Вежливый водитель знает, как и когда сигналить

На дорогах, запруженных транспортом, узких, без разметки, иногда без знаков и с неработающими светофорами надо проявлять уважение как к пешеходам, так и другим водителям. Стоит ли махать руками,...

На дорогах, запруженных транспортом, узких, без разметки, иногда без знаков и с неработающими светофорами надо проявлять уважение как к пешеходам, так и другим водителям. Стоит ли махать руками, жестикулировать или кричать в окно? Пожалуй, нет необходимости. Ведь есть условные сигналы водителей, которые могут о многом рассказать и многое объяснить.
Никто точно не знает, когда и в какой стране зародились сигналы для облегчения общения на дороге. Но ряд наиболее распространенных стал специальной азбукой водителей.

Сигналы фарами: хамство или вежливый намек?
Грамотные люди придумали фары, чтобы облегчить ночную жизнь водителям. В правилах дорожного движения есть отдельный раздел о применении внешних световых приборов. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости, независимо от освещения дороги, должны быть включены фары дальнего или ближнего света. Дальний свет должен быть переключен на ближний в населенных пунктах, если дорога освещена, при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до автомобиля. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар, а также в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар.
Изобретательные автолюбители дополнили официальный список. И если правила для нас данность, то специальные сигналы – это ощутимая польза на дороге.
Два коротких мигания дальним светом фар. Если так сигнализирует встречная машина, то на пути ждет опасность. Водителям хорошо известен этот знак, который сообщает о впереди стоящем гаишнике, чаще всего с радаром.
Тот же сигнал, но на перекрестке – это знак вежливости, которую теперь редко встретишь на дороге. Это означает, что встречка дает шанс водителю повернуть. Более агрессивный вариант торопливой вежливости встречного водителя – один длинный сигнал дальнего света фар. Мол, поворачивай быстрее.
Длинный сигнал дальнего света фар. Если в спину, то водитель требует уступить полосу движения. Конечно, это не самый тактичный жест, но лучше уступить дорогу спешащему водителю. Если светят в бок, то водитель настаивает на том, чтобы втиснуться в ряд. Эти агрессивные "Дай дорогу" и "Пропусти!" используют водители-лихачи, которые вечно куда-то торопятся, норовят протиснуться в малейшее свободное пространство. Таким, правда, лучше уступить, хотя гордость водителя и пострадает: фактически обвинили в нерасторопности, обозвали водителя копушей, а машину – старой калошей. Но безопаснее уйти. В противном случае может возникнуть ситуация, когда любитель маневров и скорости не успеет сойти со встречной полосы, врежется во встречную машину и зацепит и ваш автомобиль.
Кстати, во многих европейских странах эти агрессивные сигналы заменены на более вежливые варианты: водитель просит уступить дорогу, включив левый поворотник.
Попеременное переключение с дальнего света фар на ближний. Так автолюбители сообщают о том, что уже конкретно ослепли от ваших фар. В этом случае нужно переключиться на ближний свет. А если это и был ближний, то пора его отрегулировать.

Свободно для обгона
Леность в пользовании поворотниками – это наша беда. Все те категории водителей, о которых мы писали в статье "Кого стоит бояться на дороге?", грешат именно с поворотниками. Правый-левый поворотник – вроде все просто, но на дороге почему-то многим водителям времени на это не хватает. Жаль, ведь большая часть столкновений происходит именно потому, что один водитель не понял действия другого, не пропустил, не уступил. Результат – мятые крылья, двери и разбитые фары.
Чаще всего поворотники в благих целях используются фурами. Понимают они, что плестись за большегрузом – то еще удовольствие. Непрерывно работающий левый поворотник – это предупреждение "Впереди опасность! Не обгоняй". Переключился на правый? Можно смело обгонять впереди идущее транспортное средство.
Если едущий следом автомобиль включил правый указатель поворота, то, скорее всего, за рулем ваш старый добрый знакомый, желающий с вами пообщаться. Таким образом он просит вас притормозить и съехать на обочину.
Есть несколько правил подачи предупредительных сигналов при помощи поворотника, которые неплохо было бы взять на вооружение всем водителям.
1. Если вы собираетесь повернуть на перекрестке, перед которым в непосредственной близости расположен еще один перекресток, не включайте указатели поворота до тех пор, пока не проедете первый перекресток.
2. После того, как вы повернули, не забудьте проконтролировать, выключены ли поворотники. При плавном повороте автоматическое выключение сигналов может не сработать, что даст повод другим участникам движения выбрать траекторию, пересекающуюся с вашей.
3. Включайте указатели поворота не менее чем за 4-5 секунд до начала выполнения маневра.
4. При движении задним ходом включайте поворотники с той стороны, куда будет поворачивать задняя часть вашего автомобиля.

Аварийное "спасибо"
На владимирских дорогах "аварийку" используют довольно причудливо. Логично использовать аварийные лампы в случае возникновения каких-либо неполадок в автомобиле. Понятно, что надо доехать до сервиса и все водители должны знать о вашем трудном положении. Но такая ситуация предполагает, что аварийное авто будет двигаться в крайнем правом ряду на низкой скорости. У нас же на дорогах такие авто ездят в левом ряду, маневрируют, задают скоростные пределы.
В условиях неосвещенности трасс включенные аварийные лампы у припаркованных автомобилей, особенно фур, – это спасение движущихся автомобилей.
Любимый сигнал вежливого водителя – короткое в два щелчка включение "аварийки". Это водительское "спасибо" за пропуск знают все, но вот используют единицы. Особенно мало таких благодарных водителей среди юнцов и дам. К слову, это две самые опасные группы водителей, которые находятся в черном списке страховщиков, поскольку бьют рекорды по аварийности. Если кнопка аварийности находится не под рукой водителя, то вполне можно обойтись поворотниками. Можно моргнуть сначала левым, а потом правым поворотником, что аналогично сигналу "аварийкой".
Кстати, в пробках экстренное пошаговое торможение означает, что водитель предупреждает о необходимости держать дистанцию. Противоположность "аварийной" благодарности.
Пешеходу в подмогу – руки и мимика
При общении с пешеходами легче использовать жестикуляцию. Взмахи рукой в открытое окно означает "проходи".
Водителям – соседям по дороге можно показать рукой в сторону двери, чтобы тот понял, что дверь неплотно закрыта или там застряла одежда или ремень безопасности.
Хлопанье ладонью по воздуху будет означать, что у соседа открыт багажник.
Если же водитель соседнего авто указывает рукой на обочину, необходимо остановиться, вероятнее всего, проколото или спущено колесо.
Увы, но в современных дорожных условиях куда большей популярностью пользуются грубые жесты – вроде среднего пальца в лобовое или боковое стекло.

Звук – пинок для "чайника"
Согласно ПДД, звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Однако сейчас все чаще на клаксон давят нервные водители, чтобы выразить свое недовольство в адрес неторопливых бабушек-пешеходов или быстрых школьников, бегающих по дороге в неположенных местах, а также для учеников и "чайников".
Стоит помнить, что ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость, особенно на дороге, и пренебрежение ею имеет принцип бумеранга: когда-нибудь может ударить и по вам.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике