Ну что за манеры!

У кого дорога прямее, тот и главный? Кто наглее, тот и первый? К сожалению, зачастую именно такими принципами руководствуются владимирские водители. Действительно ли манеры наших автолюбителей оставляют желать...

У кого дорога прямее, тот и главный? Кто наглее, тот и первый? К сожалению, зачастую именно такими принципами руководствуются владимирские водители. Действительно ли манеры наших автолюбителей оставляют желать лучшего?

Владимирский водитель опасается поездок в два соседних города: Москву и Иваново. Столица пугает провинциального автовладельца интенсивностью движения, пробками, мудреностью трасс. У ивановцев же – особая манера вождения, отличная от обитателей других городов. Даже тамошние инструкторы автошкол это отмечают.
Может быть, это на уровне анекдота, но владимирцы, побывав в городе невест, отмечают следующие особенности. В Иванове очень мало дорожных знаков, поэтому водители ориентируются не столько на них и не столько на правила дорожного движения, сколько на собственные мысли и ощущения. Повороты и развороты, проезды перекрестков совершаются по непонятным траекториям и по наитию. Пешеходов там пропускать не принято. Видимо, ивановских водителей совсем не пугают возросшие штрафы. Движение перед светофором начинается на исходе красного, никто не обременяет себя ожиданием зеленого. Во Владимире ивановцы часто ведут себя аналогичным образом. Видишь на дороге машину с обозначение 37 региона на госномере – жди неожиданностей.
Однако прежде чем пенять на соседей, неплохо бы посмотреть на себя. Мы хоть и отличаемся от ивановцев, но до образца культуры вождения нам далеко.

Что главнее на дороге – наглость или правила
ГИБДД постоянно обращает внимание водителей на необходимость быть взаимовежливыми, проявлять друг к другу должное уважение. В условиях резкого роста числа транспортных средств и слабой дорожной инфраструктуры это чрезвычайно актуально, вот только призывы гаишников доходят далеко не до каждого.
Ситуации, когда один водитель должен уступить другому, возникают регулярно. Надо срочно перестроиться в другой ряд, уйти на другую полосу, поскольку твоя сходит на нет, объехать припаркованный автомобиль, совершить обгон, чтобы не "пыхтеть" за фурой или убитым "пазиком": Но это не так просто. Редко уступают дамы: видимо, они так обижены дискриминацией их прав на дороге, что лишний раз мужчине-водителю не дадут вклиниться между машинами. Вредничают и "подснежники" – как правило, пожилые водители, эксплуатирующие машину только в благоприятный садово-дачный период. Впрочем, последние частенько действуют неосознанно: они так увлечены движением по прямой, да еще и в крайнем левом ряду, что просто не замечают, что на их полосу пытаются перестроиться другие машины. Остальные категории водителей ведут себя под настроение: хорошее – пропустят, плохое – утопят газ и зай-мут коридор, куда хотел нырнуть автомобиль.
Кстати, если ивановцы стартуют на красный на перекрестках, то владимирцы начинают движение на желтый и пытаются проскочить, когда тот догорает. Тенденция негативная. Аварий по такой причине происходит достаточно. На оживленном перекрестке стоит много машин, намеревающихся повернуть налево. Загорается желтый, сразу – красный. С пересеченной улицы уже двигаются, а тут еще только начинаются повороты. В ДТП преимущественно попадают пассажирские автобусы, "ГАЗели", таксисты, дамы и водители-гонщики.
Отдельная история со второстепенными дорогами. Светофоры и дорожные знаки остались на магистралях, а на дублерах и двухполосных межквартальных и внутридворовых территориях работают исключительно правила дорожного движения. Но кто о них помнит? Вот и получается, что зачастую на таких дорогах двигаются по наитию. И то ладно, если вспомнят такое понятие, как "правило правой руки".
– Чаще всего во Владимире водители нарушают правила обгона и выезда на встречную полосу. По этим причинам растет аварийность. Много столкновений происходит из-за того, что водитель неверно оценивает разницу между главной и второстепенной дорогой, – считает командир городского батальона ДПС Алексей Башкиров.
Еще одна тревожная ситуация – когда отключаются светофоры на магистральных перекрестках. Тут выясняется, что водители то ли не знают, то ли не хотят соблюдать дорзнаки, прикрепленные на опорах. И не помнят ни одного движения регулировщика.
– Раньше какая работа была у инспектора ГАИ, тогда еще дорнадзора? Стоять на перекрестках и регулировать движение. Теперь же есть светофоры, знаки, разметка, шлагбаумы. Если вдруг сломался светофор, ставим инспектора. А водители стоят, не понимают, кому и куда двигаться. Приходится показывать направления и указывать на тех, кому можно ехать. Нет практики, поэтому многое забывается, – поясняет Алексей Башкиров.

Маршрутки и таксисты – тема особая
Совершенно по-особому ведут себя водители общественного транспорта и такси. Вот уже где культура вождения "отдыхает". Некоторые водители запомнили из правил дорожного движения, что у общественного транспорта есть некие преимущества, правда, какие именно, подзабыли. А оно одно-единственное – легковушки пропускают автобусы с выезда с остановки общественного транспорта. И только. На деле же пассажирский транспорт, следующий по маршруту, пользуется своими мнимыми преимуществами повсюду: отъезжая с парковки, перестраиваясь в соседний ряд, заезжая на остановку. Причем, согласно их кодексу вождения, совсем необязательно включать поворотники и снижать скорость. Быстро и оперативно движемся к одной цели – больше пассажиров, больше прибыли.
Всем остальным участникам дорожного движения дают фору таксисты. Их конек – езда по кривой траектории с причудливыми маневрами и громким матерком (если едет без клиента). Поскольку ориентир здесь один – скорость, взаимоуважения ждать не приходится.

Пешеходов стали пропускать
И все же гаишники отмечают: культура вождения владимирских автолюбителей повышается. В первую очередь, за счет репрессивных мер. Скажем, водители стали вежливее по отношению к пешеходам: а кому охота расстаться с кровными 800-1000 рублями?
– Нас теперь сравнивают со странами Балтии: там всегда проявляют уважение к пешеходам. Два последних года мы активно работали в этом направлении. Благоприятные перемены замечают даже коллеги из других регионов, – гордится командир городского батальона ДПС Алексей Башкиров.
Пожалуй, связка "водитель-пешеход" во Владимире сейчас, действительно, приближается к цивилизованным нормам. И было бы очень неплохо, если б это стало примером для водителей в их взаимоотношениях с другими обладателями "железных коней". Как говорил Михаил Жванецкий: "Тщательнее надо, ребята. Общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать". С пешеходами обращаться научились, давайте не останавливаться на достигнутом!

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Кстати

А если по правилам
Владимирцам часто приходится пользоваться второстепенными дорогами, лишенными светофоров и знаков. Выезжая с парковки, из двора, на второстепенных дорогах водителям нужно вспоминать правила дорожного движения. Там четко сказано, что на перекрестке неравнозначных дорог водитель на второстепенной дороге обязан уступить дорогу тем, кто на главной. На перекрестке равнозначных дорог водитель должен пропустить тех, кто приближается справа. При повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике