Без атомного двигателя человек вряд ли полетит на Марс

Без атомного двигателя космическая программа пилотируемых космических исследований NASA Constellation невыполнима. Официальная цель проекта - новый полёт человека на Луну, а затем и на Марс, однако при предполагаемом...

Без атомного двигателя космическая программа пилотируемых космических исследований NASA Constellation невыполнима. Официальная цель проекта – новый полёт человека на Луну, а затем и на Марс, однако при предполагаемом использовании для этих целей обычных ракетных двигателей "американской миссии будет трудно попасть на Марс, и стоить эта программа будет в 10 раз больше, чем система, базирующаяся на атомной энергии", заверяет российский инженер Николай Толяренко, возглавляющий магистерскую программу Международного института космоса, штаб-квартира которого находится в Страсбурге.

– Соединённые Штаты сделают ошибку, если и дальше будут развивать обычные ракеты для продолжения освоения космоса, – утверждает российский инженер. Толяренко представил в Королевской академии наук и искусств в Барселоне доклад по случаю 50-летней годовщины запуска первого спутника. Тот легендарный спутник положил начало золотым годам космической гонки между Россией и Соединенными Штатами, для которых запуск стал полной неожиданностью.
Толяренко говорил и о будущем освоения космоса, сделав акцент на ключевом вопросе – типах двигателей. Он упомянул об альтернативах атомной энергии, в частности, об использовании солнечных элементов, отметив, что "мы уже 10 лет их ждем, это очень сложно". Также он высказал мнение о возможности разработки турбовентиляторных двигателей:
– К сожалению, они будут слишком слабы для тех грузов, которые будет необходимо перевозить.
– Всё это вопрос денег, так как нынешних инвестиций в развитие новых подходящих для освоения космоса двигателей недостаточно, – отметил он. Технологии сегодняшнего дня позволяют перевозить грузы весом от 5 до 10 тонн, но этого мало, потому что, если хочешь полететь на Марс, надо иметь возможность перевезти более 100 тонн. Если удастся умерить общественные опасения перед использованием атомного двигателя, сказал Толяренко, менее 100000 млн долларов будет достаточно для того, чтобы через 10 лет подготовить демонстрационный полет.
– Технология доступна, дело только за финансированием, – сказал он.
По мнению инженера, сейчас может начаться вторая космическая гонка, прежде всего между США и Китаем (если его технологическое развитие будет идти теми же темпами), Россией и, возможно, Европой. Однако Россия, по его словам, должна прежде оправиться от жуткого десятилетия с 1992 по 2002 год, когда космические технологии практически не развивались:
– С прошлого года Россия инвестирует 700 млн евро в год.
Какую роль может сыграть Европа? Российский инженер считает, что задержка реализации программы навигационных спутников "Галилео" и негибкая система принятия решений со стороны стран-членов Европейского космического агентства противоречат интересам Европы.
За 50 лет космический сектор очень изменился. Толяренко объяснил, что СССР использовал очень практичные и простые решения для изготовления и запуска первого спутника, построенного всего за несколько месяцев. Русские, когда узнали об этом, очень гордились достижениями страны, а американцы были поражены.
– Это было неожиданностью и эмоциональным потрясением для общества, – сказал он. Если бы не запуск спутника, юбилей которого отмечается сейчас, не было бы ни космической гонки, ни программы "Аполлон", в результате которой человек ступил на Луну. Американцам было необходимо быстро и эффективно ответить на вызов, поэтому первые 25 лет космической гонки были наиболее плодотворными. Толяренко посетовал, что "в последней четверти века в космосе не произошло практически ничего примечательного".

Хоан Амброхо.
Фото из архива редакции.

Индонезийский "хоббит": отдельная порода людей

Три кости левого запястья, вероятно, станут причиной нового поворота в давней дискуссии вокруг так называемых индонезийских "хоббитов" и подтвердят гипотезу о том, что они были скорее представителями отдельной низкорослой разновидности людей, чем людьми современного типа с отклонениями в физическом развитии.

Три года назад газетные заголовки во всем мире были посвящены находке профессора Майка Морвуда из University of New England и его коллег. В пещере Льян Буа на индонезийском острове Флорес они обнаружили останки Homo floresiensis, возраст которых составляет 18 тыс. лет.
Этого близкого родственника современного человека, рост которого составлял всего 3 фута (около 1 метра), вслед за персонажами толкиеновского "Властелина колец" прозвали "хоббитом". Высказывалось предположение, что он является представителем ранее совершенно не известной породы людей. Размер его мозга был сравним с таковым у шимпанзе.
С тех самых пор ведутся споры. Одни полагают, что кости принадлежат одному из пигмеев, потомки которого до сих пор живут на острове. Другие придерживаются мнения, что это останки особой разновидности людей, которые жили здесь 120-10 тыс. лет назад. Кто-то предполагает, что они страдали микроцефалией – заболеванием, основной симптом которого заключается в недоразвитости головного мозга.
Исследование Мэттью Точери из Национального музея естествознания смитсонианского общества трёх окаменевших костей запястья ископаемого человека показывает, что они имеют примитивное строение, отличающее их от аналогичных частей скелетов Homo sapiens и неандертальца, что говорит о том, что эти останки принадлежали представителю отдельного подтипа людей.
Запястье "хоббита" практически неотличимо от запястья африканской обезьяны. Ничего подобного ни у современного человека, ни у неандертальца не наблюдается.
– В настоящее время готовится новая работа на материале находки в пещере Льян Буа, – сообщил Daily Telegraph профессор Морвуд. – Представители этого подвида гоминид расселились из Африки до того, как возник наделенный рослым телом и большим мозгом Homo erectus.

Роджер Хайфилд.
Рисунок из архива редакции

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике