Троллейбусу – 55 лет! От водителя троллейбуса до начальника службы движения

Сергей Иванович Моисеев был одним из первых водителей владимирского троллейбуса. Работа эта была новая, незнакомая. Троллейбусный транспорт только начал появляться на улицах города.

Сергей Иванович Моисеев был одним из первых водителей владимирского троллейбуса. Работа эта была новая, незнакомая. Троллейбусный транспорт только начал появляться на улицах города.
Однако Сергей к работе оказался подготовлен. Он пришёл в троллейбусное управление, имея за плечами немалый шофёрский опыт. Закончив в 1943 году автошколу, Сергей в январе 1944 года оказался на фронте.
– В армии я попал в 76-й автобатальон. На фронтовых дорогах Украины, Польши, Румынии, Молдавии я получил большой водительский опыт. По окончании войны я еще пять лет отслужил в Германии, и тоже на машине, – рассказывает Сергей Иванович.
В 1950 году он вернулся во Владимир. Найти хорошую работу было сложно. Сначала поработал в коммунальном хозяйстве, потом во владимирском лесхозе. В июне 1952 года Сергей узнал о наборе на курсы водителей. Устроиться водителем на троллейбус посоветовала тетя Сергея – Ольга Васильевна Корнилова.
– Она нам с братом Николаем сказала, чтобы мы обязательно шли учиться, мол, дело это новое, и у нас такого транспорта раньше не было, – вспоминает Моисеев.
Сергей с братом подали заявления, но оказалось, что желающих стать водителями троллейбусов – хоть отбавляй! При отборе предпочтение отдавалось тем, кто имел жилье, служил в армии. Сергей прошёл отбор и поехал на пять месяцев в Горький на курсы.
– В ноябре вернулись во Владимир. Как раз открылось новое депо. Приятно посмотреть – кругом чисто, светло. А в троллейбусном парке стояли пять новеньких троллейбусов МТБ-82-Д, – говорит Сергей Иванович.
Когда открылось троллейбусное движение, в первые два дня сначала обкатывали линию. Пассажиров не сажали, а просто катали детей по городу. А дальше – был первый выезд на линию.
– Едешь на троллейбусе, а народ останавливается, смотрит: всё в новинку, транспорт для горожан был незнакомый. Поначалу пассажиров было не очень много, но потом привыкли и стали чаще пользоваться услугами транспорта, – улыбается Сергей Иванович.
Первый маршрут ходил от "Буревестника" до Химического завода. Сергей Иванович стал работать в паре с кондуктором Анной Ковалевой. А потом по опыту Москвы троллейбусы стали переводить на бескондукторское обслуживание, но через какое-то время кондукторов снова вернули. Видимо, кондукторов никакими кассовыми аппаратами не заменишь. К тому же при бескондукторском обслуживании многие пассажиры ездили "зайцами".
Троллейбусное управление росло, пополнялось новыми машинами. В 1953 году открылся второй маршрут, куда вскоре перевели работать Сергея Моисеева. Он работал без аварий, что в работе водителя немаловажно – очень помогал прежний шофёрский опыт. Был только один курьезный случай:
– Я тогда работал на втором маршруте. Ехал как-то у политехнического института. Впереди меня велосипедист. Я его стал объезжать, а он вдруг свернул влево, и тут я задел его. Выскочил из кабины белый как полотно. Велосипедист испугался не меньше моего. К счастью, он отделался легким испугом, лишь немного ушибся.
Развивалось троллейбусное хозяйство, двигался по служебной лестнице и Сергей Моисеев. Сначала его назначили водителем-наставником. Когда в управлении открылись курсы вождения, он стал преподавать на них, обучал мастерству вождения молодых ребят, готовил новых специалистов. Потом его поставили начальником второго маршрута. А через некоторое время освободилось место начальника службы движения.
– Меня вызвал начальник троллейбусного управления Николай Николаевич Брицов и предложил работать на этой должности. А это ответственная работа, в подчинении – 500 человек: водители, кондукторы, слесари, контролеры, кассиры. Я, конечно, сразу отказался, побоялся, что не справлюсь, ведь образование у меня – всего 7 классов, – говорит Моисеев.
Однако начальник обещал помочь и в конечном итоге уговорил. Несмотря на все опасения, Сергей Иванович с новой работой справился. Он навёл порядок с дисциплиной, добился ежеквартального выполнения плана, сумел решить вопрос с общежитием для водителей.
– Водителей всегда не хватало, – рассказывает Моисеев. – Работа не из лёгких, поэтому многие не выдерживали и уходили. Вставать приходилось чуть свет, ложиться поздно, праздников нет, да и выходных тоже. Плюс к этому – невысокая зарплата. Я пошёл к начальнику троллейбусного управления и говорю: "Николай Николаевич, что делать? Нет водителей!"
Хотя желающие устроиться в троллейбусное управление были. Во Владимир приезжали водители из Калуги, Ленинграда, Горького. Однако на работу их не брали, так как у них не было городской прописки. Сергей Иванович начал активно искать общежитие, ходил по всем инстанциям. Подходящее помещение нашлось не сразу. В Красном селе по настоянию пожарников закрыли клуб. Председатель горисполкома Роберт Магазин разрешил выделить это помещение под общежитие. Сергей Иванович со своими коллегами отправился на осмотр:
– Мы увидели большой бревенчатый дом. Нам он сразу понравился. Начальник выделил команду инженеров-строителей, и вскоре там сделали ремонт.
Так проблема была решена, приезжие водители получили жилье и прописку.
На должности начальника службы движения Моисеев проработал семь лет. А потом вновь стал начальником второго маршрута. Подобная перестановка была вызвана приходом в троллейбусное управление нового начальника:
– Он со мной не сработался, наши мнения часто шли вразрез. На многое я просто не мог закрывать глаза. Вот и перевели меня на прежнюю должность. Так я и вышел в 1986 году на пенсию начальником второго маршрута.
В общей сложности в троллейбусном управлении Сергей Иванович Моисеев проработал 34 года. Рассуждая об особенностях нынешнего троллейбусного движения, он считает, что сейчас работать водителем намного сложнее:
– Такое движение, что и аварий не избежать. Народ не дисциплинирован, переходит дорогу в неположенных местах. Автобусы подрезают троллейбусы… А раньше на дорогах было куда спокойнее, поэтому и аварии случались намного реже.
Свою работу в троллейбусном управлении Сергей Иванович вспоминает часто. Правда, обычно с грустью, ведь с каждым годом его коллег в живых остаётся всё меньше. Особенно тех, кто, как и он, был у истоков троллейбусного движения во Владимире.

Текст: Ольга Назарова.
Фото: из семейного архива Сергея Ивановича Моисеева.
г.Владимир.

Былое

Как я катался на владимирском троллейбусе

На владимирском троллейбусе я впервые проехался летом 1953 года, будучи в областном центре проездом из Москвы в Гусь-Хрустальный. Мой поезд отходил только вечером, и у меня в запасе был целый день, чтобы прогуляться по старинному городу, где до того я был только один раз – летом 1944 года, когда верующий дедушка возил меня, семилетнего, на службу в Успенский собор.
Я сел на неуклюжий троллейбус МТБ-82-Д производства завода им.Урицкого, и мы медленно поплыли по неровной мостовой: сначала к Золотым воротам, а потом дальше к Ямской (ныне проспект Ленина) до Казанской церкви, где был разворот. За билет я заплатил сначала 20 копеек, а потом после каждой новой остановки доплачивал ещё по 10 копеек. В общей сложности, чтобы доехать до конечной остановки, пришлось заплатить рубль. На обратном пути я вышел в центре, чтобы прогуляться по городу пешком.
Переехав весной 1964 года во Владимир, я стал часто ездить на троллейбусе. В парке троллейбусного управления к тому времени уже имелись более современные, быстрые и вместительные машины ЗИУ-5. А последний троллейбус марки МТБ я видел во Владимире в 1972 году. Он медленно плёлся по улицам, и его обгоняли даже запряжённые лошадьми телеги.

Текст: Вячеслав ЮДЕНИЧ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике