Деньги и детки

Деньги - важный атрибут жизни каждого человека. Вне зависимости от нашего возраста, социального положения и материального достатка они есть в нашей жизни. Деньги - эквивалент успеха и комфорта,...

Деньги – важный атрибут жизни каждого человека. Вне зависимости от нашего возраста, социального положения и материального достатка они есть в нашей жизни. Деньги – эквивалент успеха и комфорта, который необходим, прежде всего, нашим детям. Мы говорим о деньгах, зарабатываем и тратим их, обсуждаем грядущие покупки. В этом процессе вольно или невольно участвуют наши малыши. Как сформировать у них такое отношение к деньгам, которое помогло бы им стать успешными и обеспеченными людьми? Об этом сегодня "Первым шагам" расскажет детский психолог Анна Коровина.

А я денежки люблю!
На жизнь наших малышей деньги начинают оказывать влияние еще до того, как те научатся их считать. И чем меньше кроха, тем больше он подвластен силе денег. Скорее даже не денег, а своих желаний и фантазий, средством реализации которых являются родительские заработки. Отсюда и капризы перед магазином игрушек, попытки "украсть" деньги и потратить их не по назначению. Этому, к сожалению, способствует вся индустрия развлечений больших (и не очень) городов. Рекламные акции формируют у маленьких потребителей спрос на те или иные виды товаров, которые есть у Пети или Маши, а у него пока отсутствуют.
Коме того, с помощью денег дети пытаются реализовать и другие свои амбиции. Благодаря им малыши становятся популярными, значимыми, авторитетными среди своих сверстников, особенно если ничем другим они похвастать не могут. Так деньги начинают управлять отношениями во дворе, на детской площадке, а потом и в школьном классе.
Обычно малыши быстро осознают, что за деньги можно купить все, что им так нужно: игрушки, сладости, развлечения, друзей, успех и славу. И лишь гораздо позже они понимают, что деньги могут заканчиваться, расходоваться, исчезать. Это открытие может сделать маленьких людей еще более зависимыми от денег или, наоборот, подтолкнуть к более разумному обращению с ними. Какой из двух путей выберет малыш, во многом зависит от родителей, от их собственного отношения к деньгам.

Бухгалтер, маленький бухгалтер!
Как же научить маленького человека обращению с деньгами? Прежде чем это сделать, нужно понять, что такое деньги в этом мире. Бесспорно, деньги – это инструмент достижения комфорта, но это еще и колоссальная ответственность, это еще и наш учитель, который помогает научиться взаимодействовать с людьми, дарить, беречь, быть щедрым и благоразумным. Именно такое отношение к деньгам поможет малышам устанавливать с ними благополучные отношения. Как? Самый очевидный и простой способ – карманные деньги. Такую ответственность могут взять на себя малыши не младше 6-7 лет. При этом желательно договориться с ребенком, на какие расходы будут потрачены средства (обеды в школе, кино, мелкие канцелярские покупки или подарок другу на день рождения). Желательно выдавать отпрыску фиксированную сумму один раз в неделю. А вот подросткам психологи рекомендуют выдавать деньги на карманные расходы раз в месяц – тогда у подрастающего ребенка появляется возможность регулировать свои траты, четко планировать расходы, ведь следующая сумма будет выдана только в будущем месяце. Кроме того, родителям не стоит навязывать ребенку статьи расходов: смысл карманных денег в том, чтобы малыш научился ими разумно распоряжаться.
Одной из самых больших ошибок, на взгляд психологов, является возмещение хороших дел и поступков деньгами. Получил пятерку – вот тебе сто рублей, помыл посуду – двести. Такими методами сами родители превращают семейные отношения, основанные на понимании, взаимопомощи и ответственности, в денежные, в отношения "дашь на дашь". Исследования показывают: если в личные отношения привносится рыночный оттенок, это способствует развитию эгоизма у участников общения, выводит их отношения на более поверхностный уровень.
Важно, чтобы родители с помощью карманных денег не манипулировали собственными детьми. Поощряя за что-то или отнимая за провинность, они словно говорят: "У нас есть все, у тебя – ничего. Мы платим, мы владеем деньгами, а значит, принимаем решения. Ты же ничего не решаешь". Такие "уроки" учат детей одному – потребительскому отношению к окружающим, приводят к мысли о собственной никчемности, несостоятельности. Неудивительно, что в будущем деньги станут для таких малышей единственным средством доказать другим свою состоятельность. Вы хотели бы общаться с такими взрослыми?

Делай, как я!
Семья для малыша является первой школой, в которой он получает опыт общения с деньгами. Помните об этом, когда пренебрежительно отзываетесь о более успешном коллеге, запихиваете скомканные купюры в карман или презрительно шипите вслед соседу, который обзавелся новой машиной. Именно такое отношение к деньгам, наплевательское и неуважительное, перенесет малыш на собственную жизнь и, будучи взрослым, станет недоумевать: почему денег нет?
Впервые в семье детки испытывают всю гамму чувств, связанных с деньгами: разочарование от их потери или нехватку на новый конструктор, радость от осознания того, что владеешь своим маленьким сокровищем, что удалось накопить на что-то важное (например, на подарок маме). Чувства детей по поводу денег не менее разнообразны, чем чувства взрослых. Но разговоры о постоянной нехватке денег в семье на фоне истерии родителей по этому поводу приводят малышей к пониманию того, что деньги – смысл жизни, и только они даруют положительные эмоции.
Вместо того, чтобы жаловаться ребенку на отсутствие денег или срывать на нем зло, привлеките кроху к совместному планированию расходов. В зависимости от возраста малыша его можно ознакомить с основными бытовыми тратами, подключить к планированию крупных покупок. Так маленький человек постепенно усвоит, каким образом строится семейный бюджет, и, возможно, перестанет требовать дорогостоящих покупок.
Важно, чтобы малыш мог распоряжаться не только деньгами, но и собственным имуществом. У маленького человека должны быть свои вещи, которыми он может смело командовать. Он несет ответственность за них: хочет сломать – значит, больше такой покупки у него не будет; хочет подарить другу – тогда без слез, когда дня через два эта игрушка вдруг станет самому жизненно необходима.

Мой ребенок – миллионер!
Но достаточно ли научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами, чтобы он вырос успешным человеком, способным добиваться своих целей? Только отличными бухгалтерскими качествами мил миру денег не будешь. Поэтому в первую очередь малыш должен вырасти уверенным в себе и ориентированным на успех человеком. Психологи выделяют два типа людей. Одни ориентированы на избежание неудач, другие – на достижение успеха. Первые будут стараться всячески избегать какого бы то ни было риска и довольствоваться малым. Вторые нацелены на более активные действия, стремятся к новым вершинам и свершениям.
Такие стратегии поведения свойственны взрослым людям, но берут свое начало в детском возрасте. Дети, которых родители всячески поощряли к самостоятельности и чаще хвалили за достижения, а не ругали за ошибки и промахи, умеют правильно оценивать свои способности, не зацикливаться на неудачах и смело шагать вперед. В противоположность им у слишком опекаемых и контролируемых малышей, часто подвергающихся критике со стороны взрослых, формируется слабая потребность в достижениях и нередко заниженная самооценка.
Говоря малышам, что мир несправедлив и жесток, очень легко отбить у него желание познавать и завоевывать его. Внушая ненависть к богатым и негативное отношение к деньгам, мы формируем у него определенное мировоззрение – психологию бедности, что не позволит ему стать успешным и счастливым, создать благополучную семью.
Другое дело, если мы объясняем малышу, что мир изобилен, что он готов отдавать, нужно только очень постараться: учиться, стремиться, желать, создавать. Научите малыша уважать тех, кто честно заработал свое состояние. Хорошо, если у крохи перед глазами будет пример человека, который заработал деньги собственным трудом и умом.
Так что, если ребенок всерьез мечтает разбогатеть, не стоит отнимать у него эту мечту, в какой бы экономической действительности вы сейчас ни находились.

Виктория БОРОВЫХ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике