Инспектор вежлив. Водитель послушен. Чего еще желать?

На днях опубликован новый административный регламент, касающийся участников дорожного движения. В нем расписано от А до Я поведение сотрудника ГАИ ради одной-единственной цели - обеспечения безопасности дорожного движения....

На днях опубликован новый административный регламент, касающийся участников дорожного движения. В нем расписано от А до Я поведение сотрудника ГАИ ради одной-единственной цели – обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент вступит в силу с 1 сентября.

Обычные разговоры водителей – о взаимоотношениях с гаишниками. Фабула, как правило, проста: еду, никого не трогаю, тут он стоит, палкой размахивает, думает, к кому бы прицепиться, в итоге придрался ко мне. И дальше – про то, как штраф выписали или не выписали, кому звонить пришлось, как упрашивать и т.п. Словом – конфликт. И довольно значительная часть этих конфликтов происходит из-за непонимания водителем и инспектором своих прав и обязанностей. Новый регламент должен устранить эти пробелы.
– Вместе с регламентом опубликован второй документ – наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы. Он для служебного пользования. Материал объемный, несколько сот печатных страниц. Плюс регламента в том, что он объединил все приказы, наставления и другие акты, касающиеся деятельности инспекции. Сотруднику будет проще работать по одному документу, – считает начальник отдела ДПС и розыска областного управления ГИБДД Александр Новиков. – К 1 сентября будут изготовлены памятки для каждого инспектора ГАИ с выдержками основных моментов регламента. Проведем также зачеты на знание документа.
Пока сотрудники ГИБДД работают по наставлениям, утвержденным еще в 1999 году. Существенное отличие нового регламента в том, что в нем пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях. Главные постулаты регламента не худо знать и водителям.

Три сцены. Действующие лица – те же
Типичная ситуация. Сценка в трех действиях. Первое – взмах жезлом, остановка машины. У многих возникают вопросы, за что и почему. В регламенте есть перечень оснований к остановке транспортного средства. Нарушение БДД и ориентировка на водителя или на машину. Еще могут остановить для опроса в качестве свидетеля или понятого, для использования авто в служебных целях. Часто водитель мучается вопросом: выходить или не выходить из машины? Считается, что если водитель остановился далеко от патрульной машины и не вышел навстречу инспектору, значит, он заведомо предполагает конфликт. И тут уже, гарантированно, хорошего от инспектора не жди. Так что водители предпочитают выходить из машины и разговаривать не снизу вверх (если остаться в салоне авто), а на равных. По регламенту сотрудник ГИБДД вправе предложить водителю выйти из машины, если нужно устранить технеисправность, если есть подозрения, что водитель пьян, а также для сверки номеров агрегатов с записями в регистрационных документах, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля. При этом допускается пригласить водителя для оформления документов в служебное помещение поста или в салон патрульного автомобиля.
Какие полномочия есть у инспектора? Контролировать БДД, остановить авто, проверить документы, маркировку, гос-знаки, техсостояние, составить постановление и квитанции о наложении штрафа, опросить водителя, отстранить его от управления авто, провести медосвидетельствование, забрать права, провести осмотр и досмотр машины, арестовать подозрительные вещи и задержать водителя.
Второе действие известной сценки – приветствие и общение. Согласно регламенту в разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, проявлять спокойствие и выдержку. Инспектор обязан представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Он имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру. И это же право предоставляется всем участникам движения. Интересно, что инспектор должен сообщать о нарушениях водителю таким образом, чтобы этого не слышали дети находящегося за рулем.
Проверка документов, маркировки и номера проводится визуально, а также по базе данных. Для того, чтобы установить личность водителя, инспектор может затребовать водительское удостоверение, паспорт, свидетельство о рождении для тех, кому еще нет 14 лет.
Третье действие – оформление документов или профилактическая беседа. Тут все зависит от ситуации. Нарушил? Могут выписать постановление-квитанцию, а могут после мирного разговора и раскаяния отпустить. Но если есть подозрения на предмет нетрезвости или нарушения закона водителем, то тут действуют полномочия инспектора по отстранению от его управления, осмотру, досмотру, аресту и задержанию. Важный момент, что составляется одно постановление-квитанция, где указываются все совершенные правонарушения. При этом водителю придется заплатить по нарушению, за который полагается максимальный штраф.
Инспекторов часто одолевают вопросами проезжающие мимо водители. Регламент и здесь внес разъяснения. Справки гаишник дает лишь по поводу проезда и о телефонах, для получения информации о перемещении задержанных автомобилей и адресе штраф-стоянки.
И еще забавное замечание. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть его водителю и предложить владельцу передать документы без обложек и без денег.

Кто сидит в кустах?
Часто нарушители возмущаются, что инспектора прибегают к маскировке, ведя наблюдение из обычных, а не служебных машин. Их сразу и не заметить, а это якобы нарушает права водителей. В регламенте сказано, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям ГАИ, не допускается. Патрульный автомобиль – это машина со специальной цветографической схемой и с мигалками. Но к патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля – без специальной окраски. Правда, до последнего времени такие машины могли тормозить нарушителей, а теперь только в присутствии авто со спецобозначениями ГАИ или сотрудника в форме. Регламентом предусмотрена скрытая форма патрулирования, причем нарушения можно фиксировать, находясь в естественном (за горой, в кустах) или искусственно созданном укрытии.

Осмотр или досмотр
Наконец, появился такой документ, который четко проводит границы между осмотром и досмотром. В каких ситуациях инспектор имеет право потребовать открыть багажник, бардачок, заглянуть в салон, проверить личные вещи?
Осмотр – визуальное исследование. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется. Для сверки номеров водитель может открыть капот, но вот для багажника нужны основания. То есть некие подозрения, ориентировки, информация свидетелей.
Если водитель отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых. Если обнаружилось что-то подозрительное, инспектор вызывает через дежурную часть следственную группу. В случае необходимости при досмотре инспектор может фотографировать и снимать на видеокамеру. Досмотр проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля.

Иммунитет – у избранных
В регламенте четко прописано, что подозреваемого в нетрезвости водителя либо тестируют оборудованием – алкотестом, либо везут к наркологу для анализа. Примечательная деталь: в случае, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан доставить последнего к машине. Тема доставки водителя довольно интересная. В документе говорится, что если машину задержали на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта.
Но наибольшую волну возмущения у водителей вызывает вопрос неприкосновенности некоторых категорий, которым даже в пьяном виде ничего не грозит. Новый регламент устраняет такую несправедливость. К тем, кто имеет иммунитет, относятся кандидаты на должность президента, члены Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных органов субъекта и зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления, уполномоченный по правам человека, члены избирательных комиссий, судьи, прокуроры и следователи следственного комитета. Впрочем, согласно регламенту, в случае нарушения на таких водителей можно составить протокол.
– Раньше были довольно расплывчатые формулировки о действиях инспектора ГИБДД. Эти категории не привлекали к административной ответственности, а о правонарушении сообщали вышестоящему начальству. С 1 сентября же инспектор, кроме составления протокола, имеет право и отстранить от управления транспортным средством, – говорит Александр Новиков.
Остается надеяться, что так оно и будет. А вдруг и впрямь исчезнут из практики случаи, когда "люди особого сорта" козыряют корочками, звонят высоким чинам и обещают сотруднику ГАИ неминуемую кару?

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике