Прокормит ли железный конь своего седока?

Непростые времена заставляют людей шевелиться. Многие из тех, кто уже потерял работу или опасается этого, ищут себе новое применение. Есть мнение, что наличие водительских прав и автомобиля -...

Непростые времена заставляют людей шевелиться. Многие из тех, кто уже потерял работу или опасается этого, ищут себе новое применение. Есть мнение, что наличие водительских прав и автомобиля – это выход, гарантия куска хлеба. Между тем сейчас рынок частных перевозок переполнен. Экономические неурядицы делают водительский труд более сложным, а иногда и опасным. И уж совершенно точно "золотые горы" за баранкой сегодня не заработать.

Я б в водители пошел
Тем, у кого прежде автомобиля не было, как и водительских прав, начать работу на рынке частных перевозок сегодня будет совсем непросто. Полгода и около двадцати тысяч рублей придется затратить на обучение, а потом около шестидесяти тысяч отдать за более или менее сносный отечественный автомобиль шести-семи лет от роду. Если есть накопления, это вполне по силам, вопрос, как скоро окупятся затраты. Без трехлетнего водительского стажа очень сложно найти работу в серьезной организации. Предложение заметно превышает спрос, а потому работодатель не стесняется выбирать, и здесь у новичков немного шансов. Трудиться "на фирму" сегодня выгодно тем, что есть гарантированный и стабильный оклад, но в лучшем случае не более 14-15 тысяч рублей. В "свободном плавании" тоже много не заработаешь. Сейчас только во Владимире до 2000 таксистов и еще столько же "бомбил" – нелегальных извозчиков, с которыми пытаются бороться как официальные структуры, так и сами таксисты, но уже по-свойски. Согласитесь, тесновато, учитывая, что клиентов стало заметно меньше. До недавнего времени достаточно активно развивался рынок VIP-перевозок, свадебных и прочих услуг, но сегодня и здесь тишина.
Чтобы работать и не знать проблем с законом, существуют два пути. Либо вы идете в такси, и за вас отвечает хозяин, либо оформляете ИП, регистрируетесь в городской администрации, а затем, вооружившись желтыми номерами, "шашечками" и прочими атрибутами, самостоятельно выходите на большую дорогу.

Легальные трудности
Работа в такси из достаточно прибыльного дела сегодня превращается в игру на вылет. Удержаться на плаву стоит каторжного труда, даже если перевозчик относится к числу популярных и не имеет груза кредитных обязательств.
Егор уже три года работает в одном из крупнейших владимирских такси. С октября доходы перевозчиков в среднем сократились на 30-40 процентов, и тенденции к улучшению не наблюдается. "Прежде заработать 1000 рублей в день сверх затрат на топливо и "отступных" фирме не было подвигом. Сегодня это вообще предел мечтаний. Чтобы получить больше двадцати тысяч в месяц, надо работать без выходных и по двенадцать часов", – говорит он.
Снижение минимальной цены за поездку (в среднем на 20 рублей) не привело к существенному росту спроса. Большой проблемой для Егора стали "желтые номера". Чтобы повесить их на взятый в кредит автомобиль, необходимо сообщить в банк о том, что машина используется для работы в такси. Но банк, кредитовавший нашего героя, принципиально не согласен делить с ним повышенные риски. Поэтому сегодня Егор хотя и работает в общей обойме со своими коллегами, вынужден снять шашки и фактически уйти на нелегальное положение. Официальные путевки ему больше не выписывают, потому как за подобное нарушение штрафуют не только водителя, но и директора предприятия-перевозчика. В итоге скрываться приходится и от сотрудников ГИБДД, и от банка. Получить заказ, что называется, с руки, от прохожего, стало куда сложнее. Необходимость работать по стандарту, в "полной боевой раскраске" создает и массу бытовых неудобств: желтые номера и оклейка – не спецодежда, по окончании смены не снимешь.
"Желтые номера – это требования ГОСТа, – говорит руководитель отдела автотранспортного надзора владимирского управления государственного автодорожного надзора Владимир Нуждин. – Закон надо соблюдать, к тому же внешние атрибуты – почти единственный способ отделить нелегальных перевозчиков от таксистов. Последних мы можем хоть как-то контролировать, а "бомбилы" сегодня не столько вне закона, сколько вне поля нашей компетенции".

Правовой нигилизм на дорогах
То, что наши законы существуют лишь для законопослушных граждан, не секрет для сотрудников автодорожного надзора. Выходит так, что применить санкции, спросить ответа можно лишь с тех, кто оформлен как ИП или работает в официальном такси. Но и здесь с июля текущего года вступит в силу постановление, призванное "защитить предпринимателей от излишнего вмешательства в их работу государственных органов". Инспекция отныне сможет проверять деятельность компаний-перевозчиков только один раз в три года, что фактически сводит на нет эффективность подобной меры. По официальной статистике, 92 процента правонарушений на дорогах страны происходит по вине водителей. Наиболее крупные и уважаемые владимирские компании пользуются услугами опытных автомобилистов, но немало и тех, в чьем штате люди случайные и без должного стажа. Что уж говорить о лицах, ведущих незаконную деятельность. Здесь вообще никаких гарантий безопасности для пассажира никто и никогда не даст. Поймать за руку, что называется, "взять с поличным" незаконного перевозчика практически невозможно.
Сами таксисты негодуют, но не самосуд же устраивать! Хотя эмоции, конечно, переполняют, особенно когда работа "нелегалов" ведется открыто, средь бела дня, и про нее, казалось бы, не могут не знать все соответствующие органы. Справедливости ради заметим, что знание не подкрепляется должными полномочиями. Но чего стоит хотя бы практика "частного извоза" по направлению Владимир – Радужный. По самым приблизительным оценкам пассажирооборот здесь – до 1000 человек в день. Где стоят машины, прекрасно знают все жители города-спутника и не стесняются менять гарантию безопасности на удобство и скорость.
К чему может привести безнаказанность в условиях, когда общий пирог становится все меньше, а кушать хочется всем, и водители, и инспекторы хорошо знают. "Простого решения проблем при помощи "монтажки", вот чего бы совсем не хотелось, – говорит Владимир Нуждин. – В 90-е годы такой способ борьбы за рынок был одним из самых распространенных. Остается только верить в то, что люди останутся людьми. Всегда есть более сложные, но зато цивилизованные способы выхода из любой ситуации".

Возьми с собой в дорогу
Пока дело не дошло до "монтажек", но работа за рулем все-таки сопряжена с риском. Хотя число нападений на водителей не увеличилось, ждать ухудшения подобной статистики следует. Это прямое следствие неблагополучия в обществе, а оно на фоне безработицы все чаще дает о себе знать. Криминогенные последствия неизбежны, их ждут, к ним готовятся. У таксиста Егора на вооружении газовый баллончик и стартовый пистолет, последний скорее для устрашения. Впрочем, за время работы в такси вступать в бой приходилось только с неплательщиками. На них, кстати, тоже управы не найти, разве что передать в руки право-охранительных органов, хотя это и не поможет взыскать деньги за проезд. Так что, если вы готовитесь ступить на стезю автомобилиста-профессионала, средства самообороны тоже стоит включить в графу расходов.
Впрочем, главное – не забыть взять с собой ответственность и совесть. Это, может быть, не столь полезно в плане увеличения доходов, но в деле сохранения человеческих отношений на дороге очень полезно.
Ну а в качестве краткого итога заметим, что работа на дороге сегодня ничем не хуже и не лучше любой другой, особенно в условиях, когда мало кому легко. Главное, чтобы место и человек соответствовали друг другу.

Дмитрий СКРЫПНИКОВ
Фото автора и А.Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике