“Нам везло, нас везли”

Особенности учительского автостопа Лето кончилось, а с ним и счастливое время отпусков. Один в пятизвездочном отеле расслаблялся, другой - в разряде эконом-класса у частника, третий комаров на даче...

Особенности учительского автостопа
Лето кончилось, а с ним и счастливое время отпусков. Один в пятизвездочном отеле расслаблялся, другой – в разряде эконом-класса у частника, третий комаров на даче откармливал. А вот кольчугинский учитель Сергей Циклов, лауреат конкурса "Учитель года-2002", съездил к морю и заодно навестил своих коллег и тоже лауреатов учительского конкурса.

Способ передвижения по стране выбрал для себя очень естественный – автостоп. Для Сергея не проблема именно так перемещаться по области. Например, во Владимир срочно в библиотеку сгонять. Проще простого – выходишь на трассу, голосуешь, и через час в областном центре. Так же предпочитает передвигаться и по Московскому региону. С женой в свое время на попутках съездил в свадебное путешествие в Болгарию. А уж с 9-летним сыном в отпуск к морю для заядлого туриста и экстремала – иной способ ни к чему.
– Почему автостоп? Экономия денег или жажда приключений?
– И ни первое, и ни второе. Честно признаюсь, я – не совсем опытный автостопщик. В большом, по моему представлению, автостопе – всего третий раз. Главное в таком передвижении – общение. Разговоры с водителем – это своеобразная плата за проезд. И еще. Важно сесть в нужную машину и к нужному водителю. А это уже искусство. Ведь за доли секунды, когда голосуешь, с водителем налаживается контакт. Из психологии известно, что в первые 30 секунд люди узнают о собеседнике все или почти все и на невербальном уровне сразу возникают симпатии или антипатии. И такая реактивная способность распознавать своих мне очень импонирует. Еще, конечно, немаловажный фактор – романтика дороги. Новые места, новые впечатления. Когда водители узнавали, что у меня есть машина, всегда спрашивали – почему не на своей. Приходилось объяснять, что за рулем собственной машины работаешь, а на чужой отдыхаешь.
– Сергей, давай по порядку. Знаю, что путешествия на попутках требуют соответствующей экипировки.
– Да, мы были в ярких футболках и шортах, с небольшими рюкзачками, но с большим фотоаппаратом. Багаж водителями не приветствуется. Мы заранее заготовили таблички с номерами регионов. До Ставровского поворота нас довез знакомый. Там выставили табличку с 52 регионом. И нас сразу заметили.
– Итак, вы в пути, первый пункт вашего назначения.
– Дзержинск, потом был Саранск, оттуда в Тольятти. Там мы остановились у моего друга – тоже учителя года. Погостили и рванули к морю. Сызрань, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону и Ейск. В Ейске мы остановились у друзей, и тоже учителей. Купались, загорали, отдыхали у моря. Через неделю засобирались домой. Что мне еще в автостопе нравится, это то, что не привязан к билетам, к датам. Захотели – и поехали.
– Сергей, а приходилось ли ночевать в дороге?
– Под Волгоградом переночевали в лесу, недалеко от дороги, благо спальники были с собой. Большие города – проблема для стопщиков, не берут водители на улицах. И мы старались города обойти.
– Путь домой был сладок и приятен?
– Конечно. Особенно для Саньки. Дома его ждали друзья, по которым в дороге изрядно соскучился. Дорога к дому была быстрее. Всего два дня были в пути. Причем от Воронежа до Москвы ехали на "порше кайен", и 480 км проехали на одной машине, а на последних ста километрах поменяли восемь. А вообще, нам везло – нас везли. Отношение со стороны водителей встретили только дружелюбное. Располагало и то, что я был с ребенком. Все без исключения подвозили до удобных мест на дороге. У автостопа есть удобные и неудобные позиции. Так вот наши – те, где машины сбавляют ход. И водители сами советовали, где лучше встать, на какие машины обратить внимание.
– Отношение водителей, полагаю, это реакция на вашу искренность и открытость. Они за те же доли секунды прочитывают стопщиков. А вот интересно, о чем вы говорили с водителями?
– О разном. С мужиками о машинах. С женщинами обо всем. Очень интересные нам собеседницы попались. Одна из них учительница начальных классов, так что тем общих было много. Вторая – отчаянная лихачка. Как оказалось, работает испытателем на треке "ВАЗ".
– Как долго приходилось ждать нужных машин?
– Не долго, не дольше 5 минут.
– На каких машинах пришлось путешествовать?
– Больше на легковых. На фурах – неудобно, в них одно пассажирское место. Поэтому Саньку приходилось прятать.
– Интересные ситуации на дорогах, конечно, происходили.
– Конечно. Не единожды на дороге нам встречался "КамАЗ", груженный арбузами. То мы его обогнали, второй раз – были на позиции, а "КамАЗ" мимо проехал. Так при всех последующих встречах мы с водителем махали друг другу и улыбались, как родные. Было и такое – стоим, голосуем. Машина пролетает мимо и через какое-то время возвращается. Водитель предлагает сесть и говорит, что мы ему уже три раза на дороге попались, значит, судьба везти. Потом на море встречали людей, которые попадались нам на трассе, и что приятно, нас узнавали.
Но самое интересное все же разговоры в пути. Один водитель из Питера рассказывал, что подвозил стопщиков, которые путешествовали по Африке и там переболели всевозможными тропическими болезнями. Другой говорил, что подвез стопщика, который собрался в Индию. А я пока слушал, подумал – хорошо бы проехать по Европе.
– А Саша как перенес невзгоды дороги?
– Собственно, эту поездку я из-за него и затеял, тем более, что он в походы ходил. Думаю, из нашей поездки он вынес только положительный опыт, прежде всего, общения и даже некоторого аскетизма. Поезд, самолет – слишком удобно и расслабляет, а это точно не для нас.
– Саша, а тебе больше всего что понравилось?
– Парк развлечений в Тольятти. На море – очень здорово. А из машин больше всего – "порше кайен". Классная тачка. Автостопом еще куда-нибудь поеду обязательно.
У Сергея и Саши Цикловых уже начались школьные будни, в которых у одного – снова будут отличные педагогические результаты, у другого отличные оценки. Воспоминание об отпуске с длинной дорогой – тоже останутся отличные. Все у них о,кей, как и главный жест автостопщика – кулак с поднятым вверх большим пальцем. А самое главное, как у настоящих и опытных стопщиков, – позитивный взгляд на жизнь и открытая миру душа!

Анна Калмыкова

Кстати
Самым известным автостопщиком нулевого рода (на гужевом транспорте) в шутку называют Михайло Васильевича Ломоносова, несмотря на то, что эта часть его биографии скорее легендарна.
Появление автостопа совпадает с появлением первого автомобильного транспорта в начале XX века. Изначально автостоп носил стихийный характер. Позже большую роль в продвижении мирового автостопа сыграли хиппи, так как автостоп давал им возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми, не тратя денег, которых у них обычно и не было.
Наибольшее достижение Петербургской лиги автостопа – кругосветная экспедиция "Автоколумб" 1992-1993 годов. Участники экспедиции совершили путешествие вокруг земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, побывав в 25 странах Евразии, а также Северной и Южной Америке.
Летом 1996 года Филипп Леонтьев, один из членов ПЛАС, совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Дакар, пройдя автостопом более 16000 километров с использованием 197 транспортных средств (включая самолет Нуакшот-Лиссабон, груженный мороженой рыбой) и побывав в 15 странах. Путешествие заняло 2 месяца.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике