Твоя машина. Пешехода обезопасят за счет роста штрафов

Не успел начаться 2009 год, а во Владимирской области уже зафиксирован рост ДТП с участием пешеходов. Число таких происшествий уверенно приближается к отметке 50% от общего количества аварий....

Не успел начаться 2009 год, а во Владимирской области уже зафиксирован рост ДТП с участием пешеходов. Число таких происшествий уверенно приближается к отметке 50% от общего количества аварий. А в прошлом году на долю пешеходов приходилась треть от числа ДТП.

В этом году на областных дорогах произошло 83 аварии с участием пешеходов. Под колесами машин в январе погибло пять человек, около 40 получили различные травмы.
В одном из недавних выступлений главный госинспектор ГИБДД России Виктор Кирьянов сказал, что профилактика ДТП с участием пешеходов – по-прежнему один из главных вопросов в работе автоинспекции. По его мнению, немаловажно повысить правосознание водителей.
– Большинство происшествий с пешеходами связано с отсутствием необходимых условий для пешеходного движения и, прежде всего, оборудования пешеходных переходов, их освещения, ограждения от проезжей части, – отметил Виктор Кирьянов.
Какие же меры станут действительно эффективными, и что же позволит сократить эту ужасающую статистику?

Не пропустил – плати тысячу
Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность водителей за неуважительное отношение к пешеходам. Сейчас согласно Кодексу об административных правонарушениях водителей, не пропускающих пешеходов на "зебре", наказывают максимум 100-рублевым штрафом. Руководство департамента безопасности дорожного движения и депутаты Госдумы давно говорили о необходимости более жесткого наказания. Как только законопроект будет принят, штраф вырастет на порядок, составив 1000 рублей. И это справедливо: по серьезности последствий непредоставление преимущества пешеходам гаишники причисляют к проезду машины на красный свет или к выезду на встречную полосу.
Что даст такое серьезное повышение штрафа во время кризиса? Первое – поубавится хамства на дорогах. Опасаясь ощутимого удара по кошельку, водители станут более осмотрительны во время езды, будут издалека примечать пешеходный переход, притормаживать заранее. Второе – снизится аварийность, уменьшится число смертельных случаев. Третье – поубавится количество пробок на дорогах: ведь там, где случаются аварии, образуются заторы. Правда, движение машин на городских трассах несколько замедлится, но это тоже плюс – сократится лихачество на дорогах.
С другой стороны, есть риск снижения платежеспособности нарушителей. Не всякий водитель сможет оплатить такой штраф. Хотя на этот счет гаишники подстраховались годом ранее. Неплательщиков быстро доставляют к мировым судьям, которые, по установившейся уже практике, в большинстве случаев выписывают не двойной штраф, а отправляют в спецприемник. Административный арест за неуплату штрафа может длиться от 1 до 15 суток. И таких примеров по Владимиру за предыдущий год более чем достаточно.

Инфотаблички напугают пешехода
Не так давно корреспондента "Призыва" пригласили в качестве участника прямого эфира на "Авторадио" в еженедельной пятничной передаче "День шофера". Гостем программы был начальник городского отдела ГАИ Юрий Иванов. И как раз главной темой обсуждения была ситуация с обеспечением безопасности пешеходов в областном центре.
В прошлом году во Владимире произошло 752 аварии, из них 359 – с участием пешеходов. В результате ДТП 36 пешеходов погибло, 349 – были ранены. Как видно из статистических данных, в областном центре число наездов на пешеходов еще в прошлом году перевалило за 50-процентный рубеж от общего количества аварий.
Чаще всего аварии случаются на магистральных улицах: Большая Московская, Большая Нижегородская, проспекты Строителей и Ленина, Горького, Мира. Это вполне объяснимо, поскольку на этих дорогах интенсивное движение в любое время суток, в каждую сторону идут по две-три полосы, пешеходных переходов со светофором не так много, в основном нерегулируемые, да и то не везде. Водитель норовит быстрее проехать, пешеход – поскорее перебежать дорогу.
– Взаимное неуважение водителей и пешеходов, плюс большая загруженность дорог приводит к росту аварийности. В городе только в 2007 году была построена новая дорога. Этого, конечно, недостаточно, чтобы решить транспортную проблему, – говорит начальник владимирского отдела ГАИ Юрий Иванов.
Пока местные чиновники строят планы на продолжение строительства Лыбедской магистрали, а значит, и на развитие транспортной инфраструктуры областного центра, гаишники уповают на профилактику. И надо отдать должное, с ее помощью удается достичь некоторых положительных результатов. ГАИ чуть ли не каждый месяц проводит профилактические операции на дорогах, организует занятия в школах и детских садах и конкурсы знатоков ПДД на базе юношеской автошколы. Малыши в детсадах рисуют светофоры, делают аппликацию "зебры", инспекторы ДПС разъясняют бабушкам и дедушкам правила для пешеходов. Это срабатывает.
Кстати, в прямом эфире "Авторадио" в рамках передачи "День шофера" ведущий программы Егор Захаров и корреспондент "Призыва" предложили сотрудникам ГАИ установить около нерегулируемых пешеходных переходов информационные таблички "Внимание! Опасный переход". По аналогии с табличками "Опасный участок дороги" для водителей. Начальник городского отдела ГАИ Юрий Иванов обещал решить эту задачу, прибегнув к помощи спонсоров. Так что заинтересованных просим отозваться.

У пешехода перед колесами преимуществ нет
Поразительно, но соц-опросы показывают, что некоторые водители, причем имеющие достаточно солидный стаж вождения, считают лишними нерегулируемые пешеходные переходы. Мол, есть "зебры" со светофорами, там безопаснее, а нерегулируемые переходы порождают заторы и аварии на дорогах. И, дескать, ликвидация пешеходных переходов – это новый, радикальный поворот в решении проблемы аварийности с участием пешеходов. Но, к счастью, к таким мерам власти пока не прибегают.
Хотя гаишники зачастую наравне с водителями выражают недовольство по отношению к непорядочным пешеходам. Стоит их только спросить, а много ли наездов на пешеходов, сотрудники ГАИ в один голос начинают говорить о росте числа пешеходов-нарушителей. Мол, не только водители такие бескультурные, пешеходы им еще и фору дадут. И за доказательствами ходить далеко не надо. В ГАИ ведется четкая статистика. В этом году инспекторы ГИБДД оформили по области около 8 тысяч пешеходов-нарушителей. А водителей оштрафовано – 3 тысячи.
Но это лишь цифры. А что за ними? Какие есть преимущества у пешехода перед четырехколесным "конем"? Даже при незначительной скорости и отличной реакции водителя травм пешеходу не избежать. В результате каждого наезда на пешехода практически гарантированы черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, переломы конечностей. А машине что? Ничего. Ну, железо помнется, ну, стекло разобьется, под капотом что-то в сторону уйдет. Но сколько аварий заканчиваются смертельными случаями?! Сколько таких аварий, после которых пешеходы еще полгода лежат в больнице и остаются на всю жизнь инвалидами?!
Что, кроме штрафов, профилактики, строительства дорог, может снизить аварийность?
– Сотрудники ГАИ – сторонники строительства подземных и надземных пешеходных переходов. Кроме того, нужны карманы для общественного транспорта, в частности на улице Мира, 29, на остановке "Факел". На остановках автобусы занимают полосу, что затрудняет движение, и как следствие – аварии и наезды на пешеходов. На второстепенных дорогах нет тротуаров, пешеходы идут по обочине, что тоже опасно. Еще нужны ограждения между дорогой и тротуаром. Такие небольшие заборы остались только на улице Мира. В этом году в городской программе безопасности дорожного движения запланирована реализация некоторых перечисленных направлений, – поясняет Юрий Иванов.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р. Новикова

Кстати
Знак для новичков – с 1 марта
С 1 марта начинающие водители должны установить на автомобилях единый опознавательный знак новичков.
На протяжении прошлого года идея специального знака для неопытных водителей активно обсуждалась на всех уровнях. Специальный знак "Начинающий водитель" должен быть выполнен в виде желтого квадрата с изображением восклицательного знака черного цвета. Устанавливается он сзади на автомобиле. Применяют его все водители, чей стаж меньше двух лет.
В советские годы существовала такая практика: сдав на права, водитель еще не получал полноценного водительского удостоверения. Ему выдавался временный документ на два года. Новичок мог беспрепятственно ездить, но со скоростью не выше 70 километров в час. И только через два года, если он был приличным водителем, не нарушавшим правил, ему меняли временные права на полноценные. Если за водителем числились нарушения, то ему предстояла переэкзаменовка.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике