16+

Благословясь, послужим

Служба, пост, устав, послушание армии и церкви много общего. Еще больше сблизить две эти похожие по иерархии и образу жизни структуры должен создающийся сейчас в стране институт армейских священников, которые в должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими будут укреплять моральный дух и дисциплину солдат.

В Министерстве обороны уже неоднократно подчеркивали, что таким помощником может стать представитель любой религии – хоть мулла, хоть лама. Тем не менее, речь идет, главным образом, именно о православных священниках. По данным социологического центра Вооруженных Сил, к этой конфессии причисляют себя 80% верующих солдат и офицеров, а таких в армии уже примерно две трети. Помогает ли вера жить и служить? Опыт военной части № 42754, которая размещается недалеко от поселка Арсаки Александровского района, говорит «да». Уже семнадцать лет эта часть сосуществует с православным монастырем. За эти годы сложилось так, что 95% приезжающих сюда призывников – верующие. И все время службы за ними «присматривает» священник.

Свято место пусто не бывает

Расположенная на границе Московской и Владимирской областей Свято-Смоленская Зосимова пустынь, основанная в конце XVII века, издавна почиталась среди православных -настолько, что получила название «Северная Оптина». За духовным советом сюда приезжали самые разные люди -от крестьян до великой княгини Елизаветы Федоровны. После революции, в 1923 году, обитель закрыли: монахов разогнали, иконы и ценности реквизировали. Семьдесят лет спустя православной церкви начали передавать утраченное в прежние годы. Разумеется, владимирская епархия хотела вернуть культовое место. Но вот незадача: на территории монастыря уже давно располагалась военная часть. Там, где когда-то жили монахи, находился штаб, в главном храме устроили солдатский клуб, рядом стояла военная техника. Вряд ли руководство армии сразу, без боя, согласилось сдать монастырь – тем не менее, в 1993 году передача все-таки состоялась.

Тогда же, в 1993-м, между церковью и армией начались переговоры о том, чтобы в часть брали призывников-семинаристов из расположенного неподалеку Сергиева Посада: в то время им еще не полагалась отсрочка от воинской службы. Вскоре в Арсаки прибыли первые пятнадцать православных солдатиков – из них сформировали отдельный взвод. На служение Отечеству этих новобранцев благословил патриарх Алексий II, побывавший в части в 1994-м.

Со временем таких призывников становилось все больше. Оказалось, что служат они очень достойно: уже несколько лет в части не возбуждалось уголовных дел по статьям «неуставные отношения», «самовольное оставление части», «воровство». Проще говоря, православные солдаты более дисциплинированны и ответственны – обижать слабых или лазить по тумбочкам товарищей им не позволяет вера.

– Конечно, все они еще мальчишки, молодые и горячие, – рассказывает командир части, полковник Андрей Лопатин, – так что нельзя сказать, что тут собрались только сущие ангелы. Без нарушений, конечно, не обходится, но это не грубые нарушения. Зато в сложных ситуациях эти бойцы показывают себя очень надежными людьми. Например, когда сократили срок призыва, на какое-то время у нас осталось всего два состава караула. Из-за этого выходить на дежурство солдатам пришлось через день, хотя обычно им положено отдыхать хотя бы двое суток. И все справились. Так что хочу сказать им спасибо за то, что не упали духом и честно выполняли свой воинский долг.

Попасть на службу в часть № 42754 можно разными способами. Два из них вполне традиционные: через военкомат или направление из «учебки». Третий – особая директива Генштаба: призывники, желающие служить именно здесь, могут приехать заранее, пожить некоторое время в монастыре и пройти отбор. Признанные «годными» попадут в часть. Руководит отбором отец Варнава. «Наш нештатный замполит», – шутят в штабе.

Батюшка особого назначения

В свое время отец Варнава отслужил два года «срочной» и демобилизовался младшим сержантом запаса, после чего, казалось, с армией покончил. Но человек предполагает, а Бог располагает: сейчас батюшка –   главный духовный наставник молодых солдат.

– Так получается, что попасть к нам стремятся многие, – объясняет он, –   это и действительно воцерковленные ребята, и мальчики из верующих семей, чьи родители услышали про «православную часть», и просто такие, кто считает, что служить здесь проще, чем в других местах. Любой из них может взять рекомендательное письмо у приходского священника и приехать в Зосимову пустынь. И вот тогда становится видно, кто есть кто на самом деле.

Отбор в часть проходит совершенно не по религиозным критериям: кандидатам не нужно наизусть знать молитвы, жития святых и православный календарь. От них требуется одно – желание честно служить. Именно твердость намерений определяет священник в беседах с приехавшими мальчишками. Бывает, что некоторым из тех, кто действительно хочет идти в армию, этого не позволяет здоровье – пусть призывная комиссия и утверждает обратное. Задача отца Варнавы еще и в том, чтобы «вычислить» таких парней и объяснить им, что долг перед Родиной можно отдать и другими способами. Отсеиваются и те, кто нарушает монастырский устав, это значит, что и воинский они вряд ли будут строго соблюдать. «У отца Варнавы глаз -алмаз, – утверждают в штабе, – случайных людей или «блатных» он не пропустит».

Вдобавок пока кандидаты живут в монастыре, с ними занимаются офицеры части – обучают гостей основам устава и строевой подготовки. Так что на службу призывник попадает вполне подготовленным и морально, и физически.

Отец Варнава не оставляет своих подопечных и после того, как они покидают монастырь и селятся в казарме. Он ежедневно бывает в части – солдаты обращаются к нему за благословением, советом или помощью. Выезжает на учения и маневры, проводит церемонии освящения оружия, выданного новобранцам, принимает их исповеди. Он рассказывает – нередко солдаты приходят к вере именно во время армейской службы.

   Военкомат же не спрашивает о вероисповедании, – говорит священник, – так что, случается, попадает сюда совсем неверующий человек. Никто, конечно, не пытается его обратить, уговорить. Но как-то он сам понемногу начинает интересоваться тем, что происходит вокруг, задавать вопросы. Потом, глядишь, приходит в храм. Бывало, мы и крестили здесь тех, кто решил принять православную веру.

Кстати, ни одного конфликта на религиозной почве, а в части служат и атеисты, и мусульмане, не было за все семнадцать лет.

Под крылом святого Даниила

Еще когда в часть прибыли первые призывники-семинаристы, для них сначала сделали угол с иконкой в общей комнате досуга, затем – небольшую молельную комнату. А через некоторое время на третьем этаже казармы открыли храм, освященный во имя святого благоверного князя Даниила Московского, покровителя инженерных войск. Практически все здесь – от входа, напоминающего ворота Московского Кремля, до киотов для икон – сделано руками самих солдат.

– Просто поразительно, сколько талантливых и одаренных людей приходит к нам, – рассказывает отец Варнава, – это и резчики по дереву, и художники. Вот, например, икона Богоматери, написанная одним молодым солдатом, – она у нас мироточила. Другой солдат сделал хоругвь, а ту, что рядом, потом привезла его мама. А вот этот ковер с изображением Николая Чудотворца подарила части артистка Нонна Мордюкова, у которой я освящал квартиру.

Храм открыт постоянно: в свободное от службы время солдаты заходят сюда помолиться, приложиться к частичке мощей святого Даниила или поставить свечку – за здравие близких или за успешное прохождение службы. Говорят, помогает. А еще некоторые парни возвращаются сюда и после армии, чтобы обвенчаться со своими, уже «на гражданке» встреченными, избранницами. Таинство проводит, разумеется, отец Варнава.

На посту не постятся

В целом же жизнь в военной части № 42754 мало чем отличается от любой другой воинской службы. В казарме –    обычные двухъярусные солдатские койки, правда, на стенах между рядами висят небольшие иконки. Распорядок дня стандартный. Никаких построений на утреннюю и вечернюю молитву, земных поклонов и других ритуалов, с которыми принято ассоциировать религию. Маршируя на плацу, взводы поют «Катюшу» или «По долинам и по взгорьям».

– Если кто хочет – по утрам молится про себя, – объясняет заместитель командира части, подполковник Владимир Пуликов, – а вечером перед отбоем может зайти в войсковой храм. По воскресеньям, если у солдата нет караула, он может отправиться в монастырь и присутствовать на молебне или принять участие в крестном ходе. Но еще раз подчеркиваю – на первом месте у нас – воинская служба, а церковная – потом.

Тем не менее, в некоторых случаях навстречу солдатикам идет уже не командование, а церковь. Например, по большим церковным праздникам литургия в храме читается «в две смены»; вторая – для тех, кто был в карауле.

Сейчас у православных – Великий пост, но в столовой солдатам приносят самую обычную еду: винегрет, щи, рис с мясом и компот. Церковь освобождает от поста воинов, маленьких детей, беременных женщин и больных.

– Хочешь не хочешь, а есть надо, – улыбается Андрей Лопатин, – если солдат решит отказаться от мяса, творога и других положенных продуктов, он же просто ноги протянет. Слабосильный защитник не нужен ни Родине, ни церкви.

Правда, перед завтраком, обедом и ужином солдаты встают со стульев и хором читают «Отче наш», а после еды – благодарственную молитву.

Кроме того, по заведенной в части традиции командование поздравляет солдат не только с Новым годом и 23 февраля, но и с Рождеством и Пасхой. На Рождество офицеры вместе с родительским комитетом устраивают для всех бойцов «сладкий стол». На Пасху на казарменной кухне красят яйца. Для этого даже не приходится что-то специально покупать: солдатам и так полагается по яйцу в день, а лука на готовку расходуется столько, что шелуху для покраски не надо даже копить.

У многих солдат в тумбочке лежит Евангелие или молитвослов – верующие читают их на ночь. Но детективы и фантастика тоже не запрещаются. «Отец Варнава, конечно, ворчит, что лучше бы изучали что-нибудь душеполезное, но не настаивает, – признаются солдаты, – вообще-то он у нас строгий, но справедливый».

Солдат поет -служба идет

Рядовому Андрею Зотову осталось служить всего четыре месяца.

– В часть попал по промыслу божьему, – вспоминает он, – мой отец –   священник, у него и у мамы музыкальное образование, и они создали семейный ансамбль «Живая старина». На разных сценах мы несколько раз встречались с православным солдатским хором, которым руководит отец Варнава. Я как раз заканчивал Гнесинку и размышлял – то ли продолжить музыкальное образование, то ли поступить в семинарию. В результате пошел в армию. Папа к тому времени договорился с отцом Варнавой, что я приеду пожить в Зосимовой пустыни и в результате, может быть, попаду именно в эту часть. Так я оказался здесь.

Музыкальный талант рядового Зотова на службе не пропадает – сейчас он поет в хоре инженерных войск «За веру и Отечество», и за полгода стал его регентом и дирижером. Этот хор был создан при части в 1993-м из призывников-семинаристов. Сначала там было всего четыре человека, сейчас -уже около двадцати. В 2005-м для совершенствования музыкальной подготовки была открыта Свято-Зосимовская высшая Духовно-Певческая школа, где с хористами стали заниматься лучшие преподаватели страны; выпускники ее уже сами руководят церковными хорами. Состав постоянно меняется – одни срочники уходят, им на смену приходят другие. Но среди пополнения всегда находятся ребята с красивыми сильными голосами. В штабе части удивляются – не иначе, промысел Божий.

В репертуаре хора есть и духовные, и светские произведения, от фольклора до песен военных лет. За шестнадцать лет он стал многократным победителем и лауреатом всероссийских и международных конкурсов, записал восемь дисков. В части им безмерно гордятся, но поблажек солдатам-хористам не дают.

  Хор – это не вместо службы, а в дополнение к ней, – объясняет Владимир Пуликов, – перед ответственными концертами и выступлениями эти ребята репетируют по семь часов подряд, потом возвращаются в казарму и иногда, даже не отдохнув, получают оружие и заступают в караул. А если едут куда-то, то отец Варнава все равно не дает им расслабиться. То есть наряды и строевая подготовка на время отменяются, зато ребята чаще репетируют, разучивают новые песни и т.д.

Сами хористы на такую жизнь не жалуются.

  У нас в части элитой считается не тот, кто поет в хоре, а тот, кто охраняет арсенал, – говорит Андрей Зотов, – так что я тоже постарался попасть в их число.

В семье Зотова десять братьев и сестер, и он не будет отговаривать от службы в армии ни одного из младших. Признается – было бы хорошо, попади братья в эту же часть.

  Такое у нас, вообще-то, в порядке вещей, – соглашается Владимир Пуликов, – однажды было, что служили трое братьев, один за другим.

К общему знаменателю

Сейчас в части № 42754 отношения между «церковными»   и   «армейскими» исключительно дружеские. Владимир Пуликов и отец Варнава почти хором признаются: жизнь солдат в казарме и монахов в монастыре очень похожа – аскезой, ежедневным трудом, готовностью идти на жертвы ради идеи.

  Вот только в монастыре подъем в пять утра, а у нас на час позже, – улыбается Пуликов.

Монастырь, кстати, действует – туда даже приезжают паломники со всех концов страны, причем довольно часто. Правда, пускают их только по предварительной договоренности: все-таки часть – территория, закрытая для свободного посещения. Несколько раз в год в Зосимову пустынь приезжает владыка Евлогий – и каждый раз он заходит и в воинский храм святого Даниила.

И офицер, и священник уверены: в сотрудничестве армии и церкви есть обоюдная польза.

  Меня часто спрашивают – какая нам выгода от монастыря и что священники получают от нас, при этом обычно подразумеваются какие-то материальные блага, – говорит Владимир Пуликов. – Докладываю: материальной заинтересованности не имеем, но приобретаем нечто более важное. Верующие солдаты чтут закон, у них практически нет проблем с дисциплиной. Так что армия получает более ответственных и морально готовых к службе воинов, церковь – возможность опекать свою паству в сложных условиях.

– Для меня бесценно, если люди начинают серьезно относиться к своим обязанностям и нравственному долгу, это очень важное качество и человека, и христианина, – добавляет отец Варнава.

Из тех, кто прошел службу в части, уже больше 80 человек сами стали священниками. Остальные нашли себя в других сферах. Некоторые вернулись в часть, чтобы служить по контракту. Службу в армии как время позора и издевательств не вспоминает никто.

Рядовой Андрей Зотов с будущим тоже определился: после армии хочет получить духовное образование. Про «помощников командира по работе с верующими» он уже слышал. «Пока я не думал о том, хочу ли быть именно войсковым священником, – говорит Андрей, – это уж как Бог даст и куда направят после семинарии. Но если и попаду в часть, мне будет гораздо легче, чем тем, кто не служил. Я уже знаю эту жизнь изнутри, понимаю все ее проблемы и сложности и не растеряюсь».

Нужны ли армии священники?

Майор Олег Чивилев, заместитель командира танкового полка по воспитательной работе:

  Ничего страшного в этом не вижу. Моральным воспитанием солдат в любом случае заниматься нужно, если с верующими при этом будет работать священник их конфессии, то это неплохо. У нас в полку достаточно солдат, которые в свободное время отпрашиваются, чтобы сходить в храм, поют в Сретенской церкви, участвуют в крестных ходах. И хотя официального «помощника командира по работе с верующими» нам еще не назначили, в часть уже давно приходит отец Роман, который участвует во всех наших полковых мероприятиях и беседует с солдатами о патриотизме с точки зрения веры. Командование считает, что это не может принести вреда.

Отец Андрей (Голубев), начальник епархиального отдела по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными органами:

  Считаю, что сегодня это очень нужно и востребовано. Буквально на прошлой неделе мы с владыкой Евлогием были в Федулово, где расквартирована мотострелковая дивизия и проходят службу 6 тысяч солдат со всей страны. Там много верующих, они создали свою православную библиотеку и хотят строить храм на территории части. В дивизии нас очень просили, чтобы к ним не просто время от времени заходил священник, а постоянно велась работа по духовному воспитанию солдат. Молодым людям, защитникам Отечества, необходимы цель и смысл жизни. И вера может в этом помочь. Командир дивизии сказал нам: «Мы можем научить солдат стрелять и водить танки, но эти ребята не понимают, кто их враг». А владыка ответил, что главный враг у нас внутри. И пока не удастся его побороть, не получится и достойно справляться с внешними угрозами.
Марина Сычева, “Призыв”
Просмотры: