“ГАЗели” на дороге – удобство или опасность?

Этой весной начали действовать новые федеральные правила перевозки пассажирским транспортом. Владимирские перевозчики внесли ряд корректив в свою работу, городские власти ужесточили контроль за этим видом деятельности

Этой весной начали действовать новые федеральные правила перевозки пассажирским транспортом. Владимирские перевозчики внесли ряд корректив в свою работу, городские власти ужесточили контроль за этим видом деятельности. Существенные изменения коснулись пассажирского транспорта малой вместимости, которые утратили статус маршрутного такси и приобрели полноценные права пассажирских автобусов. Действительно ли улучшились условия в пассажирских "ГАЗелях" на владимирских маршрутах?

Куда едем?
Во Владимире сейчас ездят 198 автобусов большой вместимости и 32 – малой. На автобусных маршрутах осталось лишь 26 "ГАЗелей". Это маршруты, пользующиеся наибольшей популярностью у населения, – "восьмерка" и "пятерка". "Восьмерка" удобна практически всем. На этом кольцевом маршруте работают исключительно машины "ГАЗель". Периодичность движения высокая.
Маршрут "пятерки" претерпевал ряд изменений, которые не всегда нравились горожанам. Маршрутка эта – почти монополист и обеспечивает транспортом значительный микрорайон. До его появления жителям военных городков приходилось идти пешком до остановки общественного транспорта на Красноармейской 10-15 минут, а жителям улиц Мопра, 9-го января, Ново-Ямская нужно было дойти до остановки "Руслан и Людмила", что занимало 20-30 минут.
Маршрут "двойки" неизменен много лет. Он также служит палочкой-выручалочкой для жителей микрорайона улиц Балакирева, Лакина, Сурикова. Главное его достоинство – едет до вокзала. На нем можно добраться до проспекта Строителей, Горького и Мира.
Пару лет назад глава города заявил о необходимости снятия "ГАЗелей" с пассажирских маршрутов. Он принял такое решение, скорее исходя из малой вместимости машины, нежели параметров безопасности и комфорта. По мнению мэра, "ГАЗелям" место на пригородных маршрутах. Но поскольку конкурс на новые маршруты второй год откладывается, маршруты эти остаются на городских дорогах. Понятно, что в маневренности и быстроте передвижения пассажирским "ГАЗелям" нет равных, но вот по безопасности и удобству они ой как отстают. И это регулярно подтверждают профилактические операции "Автобус", проводимые ГАИ дважды-трижды в год.

Три беды "ГАЗелей"
С 17 апреля по 10 мая во Владимире проходит профилактическая операция "Автобус", в ходе которой инспектора ГАИ проверяют техническое состояние общественного транспорта перед выходом его на линию, а также документы и состояние самих водителей. Как в прошлом, так и в этом году зафиксированы случаи управления автобусами в нетрезвом состоянии и без водительского удостоверения.
В прошлом году на дорогах города Владимира было зарегистрировано 66 ДТП с участием водителей автобусов, в которых 4 человека погибли и 93 получили травмы. За 3 месяца 2009 года на территории областного центра зарегистрировано 16 ДТП с участием водителей автобусов, в которых 24 человека получили травмы, погибших нет. Число аварий, совершенных по вине самих водителей пассажирского транспорта, увеличилось на 16%. По статистике ГАИ, 7% правонарушений на дорогах города совершаются водителями автобусов и такси. Основная проблема – несоблюдение скоростного режима. Таких случаев уже зарегистрировано больше 300. На втором месте черного списка нарушений – выезд автобусов с техническими неисправностями, на третьем – нарушения правил дорожного движения. Вероятность попасть в аварию, пользуясь городским общественным транспортом, во Владимире в пять раз выше, чем в целом по России. Общая сумма долгов водителей автобусов и такси за административные правонарушения составляет примерно 1 миллион рублей. После недавнего совещания перевозчиков и администрации относительно новых федеральных правил перевозки общественным транспортом решено усилить контроль за работой юрлиц и индивидуальных предпринимателей, организующих пассажирские перевозки.
– Проводятся проверки именно тех организаций, которые находятся в числе первых по аварийности. Выявлены десятки случаев, когда автобусы выехали на линию с техническими неисправностями. Выданы предписания об устранении недостатков, – поясняет начальник отделения технадзора городского отдела ГАИ Геннадий Кудряшов. – Кроме того, организованы рейды, скрытое патрулирование с использованием приборов фото- и видеофиксации.
По статистике ГАИ, у "ГАЗелей" есть три беды, с которыми никак не удается справиться ни производителям, ни инспекторам, ни властям.
Первая – низкий порог безопасности машины для пассажиров. Проводимые краш-тесты показали, что шанс выжить в крупной аварии есть лишь у двух пассажиров, остальные либо получат серьезные увечья, либо погибнут. На владимирских маршрутах во всех "ГАЗелях" неисправные крепежи пассажирских кресел. Сиденья в салоне либо вообще не прикреплены и без труда снимаются с подставки, либо крепеж такой ненадежный, что при движении кресло раскачивается во все стороны. Штраф же за это нарушение – всего 100 рублей.
Вторая – нарушение правил перевозки пассажиров, то есть перегруз. В "ГАЗели" 13 посадочных мест, в ней же, к примеру, из Перекопского военного городка или с Балакирева едут по 15-20 пассажиров. При любом резком торможении получают вывихи, растяжения конечностей, переломы.
И третья беда – проезд на красный свет. Регулярно "ГАЗели" едут на запрещающий сигнал светофора у рынка "Факел", у кинотеатра "Буревестник", на Студеной горе, около ДК молодежи.
Кстати, предприниматель Левин постепенно переводит "пятерку" с "ГАЗелей" на корейские автобусы, которые более вместительны и безопасны. Но пассажиры жалуются на водителей, многие из которых – мигранты. По данным ГИБДД, все водительские удостоверения с нужными категориями у этих водителей есть, опыт вождения также имеется. Но вот власти Санкт-Петербурга получили право устраивать для гастарбайтеров-водителей, которые намереваются работать на общественном транспорте, дополнительные экзамены на права. Аналогичные поправки питерские парламентарии предлагают внести и в федеральное законодательство. По мнению авторов, многие из иностранцев "по-русски не могут изъясниться, не то что нормально вести автобус с пассажирами", при этом подлинность водительских прав, полученных ими на родине, проверить невозможно. Инициативу поддержали в ГИБДД и Госдуме.
– Это разумная идея, мы ее давно поддерживаем, – заявил заместитель начальника департамента безопасности дорожного движения Владимир Кузин. – Сегодня иностранный гражданин обязан получать российские водительские права только после получения гражданства или вида на жительство. До этого момента он имеет право ездить с водительским удостоверением, выданным на родине. Однако если иностранный водитель устраивается работать по найму в Португалии или Испании, например, то обязан сдать экзамены на знание национальных правил.

На что жалуемся?
Владимирская БСП едва ли не каждый день принимает пациентов – жертв ДТП. Один показательный пример. Дедушку привезли в травматологию БСП прямо в резиновых сапогах и с рыболовными снастями. Мужчина собирался на рыбалку. При выходе из автобуса он поблагодарил кондуктора, что довезли, стал спускаться с лестницы, опираясь на трость. А в это время автобус уже тронулся с места. Пенсионер упал и сломал лодыжку. В толпе пассажиров нашлись грамотные люди, записали ФИО водителя, номер автобуса. Но вызывать ГАИ никто не стал, водитель автобуса свою вину не признал и без извинений уехал, оставив пострадавшего на остановке. Такие случаи происходят нередко. В правилах дорожного движения написано, что водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Падения пассажиров приравниваются к ДТП. Поэтому в данной ситуации нужно вызывать ГАИ. В противном случае пострадавший должен записать все данные о водителе и автобусе, чтобы потом написать заявление в ГАИ, управление транспорта и на предприятие, которому принадлежит автобус, чтобы предъявить претензии.
Многих пассажиров не устраивает, что в автобусах не объявляют остановки, не открывают передние двери, не возвращают деньги за билет в случае, если пассажира не довезли до нужного места. На днях женщина обратилась в управление по защите прав потребителей. Водитель автобуса вопреки просьбам не открыл переднюю дверь на нужной остановке, и женщине с маленьким ребенком пришлось идти пешком. По мнению специалистов управления по защите прав потребителей, в данном случае имеет место некачественно оказанная услуга, поэтому пассажир вправе предъявлять претензии в соответствии с законом о защите прав потребителей. В том числе потребовать вернуть деньги.

Анна Тумановская
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике