16+

Спасла башню от "Сапсана". Как десятиклассница Валентина Власова из города Петушки помогла сохранить культурное достояние России – Шуховскую башню

Водонапорная башня возле железнодорожного вокзала давно стала приметой станции Петушки. Это сооружение было построено почти 80 лет назад по проекту выдающегося русского ученого – инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова. Наверное, нет ни одного человека в России, который бы не знал телевизионную башню на Шаболовке, «бабушку» современной Останкинской башни. Это самое знаменитое творение инженера Владимира Шухова, а башня в Петушках – прямая родственница Шаболовской башни.

Закон на стороне памятника

– Ты когда первый раз делала доклад на городских чтениях о значимости Шуховской башни, помнишь, что глава района сказал? – весело смотрит на Валю ее научный руководитель и учитель математики Валентина Серова. – А я прекрасно помню: «Хорошая ты девочка, но башню сносить все равно придется, соглашение о сносе с железной дорогой подписано».

Это сейчас кажется очевидным, что башни Шухова – неотъемлемая часть культурного достояния России, шедевры инженерной мысли. А еще совсем недавно над Шуховской башней в Петушках висела смертельная угроза. И кто знает, устоял бы шедевр или нет, если бы не старания обычной десятиклассницы Вали Власовой, ученицы школы № 2.

Этим летом между Москвой и Нижним Новгородом начнет курсировать высокоскоростной поезд «Сапсан». Всего за три с половиной часа экспресс будет преодолевать расстояние между двумя мегаполисами. Новые транспортные технологии потребовали серьезной реконструкции железнодорожного полотна. Тут-то и бросилась в глаза та самая водонапорная башня, которая располагается всего в двадцати метрах от дороги. Верхняя деревянная часть башни разрушается от ветхости – а ну рухнет? Решение звучало, как приговор, – «снести!». От греха подальше.

Юные краеведы во главе с Валей Власовой стали доказывать непросвещенным «дядям», что делать этого нельзя категорически! Валя даже написала письмо правнуку инженера – Владимиру Федоровичу Шухову, президенту фонда «Шуховская башня». Ответ из фонда учителей и школьников окрылил: «Все Шуховские башни охраняются законом», а в подкрепление – соответствующая ссылка на постановление Государственной Думы. Когда Валя, вооружившись законом, с победоносным видом явилась на заседание местной администрации, к ней отнеслись уже гораздо серьезнее.

В школе до сих пор шутят: «Глава района Алексей Середа, который грозился сносом, уже и не глава вовсе, а башня как стояла, так и стоит». Воистину не башня, а «политическая долгожительница»!

Гиперболоид инженера Шухова

А началось все с экзамена по геометрии. Учитель математики Валентина Серова предложила девочке исследовать конструкцию Шуховской башни. Валя Власова без особого энтузиазма согласилась. Но каков же был результат исследований! Это не какая-нибудь железяка, которая десять лет мозолит глаз по пути в школу, а башня-гиперболоид!

– Шуховские конструкции очень устойчивы и, что интересно, слабо поддаются коррозии – особый сплав, – говорит Валя. – Все держится на заклепках. За 78 лет ни одна заклепка не ремонтировалась. Построено на совесть. У башни огромный запас прочности. Сейчас она держит на себе 325 тонн и может выдержать еще больше.

–  Когда Шухов строил вышку в Петушках, он был «под колпаком» у соответствующих служб, считался невыездным, – рассказывает педагог Валентина Серова. – А во время возведения Шаболовской башни инженер и вовсе находился в заключении, руководил строительством дистанционно. Ему так и сказали: «Если строительство пойдет не так и башня рухнет, мы тебя расстреляем». Но башня выстояла, и Шухова отпустили.

К инженеру вообще относились очень подозрительно, несмотря на все его заслуги, – такие были времена. Шухов принимал участие в проектировании и создании крупных строек по плану ГОЭЛРО и гигантов первых пятилеток. По проектам инженера изготавливались паровые насосы, строились мосты Средне-Сибирской железной дороги, мостовые электрические краны. Известен Шухов и как основатель трубопроводной системы России. Когда нефть стали использовать в промышленных целях, встал вопрос, как ее транспортировать. Раньше углеводороды перевозились по железной дороге, что было крайне неэффективно. Шухов решил и эту проблему.

Краеведы из Петушков перелопатили горы литературы и выяснили, что в нашей стране и за рубежом по проектам Шухова сооружено около 200 башен оригинальной конструкции. Правда, в России сохранилось в рабочем состоянии всего восемь вышек. Вот и Шуховская башня в Петушках без малого восемьдесят лет служит верой и правдой. Сейчас она дает воду нескольким улицам райцентра, а когда-то с ее помощью заправляли паровозы.

Самая первая гиперболоидная башня была построена Шуховым в 1896 году для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Затем эту башню выкупил один состоятельный купец и поставил у себя в родном селе. Она жива и поныне. А знаете ли вы, что крыша столичного ГУМа основана на сетчатой конструкции инженера Шухова? И арка Киевского вокзала – тоже его рук дело. Когда вы въезжаете по железной дороге во Владимир, видели такие круглые резервуары? Это нефтехранилища, сконструированные Шуховым. Там используются заклепочные соединения.

– Сейчас трудно сказать определенно, почему Шуховская башня появилась именно в Петушках, – улыбается руководитель школьного музея Михаил Молодцов. – Известно, что Шухов часто курсировал между Москвой и Нижним Новгородом. Он строил в Нижегородской губернии водонапорные башни. Петушки в то время были крупной узловой станцией, здесь останавливались многие поезда. Видимо, вышел на перрон купить пирожков. «Петушки – вкусные пирожки» – город славился станционными пирогами. Может, ему предложил башню построить кто-то из официальных лиц. А может, это плановый заказ железной дороги, который спустили сверху.

Нижегородская губерния стала наверное самой большой экспериментальной площадкой Шухова по возведению гиперболоидных башен. Так, Шуховская башня на Оке считается единственной в мире гиперболоидной опорой линии электропередачи. Высота сооружения – 128 метров Расположено это инженерное чудо в пригороде Нижнего Новгорода на левом берегу Оки Наряду с Шаболовской башней это одна из двух сохранившихся в России высотных многосекционных гиперболоидных конструкций Шухова Причем башня на Оке была построена спустя семь лет после башни на Шаболовке и считается западными специалистами более совершенной и достойной внесения в список Всемирного наследия.

Быть в башне музею

Теперь спасители Шуховского наследия – Валя Власова ее одноклассники и педагоги ждут не дождутся приезда в Петушки правнука знаменитого инженера – Владимира Федоровича А он все никак не приезжает и не приезжает – ссылается на нехватку времени Правда регулярно шлет новости из жизни фонда делится научными статьями «Башню я вашу видел из окна поезда» – его ответ.

– Через два года нашей школе исполнится 75 лет, – говорит директор школы Любовь Лещенкова. – Надеемся, Владимир Федорович к нам приедет.

А пока инициативная группа пишет обращение к руководству Московской  железной дороги с просьбой создать в Шуховской башне музей. В феврале на средства школы изготовили мемориальную доску Владимиру Шухову и повесили ее возле башни. Жители Петушков стали понемногу узнавать, с каким памятником инженерной мысли они живут по соседству. Спасибо Вале Власовой, ее друзьям и единомышленникам.

Андрей Трохин

Просмотры: