Поэт-футболист

На днях гендиректор Русского ПЕН-Клуба Александр Петрович Ткаченко принимал поздравления с 60-летием.

Поэт-футболист

На днях гендиректор Русского ПЕН-Клуба Александр Петрович Ткаченко принимал поздравления с 60-летием. "Призыв" его также поздравляет с этим событием. Тем более, что свои первые стихи он опубликовал именно в нашей газете.

Правда, его товарищи по владимирской футбольной команде "Трактор-68" не знали, что полузащитник Саня "пописывает" на досуге стишки и печатает их под псевдонимом Гринев.

– Неудобно было перед ребятами, – рассказывает он. – Думал, подшучивать будут. Я взял псевдонимом фамилию матери.

Во Владимире футболист, поигравший до этого в симферопольской "Таврии", севастопольском "СКИФе", ленинградском "Зените" и московском "Локомотиве", появился перед сезоном 1969 года. Команда тогда была "Трактором" в последний раз, став затем "Мотором".

Ткаченко в коллектив пригласил Михалыч, старший тренер (Владимир Михайлович Юлыгин, мастер спорта, заслуженный тренер РФ). Добавил к приглашенным ранее защитнику Егоркину и нападающему Хачатурову.

В "Тракторе"-то я познакомился с будущим большим другом Ткаченко. Он сказал, что мои стихи в "Призыве", как и отчеты о футбольных матчах "Трактора", читает. Хочет меня в редакции навестить.

Александр пришел в одну из пауз чемпионата ко мне и попросил посмотреть свои стихи. Мы в редакции посмотрели и решили часть напечатать. Вот тогда-то и зашел разговор о поэтическом псевдониме. Знали мы, что Саша учится во Владимирском политехническом, что стихи в перерывах между футболом, учебой и общением с красивой девушкой пишет.

…В сезоне-68 Ткаченко отыграл за команду 38 игр и забил из 20 голов "Трактора" два. Как-то в начале марта 1969 года он снова появился в "Призыве". Вот как он описывает эту встречу в своей прозаической книге "Футболь":

"…Слава Юденич, корреспондент отдела информации, расспросив о делах команды, предложил написать стихи к празднику – 8 Марта. "Слушай, – сказал, – у нас в праздничном номере в одной из полос – дыра. Напиши строк восемь! Выручай!"

И я сочинил. Но только попросил подписать стихи фамилией Хачатуров. Так это и вышло в праздничном номере. Утром следующего дня Хача (так мы звали в команде Клима Хачатурова), изучая газету, аж подпрыгнул:

– К.Хачатуров, стихотворение. Слушай, Санек, это твои дела?

– Да, – ответил я, боясь бурной реакции "лжеавтора". Но Хача оказался непредсказуемым. Он вдруг выдал:

– Ты знаешь, это здорово, что ты сделал. Потому что, когда меня будут отчислять из команды, я пойду в обком к Сергею Корниловичу Малюшкину и покажу газету. Он почитает и скажет – так он не только футболист, но еще и поэт. И оставят в команде.

Бедный Хача, не знал он, что когда в Крыму я выпустил первую книжку и затем был принят в Союз писателей, то секретарь обкома КПСС (до ранней смерти секретарем этого же обкома был и отец Ткаченко), узнав об этом, презрительно скажет: "Эх, футболистом был, человеком был, а сейчас – поэт, черт знает что…" Кто знает, может, он и был прав…"

А как все же футболист стал писателем?

На сборах с "Мотором" в Грузии в 1969 году, в одной из тренировочных игр с батумским "Динамо", Ткаченко получил толчок в спину от соперников. Пришлось его везти в Москву, в Центральный институт травматологии и ортопедии, к профессору Зое Сергеевне Мироновой. Она помогла ему встать на ноги. Ткаченко в институте серьезно начал работать над своими произведениями.

Повезло ему и еще раз, когда во Владимире, когда он как-то был на больничном, друзья познакомили его с известным владимирским литературным работником Капитолиной Ивановной Афанасьевой. Она была первым редактором книги Андрея Вознесенского "Мозаика" в 1960 году во Владимире. Познакомившись с трудами Александра Ткаченко, она одобрила их и свела двух поэтов: Вознесенского и Ткаченко. И навсегда подружила их.

Выпустив в 1972 году свой первый сборник, Ткаченко продолжал активно трудиться. Книги стали появляться одна за другой: "Сотворение мира", "Обгоняя бегущих", "Отпечатки грядущего", "Футболь", произведение с необычным названием "Корень квадратный из минус Я" (чувствуется техническое образование) и другие.

Что касается правозащитной писательской деятельности, то Ткаченко защищал дальневосточного журналиста Григория Пасько, выпустил редчайшую книгу "Написано в тюрьме. XX век. Россия", в которой опубликованы стихи и проза, сочиненные в том числе и во Владимирской тюрьме. Сборник выпущен на русском и английском языках.

Александр Петрович Ткаченко активно занимается международными делами, читает лекции о русской литературе в университетах за рубежом, поддерживает российских писателей.

Но в свой день рождения "Призыв" помнит, что начал он свой литературный труд в нашей газете.

Вячеслав ЮДЕНИЧ.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике