Такие разные проблемы школьников

Сегодня, когда шумный праздник первого звонка позади, пришло время поговорить об адаптации школьников в первые дни и недели учебы. Первый класс в школьной жизни является особым. У одиннадцатиклассников...

Сегодня, когда шумный праздник первого звонка позади, пришло время поговорить об адаптации школьников в первые дни и недели учебы. Первый класс в школьной жизни является особым. У одиннадцатиклассников с адаптацией проще, и главным для многих становится не столько ЕГЭ, сколько выбор будущей профессии.

В первый класс идем всей семьей
Первый класс для каждой семьи, где есть первоклассник, представ-ляется нескончаемым испытанием на прочность. "Мы тщательно готовились к первому классу, и казалось, что все учли, – делится Марина, мама первоклассника Сережи из г. Владимира, – но выяснилось, что у меня мало терпения, я все время боюсь опоздать и подгоняю ребенка. Получается, что в первый класс пошел не только Сережа, но и вся семья". Боязнь опоздать, не успеть – проблема вовсе не детская, а взрослая, но нередко становится стрессом для всей семьи. "Тайм-менеджмент для первоклассника и его родителей включает расчет времени пути до школы с учетом добавочного времени на утреннюю транспортную пробку или преодоление желания посмотреть по сторонам", – солидный папа Дарьи делится опытом, в прошлом году они уже прошли испытание первым классом со старшей дочерью.
В первом классе закладывается отношение ребенка к школе и обучению. Для него все ново и не всегда понятно. Сложно высидеть весь урок в одной позе и не повертеться, не отвлекаться и следить за мыслями и высказываниями учителя, удержаться от высказывания или выражения своих эмоций. Детям трудно усвоить правила школьной жизни и требования, свою новую роль школьника. Ведь у него возникают и устанавливаются отношения не только с учительницей, но и весьма яркие эмоциональные отношения с одноклассниками. Адаптация к школе длится от 2 до 6 месяцев и идет по двум составляющим: физиологической и социально-психологической.
Первые две-три недели обучения получили название "физиоло-гической бури". На все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением, растрачивая значительную часть своих сил. После чего организм ребенка находит оптимальные варианты реакций на новые условия, и наступает период устойчивого приспособления. Многие родители недооценивают физиологическую адаптацию и торопятся нагружать ребенка дополнительными занятиями в кружках и секциях.
Из-за сложностей адаптации у ребенка могут появиться капризность, излишняя возбудимость или, напротив, повышенная утомляемость. Школьные врачи обязательно рекомендуют дневной сон не менее двух часов, ежедневные прогулки на свежем воздухе и продолжительный ночной сон.
Социально-психоло-гическая адаптация первоклассника имеет ряд особенностей, которые вытекают из изменения его статуса. Психологи считают это рождением социального "Я" ребенка, это влечет за собой переоценку ценностей, теперь все, что не относится к учебе, становится второстепенным, а на первое место выходит учеба. Родителям надо быть особенно внимательными к ребенку, чтобы тот принял свою новую роль школьника, чтобы он действительно хотел учиться, а не просто ходить в школу. Независимо от того, в каком возрасте ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, психологи называют этот период его развития кризисом семи лет. В этот период ребенок эмоционально уязвим, отличается ранимостью и незащищенностью, нуждается в особой поддержке родителей и близких. Именно в первом классе развивается способность к обобщению, в том числе и обобщению переживаний. Если у ребенка возникают неудачи в учебе и отношения со сверстниками не складываются, то это может послужить основой для формирования комплекса неполноценности. Валерия Ивановна, мама второклассника Миши из Гусь-Хрустального, вспоминает, что ее удивили кривляние сына, какая-то неестественность поведения, мальчик постоянно капризничал дома и требовал к себе все больше и больше внимания. Родителям надо запастись терпением, не проявлять негативных эмоций, зная, что обычно все эти кризисные явления останутся в данном возрастном периоде ребенка.

Поиграем, чтобы стало легче
Первоклашке легче будет учиться, если основные психические функции: ощущение, внимание, память, мышление и воображение – будут хорошо развиты. Для развития этих функций эффективны следующие игры.
Рисунок на спине. Эта игра развивает тактильные ощущения и внимание. Тупым концом карандаша нарисуйте на спинке ребенка треуголь-ник, круг или квадрат, букву или цифру. Пусть ребенок угадает, что вы нарисовали. Можно поменяться ролями, и тогда он будет рисовать, а вы угадывать.
Волшебное слово. Эта игра развивает внимание и вежливость. Ребенок внимательно слушает ваши просьбы, но выполняет те, в которых произносится волшебное слово "пожалуйста". Например: "Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. Пожалуйста, подними руки вверх!". Понятно, что выполнить надо вторую просьбу.
Солдат и тряпичная кукла. Позволяет научить ребенка саморегуляции, чередованию напряжения мышц и последующего их расслабления. Также это развивает их возможности контролировать себя.
В начале игры предложите ребенку представить себя солдатом на плацу по команде "солдат". Для этого он вытягивается "в струнку" и, замерев, стоит несколько секунд. Потом вы произносите команду – "тряпичная кукла". Ребенок расслабляется, представляет, что тело его мягкое, податливое, руки болтаются, спинка наклонена немного вперед. Чередовать команды необходимо несколько раз и закончить игру на "тряпичной кукле". Будет очень весело, если и ребенок будет отдавать команды, а вы попробуете их выполнять.

Выпускники: между прошлым и будущим
Для одиннадцатиклассников школьная жизнь, привычная и размеренная, подходит к концу.
До выпускного вечера надо самостоятельно принять так много важных, судьбоносных решений. Чем собирается заняться завтрашний выпускник и как хочет распорядиться своей жизнью – вот что интересует родителей. Если до сих пор ребенок не поделился с вами своими размышлениями, то вам придется начать разговор самим, как бы невзначай. Можно зацепиться за рассказ об одноклассниках, выяснить попутно их жизненные устремления и плавно перейти к диалогу со своим великовозрастным чадом.
У родителей есть повод встревожиться, если одиннадцатиклассник не может четко сформулировать свои планы или часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем это связано. Если он отнекивается, отмахивается от вопроса, возможно, это связано с нежеланием принимать ответственное решение, с инфантильностью. Тогда предложите ему поискать работу, например, разносчика рекламы по домам или раздавать ее на улицах. Пусть молодой человек воочию столкнется с поиском работы, не требующей квалификации, и, если сложится, поработает. Заработанные самостоятельно деньги придадут не только внешней уверенности, но и подтолкнут к принятию решения о выборе профессии.
Иногда дети не отвечают родителям, так как боятся неодобрения с их стороны. Такие взрослые обычно разговаривают с ребенком "сверху вниз". Уже пора сменить такую позицию на паритетную, равноправную. "Мне было трудно понять сына, почему он решил стать экономистом. Стали спорить, я убеждал, что сейчас экономистов предостаточно, – огорченно говорит Валерий Васильевич. – Потом я стал рассказывать, как сам выбирал профессию связиста, как к этому отнеслись мои родители, его бабушка и дедушка, оба врачи. В конечном итоге, разобрались, кто же из нас был в прошлом прав. Алексей позвонил деду и рассказал о нашем споре". Можно в качестве примера для обсуждения проанализировать выбор профессии ваших друзей.
Зачастую взрослых не устраивает выбор ребенка, и они всячески отговаривают, придумывая всякие страшилки. Как бы ни огорчал вас выбор профессии, бесполезно разговаривать категорично или запрещать. Полезнее выяснить, что он уже знает о профессии, как видит себя в ней. Хорошо вместе почитать все, что найдется об этом в Интернете или в справочной литературе. И уж совсем поздно отговаривать и переубеждать одиннадцатиклассника, если он принял твердое решение и относительно профессии, и относительно учебного заведения, в котором получит ее. Лучше порадоваться, что вы воспитали такого самостоятельного и ответственного сына или дочь.
Вглядываясь в будущее, не лишайте одиннадцатиклассника настоящего, естественной потребности общаться с друзьями, влюбляться, ходить в кино и бегать на дискотеки. В самое сложное время для своего ребенка будьте рядом с ним и создайте в семье доброжелательную обстановку.

Ольга Гунина, психолог

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике