Ошибка базы данных WordPress: [Can't create/write to file '/tmp/#sql_806_0.MYI' (Errcode: 28)]
SHOW FULL COLUMNS FROM `wp_options`

Блаженны нищие: от тюрьмы, сумы и бизнеса не зарекаются - Призыв

Ошибка базы данных WordPress: [Can't create/write to file '/tmp/#sql_806_0.MYI' (Errcode: 28)]
SELECT t.*, tt.* FROM wp_terms AS t INNER JOIN wp_term_taxonomy AS tt ON t.term_id = tt.term_id INNER JOIN wp_term_relationships AS tr ON tr.term_taxonomy_id = tt.term_taxonomy_id WHERE tt.taxonomy IN ('post_tag') AND tr.object_id IN (332047) ORDER BY t.name ASC

Ошибка базы данных WordPress: [Can't create/write to file '/tmp/#sql_806_0.MYI' (Errcode: 28)]
SELECT t.*, tt.* FROM wp_terms AS t INNER JOIN wp_term_taxonomy AS tt ON t.term_id = tt.term_id INNER JOIN wp_term_relationships AS tr ON tr.term_taxonomy_id = tt.term_taxonomy_id WHERE tt.taxonomy IN ('category') AND tr.object_id IN (332047) ORDER BY t.name ASC

Ошибка базы данных WordPress: [Can't create/write to file '/tmp/#sql_806_0.MYI' (Errcode: 28)]
SELECT t.*, tt.* FROM wp_terms AS t INNER JOIN wp_term_taxonomy AS tt ON t.term_id = tt.term_id INNER JOIN wp_term_relationships AS tr ON tr.term_taxonomy_id = tt.term_taxonomy_id WHERE tt.taxonomy IN ('post_format') AND tr.object_id IN (332047) ORDER BY t.name ASC

class="post-template-default single single-post postid-332047 single-format-standard tribe-no-js">
16+

Блаженны нищие: от тюрьмы, сумы и бизнеса не зарекаются

На дворе финансовый кризис. Цены растут, зарплаты снижаются. Все больше граждан, лишившихся работы, живут на скудные пособия. А есть еще море неучтенных гастарбайтеров, едва сводящих концы с концами. На рынках, у храмов, на вокзалах заметно прибавилось попрошаек: калеки "горячих точек", цыганки с детьми, бабушки с консервной банкой для мелочи. Кто-то подает монетки, кто-то проходит мимо быстрым шагом, кто-то гонит прочь эту бродячую армию, растущую с каждым днем. Как к ней относиться? Что скрывается за убогим фасадом нищеты?
Оценки экспертов неутешительны: безработица уже к марту достигла уровня в 2 млн 700 тысяч, ожидавшегося лишь в декабре 2009-го. "Подушка безопасности" Стабфонда стремительно тает. Похоже, "пряников не хватит на всех", говоря словами известного барда. В такой ситуации рост преступности неизбежен. Состоятельные граждане, кому есть что терять, кроме золотых цепей на шее, вступают в общество охотников и обзаводятся пищалями. В 80-е годы в Латинской Америке энтузиасты создали "эскадроны смерти", беспощадно отстреливавшие сбившихся в стаи нищих подростков и бомжей – ресурс армий "генералов песчаных карьеров". Неужели это будущее и России?

Просящему – дай!
У нас, по традиции, к нищете относятся сочувственно: от тюрьмы и от сумы не зарекаются. В попрошайке видят не только человека, оказавшегося волею судьбы на краю жизни, но и возможную собственную участь. Веками православная церковь прививала прихожанам христианское сострадание к несчастным: "просящему – дай". Милостыня иногда являлась единственным способом помочь душе близкого человека. В ряде случаев церковь принципиально не принимает пожертвования за людей, скончавшихся без покаяния. К ним относятся самоубийцы, некрещеные и умершие в смертном грехе. Молчаливая жертва бедным остается последним ходатайством за грешника, лишенного последнего поминовения в храме.
Известную роль в покровительстве убогим (у-Бога, рядом с Ним) играли евангельские "заповеди блаженств". Хотя первая из них – "блаженны нищие духом" – не относится непосредственно к обездоленным ("нищие духом" – значит, смиренные пред Господом), но народ всегда воспринимал ее широко, сострадательно, проецировал на всех.
Не только у христиан, но и мусульман помощь бедным возводилась в ранг религиозной добродетели. Например, к "столпам веры" ислама относится закят – налог на имущество и финансы, который уплачивается нуждающимся правоверным и осмысливается как очищение самого человека и его богатства. Иногда закят дополняется благотворительными пожертвованиями.
Несмотря на сложные отношения мусульманского мира с Израилем, между иудаизмом и исламом есть много общего в вопросах социальной этики. Согласно талмудическому учению, еврейский капитал принадлежит всему народу, и богачи лишь временно распоряжаются своими деньгами. Древнееврейское слово "цдака" (добровольное пожертвование) происходит от "цедек", что переводится как "справедливость". Таким образом, делясь своими прибылями с бедняком, состоятельные люди восстанавливают изначально присущую миру социальную справедливость. Поэтому в еврейской традиции благотворительность – не снисхождение, а обязанность каждого религиозного еврея.
Православие, иудаизм и ислам считаются авраамическими религиями (восходящими к единому источнику – праотцу Аврааму) и традиционными вероисповеданиями Российской Федерации. Такой статус является общественным признанием их исключительного вклада в формирование духовно-нравственного облика многонационального российского народа. Сегодня для нас особого смысла исполнены слова библейского псалма: "Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь".
Однако, несмотря на очевидную необходимость заботы об обездоленных соотечественниках, нельзя забывать и о другой добродетели – мудрости. "Чужие руки легкие, но не полезные", – гласит старая русская поговорка. Помощь и милостыня могут не только выручить человека из беды, но и развратить его душу незаработанными благами.

Креатив протянутой руки
Современные российские нищие – социально неоднородная группа. В результате проведенных исследований петербургские ученые пришли к следующим выводам: среди попрошаек меньшую часть составляют люди, лишившиеся всего (например, бывшие заключенные), которым удавалось собрать денег лишь на хлеб и самое необходимое. Среди тех, кого принято считать бомжами, оказалось значительное число граждан, не потерявших связи с семьей и обществом и использующих сбор милостыни в качестве приработка. Если одни меняли копейки на "бутылку", то другие обменивали собранное на валюту и отдавали на хранение в банк.
Одна из студенток журфака СПбГУ провела эксперимент по сбору милостыни на Невском проспекте. Переодевшись в обноски, она собрала приличную сумму: скорость наполнения консервной банки составила 68 рублей за 10 минут (2002 год). К сожалению, эксперимент был прерван конкурентами, пригрозившими физической расправой новичку на "их территории".
Нищие, как правило, эксплуатируют восемь основных образов: "пенсионеры", "матери с детьми", "беспризорники", "инвалиды", "солдаты-калеки", "мигранты", "организаторы приютов для животных", "попрошайки при церкви, кладбище и других сакральных пространствах". Последняя группа вызывает особый интерес. На паперти у входа в храм собрать милостыню не составляет особого труда. Но и здесь нищенствующий контингент проявляет немалую изобретательность: желательно внешним видом подчеркивать преклонный возраст ("старчество"), "набожность", любовь к детям.
Иногда деньги, добытые нищенством, идут на содержание семьи, причем не только на питание, транспортные расходы и одежду, но и на оплату репетитора внучке, которая учится в элитной музыкальной школе. Конечно, в провинциальных городах такие случаи – редкость, но автору этих строк приходилось наблюдать покупку "жертвами капитализма" алкоголя и сигарет престижных марок после непосильного труда на паперти.

Рэкет на паперти
Однако их жизнь при храмах далеко не безоблачна. Церковные паперти большинства крупных городских соборов и кладбища давно контролируются криминальными группировками. Несколько лет назад за право стоять у столичного храма (Успенский собор, я думаю, тоже сюда относится) надо было заплатить 2-2,5 тысячи рублей в день. Увы, благочестивые прихожане одновременно с помощью "бедным" спонсируют организованную преступность. Духовенство не может своими силами контролировать ситуацию на паперти. Минувшим летом в Сочи священник, попытавшийся вмешаться в "конкурентную борьбу" нищих, был зверски избит рэкетирами. Большинство настоятелей крупных храмов выступают за ликвидацию попрошайничества на папертях. Это удается лишь тогда, когда в числе прихожан есть "силовики".
История нищенства в России насчитывает не одно столетие. До революции целые села избрали попрошайничество своей профессией, "отхожим промыслом". В Воронежской губернии нищенством промышляло село с населением в 8 тысяч душ. Во Владимирской губернии центром попрошаек было село Мошок Судогодского уезда. Профессия не считалась позорной. В середине ХIХ столетия в Петербурге один мещанин женился на нищенке и взял баснословное по тем временам приданное в 20 тысяч рублей золотом! Исследователи бродяжничества и нищенства обращают внимание на существование нравственной санкции данного поведения. Не только сами "жертвы" не видят ничего предосудительного в своем промысле, но и общество смотрит на него снисходительно: несколько пожертвованных монет избавляют от чрезмерных мук совести за благополучную жизнь. Такова сложившаяся традиция. Однако надо учитывать, что со времени появления христианства прошло два тысячелетия. Общество изменилось. Возникли крупные мегаполисы с организованной преступностью. Кризисы носят глобальный характер. Грех и порок научились принимать вид добродетели. Древние говорили, что "дьявол порой приходит под видом побитой вороны". Репрессивные меры, как мы понимаем, необходимы. Но в современных условиях существует острая потребность в гуманизации социальных отношений. Нужны ночлежные дома, передвижные пищеблоки и медпункты для бедствующих. В окрестностях провинциальных городов (и Владимирской области) уже существуют землянки и лагеря бродяг, сбивающихся в табор для выживания в суровых климатических условиях России. К сожалению, организованность добра у нас пока сильно уступает организованности зла.

Михаил ВОРОНОВ, религиовед

Просмотры: