16+

Готовим к школе детей и родителей

До 1 сентября еще больше полугода, ваш малыш только готовится к выпускному и прощанию с детским садом, а вы уже задумываетесь о том, что скоро он отправится в трудный школьный путь:Подготовить ребенка к этому "походу" за три дня до начала учебного года невозможно. Чтобы помочь малышу максимально безболезненно адаптироваться к школе, необходима системная работа. Какая? Об этом рассказывает педагог семейного центра, учитель начальных классов Анна Мицкевич.

Желание учиться, чувствовать себя взрослее и самостоятельнее наполняет ребенка радостным ожиданием. И вот долгожданный сентябрь! Прошла неделя, другая, и родители начинают замечать, что новоявленный ученик идет в школу, как на Голгофу, домашнее задание делает из-под палки, а утро начинается с возгласа: "Не пойду в школу!" В чем дело? Дело в том, что ваш ребенок попал в абсолютно новую, чужую для него среду. В такой ситуации и взрослому-то нелегко, что уж говорить о ребенке! Для него самое главное – адаптироваться, привыкнуть к новой среде, и в ваших силах помочь ему в этом.
Очень часто родители думают, что подготовить малыша к школе – значит научить его читать и писать. Но эти умения – только видимая часть айсберга. На самом деле готовность к школе – понятие объемное и многогранное.
Во-первых, ваш малыш должен быть готов к школе физиологически. В шесть с половиной – семь лет в организме ребенка происходят существенные физиологические изменения. Формируется гибкость позвоночника, нарастает мышечная ткань, увеличивается вес головного мозга, развиваются лобные доли, ответственные за формирование высших психических функций. Идти в школу лучше всего именно в этот период.
Очень важна и психологическая готовность дошкольника. Его память, внимание, мышление, логика, моторика руки должны быть развиты так, чтобы ребенок мог воспринимать информацию, поступающую от учителя. Умение удерживать свое внимание на чем-либо, выстраивать логические цепочки, перерабатывать полученную информацию и применять ее в нужных ситуациях очень пригодится вашему малышу.
Немаловажное значение имеют общеучебные навыки – умение читать, считать, писать. В современной школе это приветствуется. Процесс обучения в таком случае идет гораздо быстрее.

Мотивация
Избежать многих школьных трудностей ребенку поможет правильно сформированная мотивация. Часто можно слышать от родителей: "Вот пойдешь в школу, там из тебя сделают человека!" И бедный малыш с ужасом переступает порог школы, боясь, что методы, с помощью которых из него будут ваять человека, окажутся страшными и жестокими:
Ситуацию усугубляет еще и то, что поступление ребенка в школу – это третий и последний кризис доподросткового периода. Поставьте себя на место малыша: вчерашний выпускник садика, все умеющий и знающий, самый взрослый (по сравнению с другими детсадовцами), вдруг становится учеником – членом абсолютно другого сообщества, где он пока ничего не знает и не умеет.
Проблемы привыкания к новому статусу могут усугубить и другие причины. Труднее всего к школьной среде адаптируются дети, чьи родители изначально завышают планку требований к школьнику, нагнетают страсти, дают негативные установки. Дети, привыкшие быть в центре внимания, обижаются на учителя за то, что он не выделяет их среди прочих учеников. Трудно и тем малышам, которые с первого дня занятий начинают дополнительно посещать несколько кружков или секций.
Только чуткие и понимающие родители помогут ребенку избежать этих проблем. Как? Поддержите в малыше стремление стать школьником. Искренняя заинтересованность в его делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его нового положения. Для этого лучше всего в начале учебного года взять отпуск. Если малыш поймет, что с его трудностями считаются, он с гораздо большим энтузиазмом будет относиться к учебе. Однако не пере-усердствуйте: чрезмерное внимание может спровоцировать проявления так называемого "школьного эгоизма", когда все желания и прихоти ребенка непременно должны исполняться, иначе – "Не буду учиться!".
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Стиль обучения
Определите стиль обучения вашего ребенка.
Учеба – процесс, в котором взаимодействуют все органы чувств. Вот простая арифметика. 90% того, что малыш осваивает сам, откладывается в его памяти. Поэтому старайтесь, чтобы ребенок сам пытался сделать требуемое. 70% того, о чем мы ему говорим, ребенок усваивает. Пусть он повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, чтобы он сам ответил верно. 20% того, что ребенок слышит, он запоминает. Так что одних ваших объяснений будет недостаточно. 30% того, что малыш видит, он усваивает. Поэтому так важны наглядные картинки, поясняющий материал.
Понаблюдайте за своим ребенком во время игр, на занятиях, и вы поймете, какой орган чувств у него доминирует.
Если вашему малышу необходимо постоянно двигаться, а в разговоре он не может обойтись без жестов, то он кинестетик. Такие ребятишки учатся преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Если процесс обучения выстроить через действие, то трудностей не возникнет. Попытайтесь все свои слова сопровождать действиями.
Если основной канал восприятия вашего ребенка – зрение, то он визуал. Такой малыш с удовольствием рассматривает картинки в книгах, любит смотреть телевизор. Лучше всего он воспринимает материал в виде таблиц, рисунков, с помощью образных ассоциаций.
Аудиал усваивает информацию на слух. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а также хорошей памятью на имена и факты. Пусть ребенок несколько раз вслух проговаривает учебный материал. Попробуйте записать текст на магнитофон и прослушать его вместе с малышом.

Такой важный авторитет
Часто родители неосознанно начинают ревновать своего малыша к первому учителю. Совсем недавно дитятко смотрело вам в рот, а сейчас на ваше замечание заявляет: "А Людмила Васильевна сказала:" Поймите, на данный момент авторитет учителя для ребенка важен. Ребенок до десяти лет нуждается в таких статусных социальных фигурах. Постарайтесь понять это и поддержать уверенность ребенка в совершенстве его первого учителя, даже если вы с чем-то не согласны.
Еще один важный момент – выбор учителя. Выбирайте педагога, учитывая темперамент ребенка. Обязательно сходите на собрание в школу, где представляют учителей начальных классов. Пообщайтесь с родителями тех детей, которые уже учатся. Поверьте, в школе сегодня работают люди, всех себя отдающие своему делу.

Развиваем речь и слух (Упражнения для дошкольников)

"Поймай звук"
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, звук "к" в словах, которые вы ему назовете.

"Закончи фразу"
Начните предложения, не договаривая слово, пусть малыш угадает его окончание.
В саду растут ли:
Зимой на улице мо:
Щенок грызет ко:
В корзине много гри:
"Найди точку"

Попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой – до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.

"Накрой ладошкой"
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например, яблоко, а левой – машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.

"Выложи узор"
Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек – захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы "Н" получилась буква "П".

Виктория БОРОВЫХ

Кстати!
Самые частые проблемы при поступлении в школу: Трудно соблюдать режим (особенно это касается малышей, не посещавших детский сад). Проблемы во взаимоотношениях с учителем.
Трудности общения с одноклассниками. Ребенку не нравится учиться. Ему тяжело просидеть без движения целый урок, он не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое.

Просмотры: