10-12 человек, с которыми постоянно находятся два воспитателя; учет индивидуальных предпочтений ребенка и родителей в плане организации режима дня, обучающих занятий, питания.

Минусы тоже присутствуют: у такого детского сада, например, может не быть специально оборудованной детской площадки. Финансовый вопрос не менее существенен. Если в муниципальных садах оплата сегодня 80 рублей в день, что в среднем составляет порядка полутора тысяч в месяц, то за домашний детский сад придется выложить никак не меньше восьми – десяти тысяч.

Чтоб вы знали

Несмотря на оптимистичные заявления представителей Управления образованием, анализ статистических данных по комплектованию детских садов во Владимире не может не вызывать опасений: в 2007-2008 гг. на момент выдачи путевок город не смог обеспечить местами в детские сады всего 487 детей; в 2009 году – уже 700. В текущем году из 4 тысяч подавших заявление путевки получат только 2,5. Со всеми поправками на возраст очередников все равно получается, что, как ни крути, а больше тысячи останутся «за бортом».

Советы психолога

А если вам все-таки повезло…

Елена Борисовна Сачко, социальный педагог, почетный работник общего образования РФ детского сада № 59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников, замечает, что практически нет детей, которые не смогли бы адаптироваться к яслям. Ее советы, думаем, будут любопытны родителям.

Щадящая адаптация начинается с визита в детсад родителей. Идеально, если в День открытых дверей они познакомятся с педагогами, посмотрят группу, площадку, поговорят со специалистами. Но для многих путевка в любой садик областного центра в руках – уже большая удача, поэтому начните готовить ребенка к любому детсаду.

Елена Сачко призывает, прежде всего, не пугать ребенка, когда он не слушается дома, «страшилками» про детский сад. «Вот там тебе покажут, как себя вести, эх, и трудно тебе там будет!» или «Даже не знаю, как ты в детском саду будешь?» – знакомые присказки? Избавляйтесь от таких мыслей и высказываний срочно.

– Воспитывайте в ребенке только положительный настрой по отношению к детсаду. – «Ты будешь играть, тебе там будут читать сказки, ты познакомишься с другими ребятами и т.д.», – вот аргументы родителей. Покажите ребенку его детский сад, сделайте так, чтобы дорога к садику была привычной, маршрут изучен. Регулярно совершать с ним прогулки – в сторону детсада, вокруг детсада, смотрите, как играют дети, общаются между собой.

Возникли каверзные вопросы – обратитесь к специалистам детского сада, к психологу.

Дома режим своего ребенка плавно, не настойчиво перестраивайте на режим детского сада. Обратите внимание на особенности питания, которые дома не особенно практикуют: какое меню, что часто готовят.

Спокойствие и только спокойствие, – вспомните призыв Карлсона и последуйте ему. Период адаптации может длиться от двух недель до месяца. Важно – не заболеть, иначе процесс пойдет труднее. Помните: привыкание к садику – стресс для ребенка, поэтому родители должны быть внутренне спокойны. Неразрывная связь ребенка с матерью сохраняется, и когда мама нервничает, малыш это чувствует и волнуется. Успокойтесь прежде сами!

До разумных пределов воспринимайте капризы малыша спокойно, открыто не реагируйте. Вспомните, как вы были новичком, к примеру, на работе. И это же состояние у вашего ребенка, для него поход в садик, как выход в космос, – интересно, но жутко страшно.

Типичная ошибка родителей – уверенность, что общительный и «все умеющий» ребенок быстро привыкнет к детсаду и останется на целый день чуть ли не со второго дня. «Ни в коем случае этого делать нельзя!» –  предупреждают специалисты. Не торопитесь, даже если уверены, что он очень общительный. Средний срок адаптации – месяц. И мамы должны стремиться не сократить его, а сделать так, чтобы детке было комфортно.

Не «терроризируйте» малыша большим списком требований к новичку, приходящему в коллектив. Помните, если двухлетний ребенок отнимает игрушки у других, то это нормально для этого возраста. Боязнь к чужому человеку – тоже естественна, хуже, если он кидается в объятия незнакомца.

Не надо «покупать» садик, предлагая ребенку награду (сладости, игрушки) за посещение группы.

– Современные дети любят и стремятся общаться, поэтому для большинства адаптация проходит легко, –  замечает Елена Сачко. И призывает родителей быть внимательными. Расскажите воспитателям, как ребенок привык дома засыпать, как кушать, каким ласковым словом его называют.

…Представление о том, насколько комфортно детке в садике, можно получить, наблюдая за играми карапуза. Не стоит пытать его каждый день – что и как он делал? – послушайте его диалоги и интонации, когда он учит жизни кукол и мишек, как кормит и баюкает их. Захотите присоединиться к нему, вернуться в детство – значит, с садиком вам действительно повезло.

Татьяна Гордеева

Просмотры: