6-кратный чемпион мира по вертолетному спорту Николай Родионов: У меня птичье чутье

ВЕРТОЛЕТНЫЙ СПОРТ Несколько раз в практике Николая Сергеевича в воздухе отказывал один из двух двигателей вертолета. К счастью, посадка проходила нормально.

Несколько раз в практике Николая Сергеевича в воздухе отказывал один из двух двигателей вертолета. К счастью, посадка проходила нормально.
– А чего волноваться? – говорит шестикратный чемпион мира. – Мы часто на тренировках отрабатываем нестандартные ситуации, поэтому готовы ко всему.

Поменял воду на небо
– Николай Сергеевич, почему вы связали жизнь с вертолетами, небом, опасностью?
– До 7-го класса школы я собирался стать военным моряком. О небе я тогда и не думал. Затем так сложилось – я начал переписываться со своим дядей, который окончил Сызранское авиаучилище, летал на вертолетах, затем на истребителях и перехватчиках.
В школе я занимался в историческом кружке. Руководил им летчик-фронтовик, он часто рассказывал о своих полетах на Пе-2. Его рассказы и переписка с дядей заворожили меня и заразили "птичьим духом".
– Для поступления в летное училище необходимо иметь крепкое здоровье. Вы как-то готовили себя физически?
– Безусловно. В школе я серьезно занимался лыжами и легкой атлетикой, боксом. Когда дядя узнал о моем увлечении, он сказал: "Бросай бокс скорей! В училище не примут, если повреждена носовая перегородка".
После школы я поехал поступать в Волчанское авиационное училище летчиков. С первого раза поступить не удалось. Экзамены я сдал хорошо и прошел медкомиссию, но подвел возраст. К моменту первых вылетов, к 1 апреля, мне было бы 17 лет, а к вылетам допускались только совершеннолетние.
Пришлось годик переждать. Я работал на Вязниковском льнокомбинате. Но в 1979 году все же поступил.
– Вы помните первый полет?
– Да, помню. Первый мой вылет был спустя семь месяцев теоретической подготовки. Волнения не было, ведь я летал с инструктором. Ощущение торжества и наполненности. Из кабины видно, как земля набегает на тебя. Все это потрясающе.
– Вы 6-кратный чемпион мира по вертолетному спорту. Расскажите, как вы долетели до такого результата?
– Учеба в училище заканчивалась его первенством по вертолетному спорту. Мне нравился этот спорт, у меня многое получалось. На первенстве я занял 1 место и по направлению приехал в Вязниковский учебно-авиационный центр. Тут посмотрели мои рекомендации и включили в сборную учебного центра по вертолетному спорту.
Я показывал хорошие результаты, но переломным моментом в моей спортивной карьере стало создание пары Николай Родионов-Георгий Плакущий. После этого наши дела резко пошли в гору. Сначала мы выиграли чемпионат учебного центра, затем – чемпионаты области и зоны, на котором присутствовали тренеры сборной СССР. После этого поехали на чемпионат СССР.
После нашего выступления старший тренер сборной страны пригласил нас в молодежную сборную. Спустя некоторое время нас включили в основной состав. Мы начали готовиться к чемпионату мира во Франции в 1989 году.
Готовили нас очень хорошо. Денег в то время на престиж страны не жалели. Перед чемпионатом мира проходили прикидочные соревнования, мы с Георгием выступили хорошо, нас включили в число счастливчиков, кто поедет во Францию.
Но в последний момент нам объявили, что СССР на соревнованиях будет представлять команда военных летчиков, которые на прикидочных соревнованиях выступили хуже нас. Нас сняли буквально с трапа самолета, хотя уже были готовы и документы, и форма.

"Золотые" времена
– Где же проходил ваш первый чемпионат мира?
– В Англии в 1992 году. Мы заняли 1 место в упражнении "визит". Это полет по маршруту с отысканием поворотных пунктов, выход на аэродром к определенному времени, построение "коробочки" с выходом на крышу, в которой вырезано отверстие 40х40 см. В него надо опустить бутылку шампанского.
Упражнение давалось тяжело. Была сильная облачность, мой напарник Георгий даже не заметил, как мы опустили бутылку в отверстие крыши. Так, дебютируя на первенстве мира, мы и стали чемпионами.
Ожидая результатов остальных команд, я впервые в жизни даже закурил, чтобы успокоиться. Узнав, что нас никто не сумел обойти, волнение смешалось с гордостью. Я стоял на пьедестале, слушал гимн СССР, и гордость переполняла. К горлу подступал комок.
В 1994 году чемпионат мира проходил в Москве. Наша пара завоевала золото в слаломе. Представьте – площадка 200х150 метров, на которой 12 ворот высотой 2 метра и шириной 1 метр. Экипаж должен пронести ведро с водой между стоек ворот и поставить в центре стола на круг, равный диаметру днища ведра с высоты 12 метров. В любимом упражнении "визит" мы заняли 2 место.
В 1996 году чемпионат мира проходил в США. Наш экипаж летел первым, но удача нам улыбнулась. Мы взяли "золото" в "слаломе" в командном первенстве. Команде США наша победа стала поперек горла. С тех пор США не выступают на чемпионатах мира, а руководителя национального аэроклуба США сняли с должности.
В 1999 г. соревнования проходили в Германии. Мы завоевали "золото" в командном первенстве. К счастью, немцы расстроились не так сильно, как американцы, и до сих пор – самые серьезные наши соперники. В 2001 году соревновались в Австрии. С того чемпионата Россия увезла "серебро" в командном первенстве.
В 2005 году чемпионат мира состоялся во Франции. Итог –
2-е место в упражнении "малая высота" и "золото" в командном первенстве.

6000 рублей за час
– Вы рассказали, что в СССР денег на подготовку спортсменов не жалели. А сейчас?
– Аэроклубы переживают тяжелые времена. С 2002 года нас перестали финансировать полностью. Выживаем, создав на базе Вязниковского аэроклуба центр подготовки сборной России по вертолетному спорту. На это нам выделяются деньги. Раньше помогали спонсоры, сейчас поддержку оказывает Федеральное агентство по физкультуре и спорту. Кстати, самый новый вертолет, который мы недавно отремонтировали, – 1992 года выпуска. Ему уже 14 лет. Многие наши соперники недоумевают, как можно на таком вертолете показывать прекрасные результаты.
– Вы – директор Вязниковского аэроклуба. Много ли желающих заниматься в нем?
– Желание у детей есть. Но денег нет. Мы можем преподавать теорию, но теория без практики мертва. Я не говорю о постоянных полетах. Нет даже средств на ознакомительный полет. Однажды к нам в аэроклуб пришел кадетский класс, и мы за свои деньги провели для ребят вылет. После этого 3 человека захотели поступать в авиационные училища. Два парня поступили.
Литр керосина – 20 рублей. В час вертолет "кушает" 300 литров. Умножаем. Получается солидная сумма. Если деньги будут выделяться, то мы теорию доведем до практики.

Седьмое чемпионство?
– В 2008 году чемпионат мира пройдет в Германии…
– Я действующий член сборной России. Если здоровье не подведет, то я приму в нем участие. Да, у нас устаревшая техника, есть финансовые трудности. Но наша страна выигрывала и будет выигрывать за счет огромного опыта советской школы, которая до сих пор считается одной из лучших в мире.
– Я от всего коллектива газеты "Призыв" желаю вам успехов и здоровья. Надеюсь, ваше "птичье чутье" не подведет вас и вы станете 7-м чемпионом мира.
– Спасибо, буду стараться.

Макс ЕФРЕМОВ.
Фото из архива Николая Родионова.
г.Вязники.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Николай Родионов родился 8 мая 1960 года в деревне Лог Вязниковского района. В 1979 году поступил в Волчанское авиационное училище летчиков на вертолетное отделение (Харьковская область). В 1981 году закончил училище. В 1996 году переведен в центральный аэроклуб им.Чкалова в Тушино летчиком-инструктором сборной России по вертолетному спорту, проработал на этой должности до 2001 года. В этом же году стал начальником Вязниковского аэроклуба. В 1985 году ему присвоено звание мастера спорта СССР. В 1992 году стал мастером спорта международного класса. С 1995 года – заслуженный мастер спорта России.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике