35-летие ковровского мотобола – праздник со слезами на глазах

Рев моторов, скорость, борьба за мяч, страсти, не уступающие футбольным и даже превосходящие их, - это неотъемлемые качества мотобола, технического вида спорта, который родился в середине прошлого века.

Рев моторов, скорость, борьба за мяч, страсти, не уступающие футбольным и даже превосходящие их, – это неотъемлемые качества мотобола, технического вида спорта, который родился в середине прошлого века.

Так сложилось, что Ковров, где на заводе имени В. Дегтярева был налажен выпуск мотоциклов, в том числе и спортивных, стал одним из мотобольных центров СССР. Основанная в 1973 году мотобольная команда <Ковровец> гремела на всю страну. Практически сразу она выиграла чемпионат СССР среди команд первой лиги и уже в 1976 году под руководством талантливого тренера Виктора Толоконникова завоевала право соперничать со спорт-сменами высшей лиги. Победы следовали одна за другой. Послужной список ковровских мотоболистов впечатляет: <Ковровец> – пятикратный чемпион СССР, трехкратный чемпион России, восьмикратный победитель Кубка СССР и двукратный победитель Кубка России, четырехкратный победитель спартакиад народов РСФСР, победитель и призер чемпионатов Евролиги. 10 спортсменов <Ковровца> выступали за сборные СССР и России в кубках и чемпионатах Европы, четверо стали заслуженными мастерами спорта.
Ковровчане привыкли гордиться успехами своих мотоболистов. В те дни, когда играла любимая команда, на ковровском мотодроме было не протолкнуться. Говорят, что подобный ажиотаж наблюдался в Москве во время футбольной лихорадки 1950-х годов… Полтора десятка лет <Ковровец> являлся базовой командой для формирования сборной страны – вначале СССР, а потом и России. На южной окраине Коврова было затеяно строительство огромного мотостадиона. Предполагалось, что в чреве гигантских трибун разместятся помещения для тренировок, хранения техники и даже гостиница для спортсменов и болельщиков. Работы начались в конце 1980-х, в строительство мотодрома успели вложить миллионы тогдашних достаточно полновесных советских рублей.
Но потом начались трудные 90-е, стройка замерла. <Ковровец> по инерции продолжал лидировать в уже российском мотоболе, но с каждым годом побеждать становилось все труднее. Если прежде команду обеспечивал всем необходимым завод имени Дегтярева (именно дегтяревцы создали <Ковровец> и привели его на мотобольный Олимп), то постепенно переживавшему непростые времена гиганту оборонки содержать мотобольную команду становилось все более накладно. Старела техника, не хватало средств не только на развитие, но и на поддержание того, что было. С 2005 года фактически прекратила играть молодежная команда.
Недостроенный мотодром пару лет назад перешел в муниципальную собственность. К каким-либо позитивным переменам это не привело. Правда, за последние годы при помощи заводчан, муниципалитета и спонсоров удалось частично обновить мототехнику <Ковровца>, удивлявшего друзей-соперников на соревнованиях высшего уровня мотоциклами 20-летнего возраста (такие машины, кстати, до сих пор в строю), на которых ковровчане умудрялись не только прилично выступать, но и побеждать. Но даже такая помощь для городского мотобола – капля в море.
Часть игроков и механик нынешнего <Ковровца> числятся в составе муниципального спортивного клуба <Вымпел>. Некоторые формально продолжают оставаться заводчанами. Большой спорт – дело дорогое (один мотобольный мотоцикл стоит порядка 200 тысяч рублей), и в Коврове команду европейского класса, наверное, можно вытянуть только, что называется, всем миром. Но в условиях существующего противостояния двух ветвей городской власти и при отсутствии взаимопонимания нынешнего руководства города и топ-менеджеров ряда ведущих ковровских предприятий до <Ковровца> руки, по большому счету, просто не доходят. Порой та или иная сторона пытается использовать раскрученное имя команды в своих политических или рекламных целях, но потом о проблемах мотобола вновь забывают.
Ковровский мотобол, ставший, наряду со знаменитым оружием местного производства, одним из символов города, сегодня медленно умирает. У <Ковровца> нет даже своего транспорта для проведения матчей на выезде. Каждый раз приходится арендовать машины для перевозки команды и мотоциклов. Аренда обходится дорого. Из-за финансовых проблем зачастую приходится отказываться от участия в престижных соревнованиях, куда <Ковровец> по привычке еще приглашают. Недавно сорвались поездки на международный турнир в Белоруссии, на набирающую обороты <Весну Кубани>.
Для покупки специализированного автобуса, который позволил бы разом перевозить и спортсменов, и технику, нужен всего 1 миллион рублей. Для города, имеющего доходную часть бюджета в полтора миллиарда, это менее 0,07 % расходуемых ежегодно средств. Но эти семь сотых процента выделить для поддержания престижа ковровского спорта пока не получается. В определенной степени легендарная команда сегодня – заложник большой политики. Прославленные мотоболисты боятся говорить о своих проблемах, опасаясь <обидеть> ту или иную сторону в сложном раскладе ковровских политстрастей.
– Так нам хоть немного помогают, а что-нибудь скажешь против – выгонят с мотодрома. Мы здесь на птичьих правах, – примерно так говорят спортсмены, для которых мотобол – вся жизнь. И просят не называть конкретных имен. На всякий случай…
На 2008 год команда подала смету расходов, необходимых для достойного участия в чемпионате России, – чуть более трех миллионов рублей. В эту сумму было заложено все – от зарплаты мотоболистам до расходов на бензин, игры на выезде и даже оплата сторожей. Однако и такой скромный бюджет был срезан более чем втрое.
Игроки, кандидаты в мастера спорта получают в <Ковровце> зарплату в три с половиной тысячи рублей. Мастера спорта – чуть более пяти тысяч. Во многом команда существует благодаря неиссякаемой энергии своего тренера Александра Царева – легенды ковровского мотобола. Заслуженный мастер спорта, 15-кратный чемпион Европы, многократный чемпион СССР и России, он неоднократно признавался лучшим игроком и бомбардиром чемпионата Европы. Благодаря его примеру в Коврове не перевелись энтузиасты мотофутбола, команде помогают многочисленные друзья и поклонники Царева, среди которых немало преуспевающих бизнесменов.
Но когда заслуженный спортсмен, один из лучших в мировом мотоболе, вынужден идти, что называется, с шапкой по кругу – это унизительно и для Коврова, и, пожалуй, для всей области. Кстати, власти региона не сделали ничего для поддержки мотобола, хотя последний прославил не только Ковров, но и весь Владимирский край.
В нынешнем году исполнилось 35 лет мотоболу в Коврове. Юбилейная дата осталась практически незамеченной. Еще несколько лет – и <Ковровец>, слава и гордость своего города, может стать лишь историей:

Иван Матвеев
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике