16+

В осенней воде кружат листья и лодки

Осень вступила в свои права, и мы все чаще задумываемся о зиме. Казалось бы, о летнем отдыхе на озерах и реках, о катании на катерах и лодках можно только вспоминать.
И если на Оке на территории области навигация закрылась 14 октября, то на Клязьме она продлится до 1 ноября. А безопасная эксплуатация маломерных судов в осенний период имеет отчетливо выраженные особенности. Осень выдвигает и свои условия плавания по нашим водоемам.
Можно понять владельцев лодок и катеров, которым хочется до конца навигации насладиться всеми прелестями отдыха на воде. Но следует помнить, что удовольствие может обернуться бедой, если не соблюдать условий безопасного плавания. Оказаться в осенней воде не очень приятно, к тому же, не рискуя здоровьем и жизнью, находиться в воде температуры + 7 градусов можно не дольше 10 минут. Так что, отправляясь даже в короткое плавание, непременно захватите спасательные жилеты. Еще одной – не лишней – мерой безопасности может стать соответствующий якорь. Бывали случаи, когда рыбака, заснувшего в лодке, стоящей на неподходящем якоре, относило далеко от места сплава. А если бы лодка была резиновой и наткнулась на торчащую корягу?
Желание промчать по темной осенней воде с ветерком, да так, чтобы зардевшаяся листва слилась в сплошную багряную кайму, пусть остается будоражащей кровь мечтой! Правила предписывают ограничение скорости при подходе к базам-стоянкам, встречным судам и к населенным пунктам до 10 километров в час.
В этот период на Клязьме заметно снизился уровень воды, а значит, судоводителям следует быть предельно осторожными – коряги, лежащие на дне, лес-топляк могут стать реальной опасностью для маломерного судна, особенно для надувной лодки. Дно реки на участке от Юрьевца до Владимира особенно сильно захламлено. К тому же на участке от Владимира до Пенкино имеются три каменные гряды: в районе кирпичного завода в восточном районе областного центра, на километр ниже поселка Оргтруд и в районе деревни Давыдово.
Не менее опасны для маломерных судов те участки реки, где еще нет песчаных отмелей – кос, но уже заметны песчаные намывы, вклинивающиеся в русло от берегов.
Но не только этим опасно несоблюдение <сезонности> для судоводителей и судовладельцев. Нарушение ч. 1 ст. 11.8 КоАП <Ограничения по району и условиям плавания> влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей.
Эта статья предписывает и соблюдение районов плавания, определенных формулой класса судна. Если, к примеру, в документе записано 5Н, то плавать можно лишь в закрытых водоемах, скажем, на Семязинском озере, при пометке 4В судно можно использовать на всех реках и закрытых водоемах области. Если вы сами затрудняетесь определить доступный для вашей лодки район плавания, обратитесь к сотрудникам ГИМС.
Водитель автомобиля не мыслит себе выезда на трассу без водительского удостоверения. Судоводитель же должен иметь при себе удостоверение на право управления ММС. В целях введения на территории области единого образца таких удостоверений и по решению МЧС РФ областная инспекция маломерных судов приступила к обмену документов. Срок действия удостоверений, выданных до 1 января 1999 года владельцам маломерных судов, истекает уже 31 декабря.
Замена удостоверения производится без сдачи экзаменов и проверки навыков практического управления маломерным судном с теми же разрешающими отметками по типам судов, которыми разрешено управлять, и разрешенным для плавания районам. При замене удостоверения на новое уплачивается государственная пошлина в размере 400 рублей.
Замена удостоверений производится на Владимирском инспекторском участке № 1 (Владимир, ул. Мира, 96, тел 21-55-02) и Муромском инспекторском отделении № 1 (Муром, ул. Набережная, 19, тел. 8-49-234- 2-22-83) во вторник, среду, четверг еженедельно с 9.00 до 17.00.
К судоводителям, отправившимся в плавание с удостоверением старого образца, государственные инспекторы ГИМС будут применять административное воздействие в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
Тем, кто весной собирается на рыбалку в теплые южные районы, где навигация начинается раньше, об удостоверении на право управления маломерным судном нужно позаботиться уже сейчас. Как выпускники автошкол сдают теорию и практику вождения, так и судоводители должны сдать не только теорию управления ММС, но показать практические навыки. А сдать <зачет> по вождению в условиях ледостава попросту невозможно. И вопрос получения желанного документа отложится до официального открытия навигации.
Так что не только телегу следует готовить зимой, но и к навигации следующего года разумно подготовиться уже сейчас. И обязательно на зиму надежно закройте от осадков свое судно, а двигатель поставьте на консервацию. И тогда плавание всегда будет счастливым.

Антон УРАЛОВ
Фото В. Ганенко