16+

«Сапсан» клюнул в душу

Скоро по Владимирскому участку железной дороги пойдет высокоскоростной поезд «Сапсан». Проект призван ускорить развитие транспортной системы в масштабе страны. Но для тысяч жителей маленьких придорожных поселков он может обернуться вагоном проблем. Как совместить тихую и небогатую провинциальную жизнь со сверхскоростным поездом? Похоже, те, кто запускает «Сапсан» из Москвы в Нижний Новгород, не очень задумывались над этим вопросом. «Призыв» выяснял, каковы ожидания людей, дома которых скоро окажутся «в тени» нашумевшего проекта.

С «Сапсаном» не по пути

Жительница поселка Новки Камешковского района Елена Каторова из тех русских, что не любят быстрой езды. Нелюбовь к скоростям объясняется просто: ее поселок с населением в две тысячи человек ровно пополам делит железная дорога, дом Елены – по одну сторону магистрали, а все социальные объекты – фельдшерский пункт, школа, почта, администрация, магазины, аптека – по другую. Сейчас по железной дороге курсируют, в основном, тихоходные электрички, но скоро полетит скоростной «Сапсан». Он будет проноситься через поселок до восьми раз в сутки. Под проект реконструированы платформы и переходы, выставлено ограждение. Это уже сейчас доставляет жителям массу неудобств.

– Новый переход через железную дорогу создал нам, жителям, невыносимые условия, – рассказывает Елена. – Чтобы перейти через рельсы, сначала приходится перелезать через трубу воздухообдува, которую железнодорожники зачем-то протянули поверху вдоль всей линии. А если надо перетаскивать велосипед или идти с ребенком, да и просто с тяжелой сумкой? После перехода на ту сторону мы вынуждены шлепать вдоль железной дороги до конца поселка – прямой путь, которым мы пользовались раньше, теперь преграждает длинный забор-сетка. Идти вдоль рельсов и сейчас страшно, а что будет, когда тут помчится «Сапсан»? А переходить рельсы необходимо постоянно – хотя бы в магазин за продуктами.

Родители стали бояться отпускать детей одних в школу на другую сторону путей. Эта проблема была и раньше, но с проектом «Сапсана» усугубилась. Опасения жителей понять можно: «Сапсан» – поезд бесшумный и быстрый, подлетит – не заметишь. Уже есть два официально подтвержденных случая гибели людей под «Сапсаном» – в декабре и январе. Это произошло на участке Москва – Петербург, где поезд уже начал курсировать.

И треснул мир напополам…

После установки забора-сетки многие жители Новок оказались отрезаны от мира. Из-за ограждения они элементарно не могут попасть в свои дома, выходящие дверями на железную дорогу. Приходится перелезать через сетку или протискиваться под ней, либо делать большой крюк в обход до того места, где сетка обрывается. Лишь возле некоторых домов в сетку встроены калитки. А в домах, стоящих близко к путям (и это, в основном, старые деревянные бараки, когда-то выстроенные железной дорогой для своих работников), сетка прошла впритык к окнам или срезала часть огородов.

Елена Карташова вместе с мужем и ребенком живет в одном из таких домов. Квартиру им в свое время дали как железнодорожникам. Жилье лишено элементарных удобств и буквально рассыпается от ветхости.

– Сетку ограждения поставили, а толку-то от нее? Только огороды разрушили и наши заборы деревянные сломали, – печалится она. – Местные жители уже сделали дыры в сетке – им же надо как-то проходить к домам. Страшновато стало жить. Вдруг «Сапсан» ускорит разрушение наших домов, и без того ветхих?

Чтобы изолировать такие дома от шума и вибрации, железная дорога устанавливала пластиковые окна. Карташовым поставили одно, остальные незащищены. Да и толку от пластика, ведь косяки и оконные блоки гнилые, все того и гляди отвалятся.

– А еще говорят, в связи с пуском «Сапсана» отменят некоторые пригородные электрички, –  делится слухами Елена. – Представляете, как мы будем добираться на работу в Ковров и Владимир? Безработными останемся! Скажите, для кого он, этот «Сапсан»? Уж явно не для нас, простых людей.

Дом 82-летней Зои Гатауллиной ближе всех к рельсам. Проволочная сетка срезала почти весь бабушкин огород, примкнула к стене дома, прошлась по окнам, они теперь не открываются.

– Теперь и окна помыть нельзя, между стеной и сеткой не протиснешься, – горюет старушка. – Тюльпаны вон взошли у меня за сеткой, раньше там огородик был. Мы, как заключенные, здесь стали, за проволокой.

– Сколько денег вбухали в этот проект! (Скоростная магистраль Москва – Нижний Новгород обошлась в 330 млрд рублей. – Прим. авт.). –  сокрушается ее сосед Сергей Тимчук, тоже ветеран железной дороги. – Но ведь ясно, что наши пути не приспособлены под «Сапсан». В Европе под этот проект строили отдельные дороги, вдали от жилья. У нас просто реконструировали пути общего пользования. Хотя там светлые головы экспериментировали, заверяют, что все по норме. Но мы не обольщаемся. Сдует «Сапсан» наши домишки.

Такие же дома, обнесенные сеткой, стоят вдоль всего Владимирского участка железной дороги. И жителям остальных придорожных поселков, похоже, есть о чем волноваться.

Путь разобщения

Народный гнев у жителей Новок «Сапсан» вызывает еще потому, что лишил их последних надежд на благоустройство. До проекта они активно вели переговоры с ГЖД и местными властями об установке автомобильного переезда через железную дорогу, который соединил бы обе части поселка. Дело было шло к согласию. Но проект скоростной магистрали положил стараниям конец. Если раньше построить переезд было возможно, то теперь, с учетом реконструкции платформы (она стала высокой), сделать это в принципе нереально.

Из-за этого люди, живущие «по ту сторону», в случае экстренной ситуации могут не получить своевременную медицинскую помощь или не дождаться пожарных, а промедление чревато трагедией. Есть один вариант решения – прокладка объездной дороги. Сегодня попасть из Коврова в «изолированную» часть Новок можно только через Камешково, сделав огромный крюк с разницей в час-полтора по времени, к тому же объездная дорога разбита, в сезон дождей и снежных заносов и вовсе непригодна. Так что вопрос – не сегодняшнего дня, дорога требует капитальных вложений.

Хуже даже не это. Жители «изолированной» половины поселка (а это более трехсот домов) до сих пор мучаются со старыми дровяными печками и угольными котлами. Люди десять лет боролись за газификацию своей части поселка и вложили около двух миллионов рублей из своих карманов в проект газопровода. До реконструкции железной дороги под «Сапсан» селяне были в двух шагах от заветной цели. Но сейчас всерьез опасаются, что их территория в программу газификации не войдет.

Чтобы пустить газ «на ту сторону», надо было проложить трубу под железной дорогой. Это крайне сложно, жители выбивали горы разрешений на «прокол» у руководства ГЖД в Нижнем Новгороде и технических служб, искали специалистов, способных выполнить проект. В итоге общими усилиями газопровод был проложен. Осталось преодолеть последние согласования – и долгожданный газ пришел бы в дома к людям. Но тут началась реализация проекта «Сапсана». И согласования затормозились. Ведь газовый проект новкинцев был рассчитан на прежнюю нагрузку железной дороги с ее тихоходными электричками. А сейчас выясняется, что под скоростным «Сапсаном» эксплуатировать такой газопровод нельзя. Люди могут остаться без газа, а их вложенные в «прокол» деньги вылетят в трубу.

«Проект полностью оправдан»

Все опасения жителей Новок и других придорожных поселков мы изложили начальнику Владимирского участка ГЖД Алексею Литвинову. Но главный и единственный представитель ГЖД во Владимире от комментариев отказался, сославшись на то, что он здесь человек новый, работает пятый месяц: «Все это делалось до меня», а к проблемам жителей придорожных поселков не имеет отношения: «Это не входит в мою компетенцию».

Он отказался пояснить, когда по Владимирскому участку пойдут «Сапсаны», хотя эта информация имеется даже на официальном сайте РЖД – летом. Но начальник Владимирского участка оправдался тем, что у него нет Интернета… И про изменения расписания электричек в связи с пуском «Сапсана» он якобы тоже ничего не знает.

«Призыв» выяснил позицию железной дороги у начальника службы по связям с общественностью ГЖД Левана Тодуа. Оказалось, расписание электричек после пуска «Сапсана» действительно изменится. Правда, новый график еще не утвержден окончательно, как и точный день летнего пуска «Сапсана». На ГЖД утверждают, что перемена графика оправданна. Как и установка забора-сетки впритык к домам жителей:

– ГЖД поставила сетку с целью безопасности – чтобы исключить доступ к железной дороге людей и диких животных из леса. При этом учитывалось определенное расстояние между рельсами и забором, оно называется полоса отвода, или защитная зона. Забор выстроен по всем нормативам. А если он оказался на территории огородов или впритык к домам, значит, это огороды и дома стоят на данном участке незаконно, вопреки нормативам. Иметь в полосе отвода огород незаконно. И тут нечего жаловаться, – ответил Леван Тодуа.

–   Люди опасаются, что движение «Сапсана» приведет к ускоренному разрушению домов. Вы рассматриваете такой вариант?

–  Дома, некогда выстроенные железной дорогой для своих работников, давно переданы муниципалитетам. Пусть их коммунальным состоянием занимаются местные власти. А движение «Сапсана» не повлияет на износ домов. Пока запланировано, что поезд будет развивать скорость 160 км/ч, а не 250 – это не намного выше скорости обычных поездов дальнего следования. «Сапсан» прошел испытания, особенности его движения учтены в проекте реконструкции платформ, они должны выдержать, и придорожные дома тоже.

–  Учитывались ли при разработке проекта движения «Сапсана» интересы жителей придорожных поселков, и если да, то каким образом?

–  А какие интересы? Про огороды и дома я уже сказал. В Новках никогда не был. Процедура публичных слушаний и собраний жильцов при утверждении проектов железной дороги, в отличие, например, от жилищно-строительных проектов, не предусмотрена. Исследования нагрузки проводились. И давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Я считаю, что жителям будет лучше от «Сапсана». С ним они получают возможность в кратчайшие сроки добраться в крупные города. Сколько перспектив в связи с этим открывается для них в личном плане и по работе.

–  Но жителям придорожных поселков дальние поездки не нужны. К тому же для них это слишком дорого. Их больше заботит благополучие в домах, которые окажутся в зоне движения «Сапсана», и то, как селяне будут ездить на работу, если из-за «Сапсана» отменят востребованные пригородные электрички.

– Если говорить о приоритете интересов и прав, давайте рассуждать и с другой стороны. А как же жители Нижегородской и Московской областей, которым «Сапсан» необходим для деловых поездок? А приоритет России в целом? Проект «Сапсана» – это шаг к развитию страны. Над этим долго трудилось много образованных людей. В Европе уже давно налажено движение скоростных поездов. Даже в маленькой Португалии есть свои «Сапсаны». Теперь они есть и в России. Это огромный прогресс, скачок в развитии. А дорого ездить на «Сапсане» или дешево – так у жителей всегда есть выбор, каким транспортом пользоваться, – современным скоростным поездом или автобусом, а может, водным транспортом или воздушным.

Экспрессивное поведение

Жителям придорожных поселков Владимирской области еще предстоит прочувствовать на себе последствия пуска «Сапсана». А вот жители поселков Тверской и Ленинградской областей, расположенных вдоль магистрали «Москва – Санкт-Петербург», перемены на себе уже ощутили. «Сапсаны» ходят там с декабря. Эмоции людей отражают многочисленные публикации в центральных СМИ. Судя по ним, не все провинциалы покорились «экспрессу двух столиц»: многие подняли против нового порядка бунт, как водится, довольно бессмысленный, но беспощадный.

Так, в январе житель села Леонтьево бросил в экспресс глыбу льда. Итог: у поезда треснуло стекло, железнодорожники выставили сельчанину счет в 100 тысяч за само окно, сотрудники правопорядка – штраф в 40 тысяч за «покушение на транспортное средство». Сам нарушитель в ответ заявил, что он не хулиган, а честный мститель: за пару дней до происшествия его якобы сбило с ног воздушной волной от злополучного экспресса.

«Мститель» из Леонтьево – первый, кого удалось задержать и привлечь к ответственности, но не единственный в своем роде. Жители Тверской и Ленинградской областей объявили войну новым скоростным поездам – забрасывают их камнями, железными прутьями, обстреливают из пневматических винтовок и высказывают намерение перекрыть Октябрьскую железную дорогу. По признанию главы РЖД Владимира Якунина, местные жители зимой ставили на пути экспресса огромных снежных баб, из-за чего машинисты прибегали к экстренному торможению. Зафиксировано уже девять нападений на экспресс.

Особое недовольство у граждан вызывает то, что «Сапсан» стал причиной отмены двух дневных поездов Москва – Петербург, очень популярных у жителей этих областей. Тихоходные поезда не стыковались на одном пути с экспрессом. Приехать или уехать из этих регионов теперь можно только ночью и ранним утром. А в дневное время – либо очень долго с неудобными пересадками, либо очень дорого на «Сапсане».

Не могут доехать домой и школьники после учебы – им приходится по 5-6 часов ждать вечерних электричек. При этом на многих участках невозможно организовать автобусное движение из-за низкого качества дорог. Жители считают, что это нарушает их конституционные права. А ограждение-сетка, возведенное вдоль пути, чтобы прекратить вандализм и усилить безопасность пассажиров, лишь еще больше обостряет конфронтацию, ведь речи о строительстве удобных переходов и переездов для машин и людей не идет.

При этом установлены сверхвысокие цены на билеты в новых поездах. Проезд в эконом-классе «Сапсана» – от 2700 до 3300 рублей, в бизнес-классе – до 7000 рублей, что превышает даже стоимость авиабилетов. Трудно вообразить, чтобы громадные бюджетные затраты и социально-экономические издержки, которые наносят немалый ущерб интересам тысяч жителей придорожных поселков, оправдывались тем, что небольшая часть состоятельной публики сэкономит несколько минут в пути до столицы.

Искать защиты от экспресса жителям нашего региона, по сути, не у кого. Сельские чиновники понимают, что решить проблемы, вызванные прилетом «Сапсана» в их края, в одиночку не удастся. Сейчас вся надежда на более высокие уровни власти и на поддержку общественного мнения.

P.S.

Вчера утром на 244-м километре железной дороги, идущей в Ковров, в ограждении, построенном в рамках пуска «Сапсана», застрял лось. Оказывается, забор преградил традиционную лосиную тропу. Пассажиры проходящих электричек наблюдали, как одно из животных отчаянно пытается выбраться из ловушки. В итоге оказался выломан весь сектор забора, вокруг остались клоки шерсти. Чтобы пробраться в лес с противоположной стороны дороги, лосю пришлось выломать еще один сектор ограды. Судя по следам, сохатому удалось-таки попасть в лес.

Елена Певцова

Просмотры: