Азартный малыш

Шахматы, кости, картишки, домино: Вспомните себя в детстве: папа играет с коллегой в шахматы, а вы с интересом наблюдаете. Как хотелось взять в руки эти таинственные фигуры, но...

Шахматы, кости, картишки, домино:
Вспомните себя в детстве: папа играет с коллегой в шахматы,
а вы с интересом наблюдаете. Как хотелось взять в руки эти таинственные фигуры, но нельзя было: "Мала еще!" А чуть повзрослев, мы тайком от родителей с удовольствием "резались" в карты и домино.

Сегодня эти игры, увы, непопулярны. Многие родители считают домино дикостью и примитивом, а карты вообще под запретом. Но если подойти к этим "взрослым" забавам с фантазией и творчеством – получатся удивительные игры, позволяющие научить вашего малыша многому. Кстати, такие "развивающие игрушки" еще и дешевы. О том, как превратить карты, домино и шахматы в развивающие игры для самых маленьких, расскажут "Первые шаги".

Развиваем память, логику и счет с помощью шахмат
Шахматные фигуры манят малышей с детства. Грех этим не воспользоваться, особенно если знаешь, какую пользу могут принести шахматные занятия будущему школьнику. Самое важное в шахматах – правила, которые невозможно нарушить. Игра по правилам позволяет малышу научиться действовать в определенных, не тобой заданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное – тренирует волю.
А как учить играть в шахматы? Для начала достаточно околошахматных задач.
Вот, например, задача на развитие памяти для малышей 3-4 лет. Расставляем на доске фигуры, их должно быть не больше трех. Просим кроху посмотреть внимательно на них и запомнить, как они стоят. Потом говорим, снимая фигурки со своих мест: "Ой, посмотри, все фигурки ушли погулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им вернуться домой".
Задача для пятилетних малышей, обучающая совершать действия в уме. "Покажи на шахматной доске, как черная ладья в два хода "съест" две белые пешки". Для выполнения этого задания надо объяснить ребенку, что ладья может ходить по вертикальным или горизонтальным линиям на одну или несколько клеток. Комбинация не должна быть слишком сложной. Кстати, таким образом можно познакомить ребенка и с другими шахматными фигурами, показать, по каким правилам они ходят.

Кости – инструмент постижения теории вероятности
Думаете, теория вероятности – это слишком рано для вашего малыша? Попробуйте поиграть в игру "Угадай-ка". Задумываем число, записываем его (заодно показываем малышу, как пишется та или иная цифра), а потом бросаем кубик. Просим малыша посмотреть, какое число выпало, т.е. посчитать точки на кубике. Совпало – ставим галочку, не совпало – вторая попытка. И так до тех пор, пока ребенок не научится писать числа и с легкостью считать точки на кубиках.
Можно поиграть и во "Вкусные кости". Для этого нам нужны стаканчики с наклеенными на них цифрами – от 1 до 6. В каждый стаканчик положим, например, виноград: в первый – одну ягодку, во второй – две и так далее. Теперь пусть малыш бросит кости. Например, выпало пять – он забирает стаканчик, в котором пять виноградин. Выигрывает съевший больше остальных.

Эффект домино
Первая азартная игра, которую давно обратили в развивающее пособие, – домино. С трехлетним ребенком можно выстроить из костяшек домики и гаражи. Пока строите, "озвучивайте" каждый "кирпичик": "Подай мне "два-три", "шесть-один". А что у тебя в ручке? "Четыре-пять"?" В этой "строительной" игре можно ненавязчиво продемонстрировать цепную реакцию – показать наглядно эффект домино. Для этого костяшки установите на короткое ребро одну за другой. Затем попросите малыша аккуратно толкнуть первую костяшку и смотреть, как падают остальные.
Преимущество обучения счету по костяшкам домино заключается в возможности оперировать с цифрами не как со знаками, а как с количеством. Точки на домино представляют некое множество. Именно так (с помощью контрастных кружочков) учат математике по знаменитой методике Глена Домана. Благодаря домино вы с малышом можете пройти несколько этапов обучения:
– узнавание количества (смотри – ничего, а это – один);
– узнавание равенств (когда мы учим ребенка прикладывать шесть точек к шести, а одну к одной);
решение примеров (берем костяшку и считаем все точки на двух половинках, суммируя их).

Раскинем карты
Колода карт компактна, стоит недорого, а возможности ее применения в детском обучении обширны. Из азартной игры она легко превращается в развивающую. Какие карты выбрать для малыша? Лучше всего крупноформатные, а можно купить детские карты, соответственно оформленные.

Карточные игры
Классификация
Попросите малыша разложить карты по цветам. Красные – в одну стопочку, черные – в другую.
Теперь усложним задачу, покажем разницу между ромбом и сердечком, попросим разложить по мастям. Когда ребенок познакомится с понятием числа и научится считать до десяти, мы попросим разложить карты по кучкам: двойки, тройки, и т.д.
Больше – меньше
Карты позволяют усвоить понятие старшинства и научиться выкладывать последовательности, разбираться в иерархии. Вот король – старше дамы, но их четыре. И короли могут быть равны, пока один из них по воле случая не превратится в козыря.
Комбинаторика
Карты – уникальный инструмент для развития мышления.
Так, например, вы можете выложить последовательность карт – валет, дама, туз, шестерка – и попросить ребенка повторить последовательность.
Следующая задача посложнее: мы попытаемся объяснить крохе понятие множества. Попросите малыша положить направо – не красные, налево – не черные карты. Нарисуйте на бумаге два круга и попросите положить в центр одного круга не бубны, а в центр другого не черви и не пики. Меняйте задания.
И, наконец, самое сложное задание. Попросите ребенка положить направо все красные карты, а налево все десятки. Трудность возникает, когда в руке малыша оказываются десятки бубен и червей. Так подспудно мы подводим малыша к понятию перекрещивающихся множеств. Эти карты относятся и к красным, и к десяткам, значит, поможем ребенку нарисовать круги на бумаге так, чтобы они пересекались, и две десятки положим в середину.

Правила развивающей игры
Следуя этим правилам, вы поможете ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, развивать его творческие способности.
Освоение игры требует активного участия старших; когда она станет для ребенка понятна, он сможет играть самостоятельно.
Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь роскошь думать самостоятельно.
Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к более легким, уже сделанным, или временно остановить игру.
Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Виктория БОРОВЫХ

Рекомендуем!
Книги для развития: Тем, у кого есть доступ к Интернету, удобно почитать описание развивающих игр или заказать доставку пособий на сайтах: http://danilka.com, www.razvivalki.ru, www.rebenok.com.
Магазины развивающих игрушек во Владимире: "Магазин умных игрушек" – в здании ДММ на Добросельской; отдел развивающих игрушек на рынке на Чайковского (2-й этаж);
отдел "От 0 до 99" в ТЦ "Гранд".

Кстати!
В русских канониконах (руководствах для покаяния) XVII века игра в шахматы считалась грехом, хотя в Грузии шахматы были популярнейшей игрой духовенства.
Впрочем, в то же время на Руси грехом считалось изучение геометрии, астрономии и "эллинских книг". Самое интересное, что причиной запрета была элементарная ошибка, заключавшаяся в механическом переводе с греческого без понимания смысла, в результате чего возникла путаница астрономии с астрологией, геометрии с геомантией.

Личное мнение
Во что вы играете с вашим малышом?
Елена, 33 года, мама семилетнего сына и пятилетней дочки:
– У нас много всяких настольных игр. И сказки по картинкам составляем, и рассказываем, и в шашки-шахматы играем. Иногда и карты достаем. Лото очень любят. Но самая любимая игра у детей – домино! Муж с ними играет. А еще мы играем в морской бой, только не как раньше – на бумаге, а в покупной: в комплект входят два пластмассовых экрана, на которых можно разместить "стратегические объекты" – маленькие игрушечные кораблики. Чем больше играешь со своими детьми, тем меньше времени у них остается на компьютер и телевизор, поэтому я стараюсь как можно чаще играть с малышами.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике