Ни к селу, ни к городу. Как изменилась жизнь селян на присоединенных к городу Владимиру территориях?

Анна ТУМАНОВСКАЯ   Вот уже четыре года, как 17 населенных пунктов (поселков, сел, деревень), прежде входивших в состав Камешковского и Суздальского районов, обрели статус микрорайонов города Владимира. Как...

Анна ТУМАНОВСКАЯ
 
Вот уже четыре года, как 17 населенных пунктов (поселков, сел, деревень), прежде входивших в состав Камешковского и Суздальского районов, обрели статус микрорайонов города Владимира. Как изменилась жизнь бывших селян, ставших горожанами, да еще не абы какими, а жителями областного центра? Мы попытались разобраться в их основных проблемах.
Большая часть старожилов живет по старинке, на деревенский лад, новички – обладатели новостроек-коттеджей стараются максимально приблизить блага цивилизации. Но и те, и другие вынуждены преодолевать ежедневные трудности: транспортные, коммунальные, связанные с оформлением документов и т.п.

 
Земли присоединяли поэтапно

 
– 26 ноября 2004 года Законодательным Собранием области был принят закон об упразднении отдельных административно-территориальных единиц. Была изменена административная граница области, – поясняет заместитель начальника управления земельными ресурсами администрации областного центра Дмитрий Пузанов. – Изменились границы города Владимира. Были присоединены поселки Коммунар, Лесной, Оргтруд, Юрьевец и Энергетик.

 
Годом позже Владимир пополнился еще рядом территорий. Из Камеш-ковского и Суздальского районов были переданы поселки Долгая Лужа, Заклязьменский, Рахманов Перевоз, села Кусу-ново, Мосино, Спасское, деревни Аббакумово, Бухолово, Вилки, Злобино, Немцово, Никулино, Оборино, Уварово, Ше-пелево, турбаза «Ладога». Площадь муниципального образования, составлявшая ранее 12459 гектаров, увеличилась до 30807 гектаров.

 
Одна из проблем жителей этих микрорайонов – оформление собственности. Как минимум у половины новоиспечен-ных владимирцев регистрационные документы на землю и дом до сих пор не переоформлены: судя по бумагам, люди до сих пор живут в деревне или селе. А с переоформлением нередко возникает морока: под одним кадастровым номером, случается, записан не один земельный участок, а два. В свое время районные чиновники были не слишком щепетильны в данном вопросе. А расхлебывать кашу теперь приходится самим жителям. Один плюс: если раньше собственникам земельных угодий приходилось не по одному разу ездить в районы, чтобы поставить нужные отметки в документах, то теперь все необходимые процедуры можно выполнить в едином центре управления федеральной земельной кадастровой палаты по Владимирской области, что находится на улице Луначарского, 13а.

 
– Верное наименование населенного пункта в документах необходимо, если собственник рассчитывает совершить сделку с недвижимостью: продать, завещать или, к примеру, составить дарственную. В связи с действием Федерального закона № 93, больше известного как «дачная амнистия», документы мож но оформить по у прощенной схеме, – говорит Дмитрий Пузанов. – На Октябрьском проспекте, 47, создан единый центр обслуживания населения. Там есть соответствующие отделы управления Росрегистрации и Роснедвижимости, где и можно оформить все необходимые документы жителям микрорайона.
 
Кто бы добавил автобусных рейсов?

С переходом присоединенных территорий в состав Владимира на муниципалитет легла обязанность обеспечить микрорайоны регулярным общественным транспортом, позволяющим без лишних хлопот добраться до работы, завезти ребенка в детский сад или школу, а также съездить в магазин или на рынок. Как уверили нас в управлении промышленности и транспорта, автобусное сообщение с присоединенными территориями действует бесперебойно. Однако, как мы смогли убедиться, регулярность рейсов по ряду населенных пунктов относительна. В некоторые можно выбраться от силы два-три раза в день.
– В небольших населенных пунктах присоединенных территорий, в основном, проживают дачники. Поэтому мы организуем движение общественного транспорта в зависимости от сезона. В летний период ездит гораздо больше рейсов автобусов, чем зимой, -говорит зам. начальника управления промышленности и транспорта Владимир Новожилов. – Были нарекания от жителей Уварово, мы увеличили количество рейсов. Больше обращений не было. Нам известно, что в некоторых садоводческих товариществах граждане самостоятельно договариваются с перевозчиками о работе автобусов.
Сейчас проложен городской маршрут к Ува-рово, Шепелево и Спасскому. Автобус ¹ 22 идет через Мосино, Спасское, Оборино, а далее через центр города до конечной – ТЦ «Глобус». Работает маршрут ¹ 53: из микрорайона Оргтруд в село Сновицы; маршрутом ¹ 54 пользуются жители Коммунара, За-клязьменского, Уварово и Бухолово; 55-й автобус возит жителей Шепелево, а 56-й – жителей Коммунара и Заклязьменского и в том числе жилого комплекса «Ладога».
Несмотря на то, что, по заверениям чиновников, жалоб на работу транспорта нет, это не означает отсутствие проблемы. Что, скорее всего, подтвердит анализ пассажиропотока по данным направлениям. Какие-то вещи просто очевидны. К примеру, еще недавно в Уварово расписание транспорта было составлено таким образом: утренние рейсы в 6.20 и в 7.50 и вечерний – в 18 часов. Утром детям приходилось вставать ни свет ни заря, чтобы вовремя попасть в садик или школу, и пребывать в этих заведениях «до последнего звонка», чтобы дождаться вечернего автобуса. Из Шепелево и Никулино автобус идет трижды в день: утром, в обед и вечером. Многим жителям на работу к 9 утра, а они трясутся на семичасовом автобусе. Не хочешь – иди пешком до Судогодской дороги, жди попутки, что многие и делают. Для них 8-10 км в день – привычная прогулка перед работой и после нее.
– Наша узкая дорога не освещена, в зимний вечер по темноте идти боязно. Пока дотащишься с ребенком или сумками в руках, пройдет час. Сил на домашние дела уже не хватает, – жалуется молодая женщина Мария, проживающая в микрорайоне Шепелево.
В этом плане есть один положительный момент от присоединения к городу – стоимость проезда снизилась до 10 рублей. Только воспользоваться этим преимуществом удается не всегда. Для сравнения: даже в деревни Суздальского района – Борисовское, Порецкое, Васильково, Мордыш – частный автобус ходит шесть раз в день и еще три раза районный автобус с льготными ценами.
Разметка нужнее заплаток
Дороги – проблема универсальная. То есть актуальна для всех. Казалось бы, если уж ям, выбоин и рытвин достаточно и на центральных дорогах областного центра, чего уж говорить о микрорайонах. Пару лет назад во многих присоединенных территориях сделали ремонт дорог. Но, как показывает практика, новое асфальтовое полотно долго на дороге не держится. Латать же ямы городским властям, видимо, не по карману.
Повсеместно в присоединенных территориях дороги требуют ямочного ремонта, но на днях его сделали лишь в Коммунаре. И то хорошо: там вместо дорог были, скорее, направления, ухаб на ухабе, а после дождей или в весенне-осеннюю распутицу сии маршруты более напоминали небольшие реки, нежели дороги.
Но вот еще примеры. По пути в Бухолово и Уварово посреди дороги – глубокая яма. Около нее стоит палка с красной тряпкой. Видимо, сердобольные автовладельцы решили таким образом предупредить коллег. В Шепелево по улице Центральной, а в Заклязьменском – на Песочной картина столь же страшна, как в Коммунаре до ремонта: ямы трансформируются в канавы. В этом году дорогу на Песчаной включили в план капремонта, но городские власти здесь рассчитывали на поддержку Федерации, а деньги оттуда пока не поступили, так что – ждем-с.
Что удивительно, состояние дорог неудовлетворительное, а разметку на них в этом году во всех микрорайонах нанесли. Зачем, спрашивается, если ежегодно бюджетных денег едва хватает на раскраску магистральных дорог? В этом году на городские «зебры» пришлось изыскивать дополнительные средства в бюджете, а тут – расчертили все двухполоски. По ним и движение-то не столь интенсивно, чтобы у водителей были сложности с обгоном или разворотом. Да и пешеходам в сельской местности не особо требуется «зебра», чтобы перейти дорогу.
Свет, тепло, вода и мусор – чего ни коснись, проблемы

Жители присоединенных территорий в один голос говорят, что тарифы на коммунальные услуги подогнали до городского уровня, а вот качество услуг осталось прежним, «деревенским». Причем такой вывод просится в отношении всех услуг: водоснабжения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, наружного освещения, телефонизации, Интернета.
Свет, слава богу, есть во всех даже самых отдаленных населенных пунктах. Но весь вопрос в бесперебойности электроснабжения. В микрорайоне Никулино с этим большие проблемы. Не так давно жители улицы Лесная пытались вызывать мастеров судо-годского участка «Владимирэнергосбыта», обслуживающего Шепелево и Никулино. Без толку. Свет в домах пропадал регулярно: отключался то по нескольку часов в день, то на сутки.
Жители стали писать письма «на верха». Пошла реакция: на встречу с новоиспеченными горожанами приехали представители власти и энергетики. Выяснили следующее: местная подстанция (виновница бед никулинцев) вроде бы числится за ОАО «Союзпроммонтаж», которая должна заниматься ее обслуживанием, но этого не делает. Деньги с населения за электроэнергию собирает судогодский участок «Энергосбыта», но и он от ответственности за оборудование открещивается. Присутствовавший на встрече представитель комитета по энергетической политике Олег Химанин заявил, что раз Никулино – микрорайон областного центра, то пусть город и отвечает. Из уст областных чиновников фраза об обязанностях и ответственности муниципальных властей звучит довольно буднично.
– Мы изначально обращались к руководству районов, чтобы вместе с актом приема-передач территорий нам передали документы на инженерные сети. Но этого так и не сделали. Вопрос с сетями очень сложный. Муниципалитет готов взять на себя ответственность по их обслуживанию, надо только определиться, чья это собственность, – парировал Владимир Новожилов.
Если сети бесхозные, на время оформления документации их должны взять под свое крыло те, к кому они подключены, то есть «Владимирэнерго». Однако представитель и этой компании не растерялся. Да, сказал, действительно, в тариф на электричество включены затраты компании на прием и обслуживание бесхозных сетей – 10 млн рублей на год. Но вот проблема – в реестре бесхозных сети микрорайо-на Никулино не числятся, значит, расходование будет нецелевым.
На повторном совещании чиновники и энергетики договорились, что необходимо оформить сетям статус бесхозности. На это уйдет год. А дальше, даже если сети и станут муниципальными, на их обслуживание нужно заложить средства в бюджет, оформить проект на ремонтные работы – это еще время. Когда никулинцы начали было возмущаться, им доступно намекнули: надо, мол, еще выяснить, законно ли собственники присоединились к сетям. В итоге жители решили, что легче сложиться самим и обратиться в электросетевую компанию для ремонта подстанции. Так и сделали.
…Не меньше проблем в микрорайонах с водоснабжением и водоот-ведением. В некоторых населенных пунктах вода когда-то подавалась централизованно. Теперь, к примеру, в тех же Шепе-лево и Ник ул и но из к рана течет техническая вода, то есть пить ее нельзя, а можно лишь использовать в хозяйственных целях. Да и то порой не рискнешь – уж больно ржавая. Как выходят из положения «новые горожане»? А по-деревенски: копают колодцы, ставят колонки, бурят скважины.
Куда слож нее дела обстоят с канализацией. В свое время в части микрорайонов она также была централизованной. Но трубы со временем сгнили, с былых времен на участках собственников остались лишь колодцы, где все, что попадает в канализационные трубы из дома, копится. Когда колодцы переполняются, собственники за свой счет вызывают ассениза-торские машины. На днях на официальном сайте городской администрации появилось объявление о грядущих торгах. На повестке дня – выполнение работ по разработке схемы развития инженерных сетей водоснабжения, водоотведе-ния и ливневой канализации муниципального образования Владимир.
 
В список, в том числе, попал ряд присоединенных территорий. Цена муниципального контракта – 6,5 млн рублей. Торги пройдут в первых числах сентября. Запланировано строительство водопроводных сетей и развитие системы водоснабжения и водоот-ведения в микрорайоне Оргтруд с ликвидацией очистных сооружений, а также развитие системы водоотведения в Пиганово и Мосино.
К 2015 году должна быть полностью разработана схема водоснабжения. В перспективе – проектирование и строительство уличной водопроводной линии от Судогодского водовода в районе деревни Байгуши до микрорайона Никулино. За счет строительства водопроводной насосной станции появится чистая вода в Никулино, Шепелево, Злобино, Аббакумово, Вилках, Шир-манихе, Сельце, Лунево, а также впоследствии – в Кусуново, Долгой Луже, Уварово и Бухолово. Отдельную водопроводную линию пустят от Спасского к Мосино, Немцово и Оборино. Во всех указанных территориях должна также к 2015 году появиться канализационная линия. Это все вполне реально при одном условии – торги состоятся, найдутся участники, строители будут работать профессионально, качественно и с хорошими темпами.
Отдельная тема – вывоз мусора. В присоединенных территориях (кроме Коммунара, Заклязьмен-ского, Ортруда, Юрьевца, Энергетика и Лесного) мусор вывозят один раз в неделю и бестарным способом. То есть жители выставляют пакеты на улицы около своих домов или на обочину дороги. В этом году в большей части микрорайонов, находящихся на судогодском направлении, мусор забирают в воскресенье. И который месяц в выходной одна и та же картина – пакеты стоят с утра до вечера в ожидании мусоровоза.
– Мы вообще не понимаем, когда они приезжают. Сколько раз звонили, спрашивали. В квитанциях пишут – 12.00. А сами приезжают, когда получится. То приедут ранним утром, когда мы еще не успели выставить мусор, то после обеда, когда окрестные собаки уже растаскали пакеты по всей округе. За что мы платим? – справедливо интересуются жители Шепелево, Никулино, Лунево.
Многим проще довезти пакеты на машинах до городских контейнеров, но есть такие, что, не задумываясь, выбрасывают мусор в лесополосе.
Не меньше вопросов по телефонизации. «Центртелеком» в Шепелево, Никулино, Лунево, Злобино, Вилки и др. вести сети пока не готов. Можно подключиться к районным ГТС, но городские жители не хотят ставить «районный» телефон, ведь за «владимирские» разговоры придется платить по отдельному тарифу.
 
Перспективы есть. В генеральном плане

Генера льный план муниципального образования город Владимир, разработанный питерским институтом и прошедший недавно публичные слушания в областном центре, в основном направлен на развитие присоединенных территорий. В первую очередь, к 2015 году в микрорайонах появятся школы, детсады, спортивные центры, а к 2025 году – новые дороги.
Во  Владимире  по-прежнему останутся три района: Ленинский, Октябрьский, Фрунзенский. В их составе будут все микрорайоны. Разработчики предложили создать из присоединенных территорий 3 жилых массива: Мосино –  Спасское – Оборино-  Немцово, Никулино -Шепелево – Аббакумово –  Вилки – Злобино, Кусуново – Уварово.
Благодаря развитию малоэтажного строительства, в микрорайонах будут проживать порядка 17 тысяч человек. Для развития территорий необходимо опережающее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. В перспективе планируется разгрузка автовокзала на Вокзальной площади посредством строительства трех автостанций на въездах в город со стороны Нижнего Новгорода, Юрьев-Польского и Москвы. Предполагается, что автобусы в микрорайоны будут ходить по отдельным регулярным маршрутам: Владимир -Коммунар – Заклязьмен-ский – Рахманов Перевоз – турбаза «Ладога» – Лунево; Владимир – Коммунар – Заклязьменский –  Кусуново – Уварово; Владимир – Коммунар –  Никулино – Шепелево-  Аббакумово – Злоби-но – Вилки; Владимир-  Коммунар – Кусуново-  Уварово – Шепелево; Владимир – Оборино – Немцово – Спасское -Мосино.
 
То есть появятся пять новых маршрутов. Если и их не будет хватать, то для дублирования наиболее перегруженных маршрутов предусматривается введение экспресс-автобусов. В управлении промышленности и транспорта «Призыву» пояснили, что экспресс-автобусы – это такси с более высокими тарифами, чем на городском транспорте.
Понятно, что такой огромный документ, как генеральный план, не может предусмотреть все и вся. За кадром осталось развитие торговли в микрорайонах. В небольших населенных пунктах, как правило, работает по одному магазину, мало чем отличающемуся от сельского лабаза. Упущено направление общепита. Правда, в документе упоминаются кинотеатры и досуговые центры, но в весьма отдаленной перспективе. Жителям не хватает на территории своих микрорайонов аптек, почтовых и банковских отделений… Много чего не хватает. Зато есть свежий воздух, речка и лес рядом, собственный дом, участок земли. Есть и перспективы развития, если судить по генплану. Есть даже некая идеологическая база: как известно, о необходимости смычки города с деревней было заявлено еще в прошлом веке. Так что – пора смыкать!

 
Официально

Муниципальное образование город Владимир имеет границы с Судогодским, Камешковским, Суздальским, Собинским, Юрьев-Польским районами. На сегод-н яшни й де нь п лоща дь г ор о да со ст авл я е т 17,4 тыс я ч и гектаров. В нем проживает 342 026 человек. По официальным данным, в 17 микрорайонах присоединенных территорий зарегистрировано 2250 человек, но на деле цифра в разы выше.

 

Кто из «новеньких» самый большой?

Наиболее значительные по площади присоединенные территории: поселок Заклязьменский – 35 га, села Мосино – 35 га и Спасское – 42 га, деревни Уварово – 28 га и Шепелево – 26 га.

Наиболее значительные по площади присоединенные территории: поселок Заклязьменский – 35 га, села Мосино – 35 га и Спасское – 42 га, деревни Уварово – 28 га и Шепелево – 26 га.
Наиболее значительные по площади присоединенные территории: поселок Заклязьменский – 35 га, села Мосино – 35 га и Спасское – 42 га, деревни Уварово – 28 га и Шепелево – 26 га.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике