Генеалогия – работа и хобби

Увлечение генеалогией в последние годы стало настоящей модой, с таким ажиотажем многие люди стремятся найти свои корни и узнать правду о далеких предках.

Увлечение генеалогией в последние годы стало настоящей модой,
с таким ажиотажем многие люди стремятся найти свои корни и узнать правду о далеких предках.

Построение родового древа
Для каждого из нас важно чувствовать себя не отдельной личностью, чей век обидно короток, а частью длинного рода из многих-многих поколений, который является частицей большой истории. "Выращивание" (а правильнее сказать – построение) генеалогического древа – не только безобидное, но и в высшей степени полезное и приятное занятие. А картина с фамильным древом на стене может превратить наше обычное жилище в настоящий пантеон предков.
Но путь к корням – неблизкий и нелегкий. С чего начать? Кого спросить? Кому писать?
– Начать нужно с опроса своих родственников, – советует Наталья Максимова, первый заместитель директора государственного архива Владимирской области. – Расспросите бабушек, дедушек, тетушек и дядюшек – кого как звали, кто на ком был женат, сколько детей было в семьях, где жили, степени родства. Конечно, устные рассказы часто носят характер легенды. Поэтому обязательно соберите все возможные документы, какие есть в семье у вас и ваших родных, – свидетельства о браке, рождении, смерти, грамоты, письма со ссылками на конкретную местность – все, что помогает установить точную географию поиска. Сходите на кладбище, перепишите даты рождения и смерти всех родных, точные имена-отчества – до бабушек и прабабушек, если есть возможность.
Этот сбор документов, конечно, займет много времени. Но только вооружившись подробными сведениями, можно держать путь в государственный исторический архив. Важно четко определиться с географией. Скажем, во Владимирском облгосархиве вам помогут, если вы располагаете сведениями о предках, родившихся в нашей области, в конкретном ее районе, до 1917 года. Если предки рождались и жили за пределами Владимирской области – пишите в исторические архивы тех территорий, откуда родом ваши предки.
Сведения о рождениях-браках-разводах-смертях в период после Октябрьской революции хранят архивы органов ЗАГС. По запросам они выдают копии свидетельств об "актах гражданского состояния", но предпочитают не называть это "восстановлением родословной". В архиве Владимирского областного департамента ЗАГС так и объяснили: "Только справки – никакой генеалогии!"

Чем глубже, тем дороже
Итак, собрав все возможные бумаги и "свидетельства очевидцев", идем в исторический архив.
Здесь нам предложат два пути. Первый – лично посидеть над документами в читальном зале, своими руками прикоснуться к истории, причем абсолютно бесплатно! Плата – лишь за дополнительные услуги (срочное копирование документов, например). Но это, конечно, для тех, у кого уйма свободного времени и жажда "поломать" глаза над каллиграфией старинных документов. Кто с этим сталкивался, тот знает: дело трудоемкое и напряженное.
Для остальных – второй путь: доверить поиск профессионалам. Разумеется, за это придется заплатить.
– Определить, во сколько вам обойдется ваша полная родословная, до начала поисков невозможно, – говорит Наталья Максимова – Это зависит от сохранности документов. Мы ищем по периодам. Самые глубокие корни, которые мы нашли, довели до 1719 года. Чаще находим предков до конца XVIII века. Стоимость зависит от "размеров" родословной: чем глубже, тем, естественно, дороже. В среднем – около десяти тысяч рублей. Иногда несколько родственников оплачивают справки в складчину. Восстановление одного родового древа специалисты выполняют примерно год. Я сама занимаюсь этой работой: людей у нас, к несчастью, не хватает, а очередь большая. Сейчас принимаем запросы на "генеалогию" на весну 2009 года, но заплатить архиву за услугу вам придется уже сейчас.

Основные документы
Свое бесценное родовое древо можно восстановить по метрическим книгам, в которых записывались сведения о рождении, браке, смерти. Велись в церковных приходах дьяконами или дьячками в 2-х экземплярах. Первый направлялся в консисторию в губернский город (потому составлялся особенно аккуратно и тщательно), второй хранился на месте, "для внутреннего пользования", отчего в нем могли встречаться небрежности и ошибки. Результат – расхождения в сведениях. По "ревизским сказкам" – переписям населения, связанным с налогообложением. Налог брали с мужских душ крестьянского, купеческого, мещанского сословий, дворовых людей. Посему в "сказках" сведения о "бабах и девках" – неполные или даже отрывочные. Дворяне и чиновники в "сказках" отсутствуют, т.к. не являлись налогооблагаемыми. В России с начала XVIII века прошло десять "ревизий", последняя закончилась в 1858 году. Почти сорок лет переписи не проводились.
В 1897 году была организована 1-я Всероссийская перепись населения, которая охватила все сословия.
Еще один путь по "Исповедным ведомостям" – книгам, в которых дважды в год записывали всех, кто бывал на исповеди. Заполненные "ведомости" направлялись в Синод. В них указывали и тех, кто на исповедь не являлся (например, раскольников), и причины их отсутствия.

Можно – по подворным спискам
– Как правило, люди довольны итогами поисков. Ведь они узнают о новых родственных линиях, о том, чем занималась семья, или даже отдельные ее члены, каким они владели ремеслом, – поделилась Наталья Максимова – Особо живописных подробностей узнать, конечно, не получится. Все-таки мы работаем с официальными документами. Как правило, не сохранились фотографии. Но, повторюсь, людям очень важно и дорого именно восстановить родовые корни и родственные связи.
Хотя случаются и курьезы. Один из заявителей был искренне возмущен, узнав, что его прямым предком был церковный дьячок. Ему такое родство показалось неподобающе "мелким".

Сословные тонкости
Многие, чего греха таить, начинают заниматься своей генеалогией с твердой верой в то, что непременно отыщут в корнях "благородий" и "превосходительств". А находят чаще всего крестьян.
Тому масса объективных причин. Крестьян в России было до 90% населения! При крепостном праве крестьяне сравнительно мало мигрировали, из поколения в поколение жили в одной местности, имели большие многодетные семьи. И главное – велся их учет, а документы бережно сохранялись.
Наталья Максимова: "Некоторые как будто стесняются своих крестьянских предков. А чего здесь можно стесняться? Это была не только самая большая по численности, но и самая нравственно здоровая и морально крепкая часть русского народа. И, кстати, далеко не каждый дворянин имеет настолько подтвержденную документами родословную, как многие крестьяне".
Уходящая в глубокое прошлое родословная из числа найденных во Владимирском областном архиве как раз крестьянской семьи из Юрьевца и Варламовых Починок. Отыскался этот "след в истории" благодаря самой первой владимирской "ревизской сказке" 1719 года.
Есть просто юмористические примеры. Например, в одной семье – три родных брата: Иван Большой, Иван Меньшой и Иван Ж. И каждый женился не по разу. И у каждого детей – уйма. И разница в возрасте у Иванов – минимальная. Попробуй не перепутай их корни и родственные связи! Вот головоломка, из которой выбраться сложнее, чем из детективного лабиринта Агаты Кристи! Но владимирские архивисты из таких "путаниц" выходят с честью.
Некоторые поиски приводят к грандиозным результатам. Бывший зам-начальника управления лесного хозяйства Владимирской области Евгений Макаров, выйдя на пенсию, занялся восстановлением своей родословной. В результате издал красочный фолиант почти на 600 страниц "Муромское Заочье" – увлекательный исторический очерк о своей малой родине и сотнях ее фамилий. Одно из муромских предприятий выступило спонсором издания.
Известный на всю страну экономист, академик Леонид Абалкин тоже обращался во Владимирский государственный архив с запросом, приезжал лично, а по итогам исследований фамильного дерева издал брошюру "Моя родословная". У знаменитого ученого предки тоже оказались "из крестьян", чего мэтр экономической науки ничуть не постыдился обнародовать, пойдя вразрез с модой на дворянство".
Поэт Андрей Вознесенский, благодаря документам Владимирского архива обнаруживший в своем фамильном прошлом кладезь тем для творчества, – это уже практически хрестоматийный пример того, к чему приводит поиск корней.

Кто это делает
Конечно, за занимательным рассказом не виден титанический труд архивистов, которые иногда по восемь часов в день буквально выкапывают из старых пыльных фолиантов то, что поможет кому-то увидеть воочию историю рода.
Да, сегодня в архиве сделан евроремонт, в кабинетах сотрудников – чисто, сухо и светло. В эти вековые стены пришел Интернет, установлен планетарный сканер стоимостью полмиллиона рублей, благодаря которому научно-справочный аппарат (описи и указатели к описям фондов), а также часть документов переведены в удобный электронный формат (а текст наконец-то стал "неубиваемым"!)
Но все-таки основное в работе архивиста – терпение, внимательность, скрупулезная и методичная работа с документами, уважение к факту, наконец, увлеченность работой и преданность архивному делу. Поэтому труд архивиста никогда не станет механизированным, и самая совершенная техника не заменит одного хорошего специалиста.
"Есть ли у меня в работе девиз? – улыбнулась моему вопросу Наталья Максимова. – Девиза нет. Просто работаю. Хобби? А работа – это и есть хобби. Я ее люблю, она мне не надоедает. Но свою родословную восстановить не получилось. Корни – не местные".

Елена ФЕДОРОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике