“Зависший” ребенок

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим из нас нравится, что дети не балуются, не носятся по...

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим из нас нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате взрослые даже не подозревают, какую информацию может черпать
их ребенок из компьютера.

Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно если они много работают. Что же делать? Не пускать компьютер в дом? Остановить технический прогресс? Попробуем разобраться.

Педагоги и врачи против?
Учителя в шоке! Год от года у детей падает уровень текстового мышления. Так называется умение адекватно воспринимать, воспроизводить, интерпретировать разнообразные тексты, а также создавать собственные. Неумолимо растет процент детей, страдающих дисграфией и дислексией: расстройствами, связанными с нарушением письменной речи. Говоря проще, дети с трудом овладевают чтением и письмом. И все чаще звучат голоса, утверждающие, что причиной тому – раннее и чрезмерное увлечение компьютерами. Не отстают и психологи: дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. С ними солидарны и педиатры: длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, да и вообще неизвестно, какое влияние оказывает на неокрепший детский организм компьютерное излучение:
Конечно, первое желание родителей – никогда в жизни не подпускать малыша к компьютеру. Но:

А он все-таки нужен
При разумном подходе компьютер может стать одним из средств общения и взаимодействия с малышом, отличным учебным пособием и даже источником творчества. При помощи компьютера можно легко и просто научить ребенка читать и писать. Даже самым упрямым понравится печатать слова на компьютере, вставлять недостающие буквы, угадывать, что написали вы.
Многие дети очень любят, если родители оставляют им компьютерные "напоминалки", уходя на работу. Ведь гораздо интереснее скучных записок на холодильнике, когда в определенное время на мониторе появляется яркая картинка, к примеру, с любимым блюдом на обед или музыкальным инструментом.
Даже для самых маленьких пользователей можно найти в Интернете подходящие сайты о природе, искусстве, других удивительный вещах. Не выходя из дома, вы с малышом можете посетить виртуальный музей или принять участие в интеллектуальной олимпиаде.
Если кроха задал "умный вопрос", например, чем дышат лягушки или где самый высокий в мире вулкан, попробуйте вместе найти ответ во всемирной паутине. Еще никто не доказал, что умение пользоваться поисковыми системами отрицательно сказалось на интеллектуальном развитии!
При помощи компьютера можно рисовать и делать настоящие мультики (в этом вам помогут программы Flash и Photoshop). Даже дошкольники способны создать настоящие анимационные шедевры. Только помните, что рисование на компьютере ни в коем случае не должно заменять рисование красками и карандашами на бумаге. Собственно, это замечание в равной мере относится и к письму.
При помощи специальной приставки-синтезатора можно даже научить ребенка-дошкольника сочинять и записывать музыку.
Освоить навыки чтения, математики, логики, письма, рисования и музыки ребенку помогут герои его любимых мультфильмов и книг и даже конструктора Lego. Ну, а если вашему крохе по вкусу самодельные куклы и игрушки, купите игры из серии "Маленький искатель", герои которой словно сшиты из старых носков и перчаток.
Чтобы компьютер не принес малышу физического и психологического вреда, необходимо соблюдать простые правила безопасности.

Правила безопасности
– Правильно организуйте рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50-60 см от монитора, источник света – располагаться слева от экрана.
– Следите за тем, чтобы спина и ноги ребенка имели опору, так вы предотвратите ухудшение осанки.
– Самая большая нагрузка при работе с компьютером приходится на глаза. Поэтому обратите внимание на качество вашего монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть 85 Гц. Чтобы глаза отдыхали, делайте с ребенком специальные упражнения.
– Для дошкольников рекомендуют проводить компьютерные уроки по 15 минут, для младших школьников – по 20 минут.
– Формируйте правильное отношение ребенка к компьютеру, это поможет избежать осложнений в будущем.
– Подчеркивайте словом и действием, что эта "умная машина" – рабочий инструмент.
– Покажите, что вы используете компьютер только для дела. Например, строите с его помощью графики или пишете статьи.
– Не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы, или хотя бы не играйте в них при ребенке.
– Не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.

Виктория БОРОВЫХ

Кстати
Чтобы ограничить пребывание ребенка у компьютера, можно установить программу КиберМама, которая позволит контролировать, планировать и ограничивать работу детей на домашнем компьютере даже в ваше отсутствие. Все подробности на сайте www.cybermama.ru.

Почитайте вместе с малышом
Чтобы "наладить" отношения малыша с компьютером, прочитайте и обсудите вместе сказку Л. Лопатиной "В плену у компьютера".
– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то какой славный, солнечный, – предложила мама.
– Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.
Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!
– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.
– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня Земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.
– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.
"Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный", – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустил в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.
Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.
"Странно, здесь нет запахов", – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.
– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.
– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.
– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись:
– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом в воде плескаться.
– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.
– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.
– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.
– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.
– Ты должен драться, – голос компьютера задрожал и попросил: – Расскажи мне про рыбалку.
– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.
– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.
Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.
Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.
– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревоженно сказала мама.
– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.
Володя испуганно подскочил:
– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.
– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.
– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.

Обсудите сказку со своим ребенком (примерный перечень вопросов)
Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?
Расскажи о том, что человек не может сделать без компьютера.
Расскажи о том, что компьютер не может дать человеку.
Легко ли тебе прервать интересную игру на компьютере, если надо делать другие дела?
Что надо делать, чтобы, играя, не уйти "вовнутрь компьютера" и не забыть о реальной жизни?

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике