Надо жить ради учеников

Руфина Зубанова почти 40 лет проработала учителем русского и литературы в Гусь-Хрустальном. Она была единственным педагогом, которая умудрялась находить общий язык даже с теми учениками, которых ее коллеги...

Руфина Зубанова почти 40 лет проработала учителем русского и литературы в Гусь-Хрустальном. Она была единственным педагогом, которая умудрялась находить общий язык даже с теми учениками, которых ее коллеги называли отъявленными хулиганами. Но к Руфине Александровне дети настолько хорошо относились, что когда из-за болезни у нее начали отказывать ноги и ей было трудно самой добираться до школы, ребята каждое утро буквально под руки вели педагога на работу, а после занятий провожали домой.

Потомкам в наследство
Сейчас Руфине Александровне 78 лет. Она не ходит почти 10 лет, но, несмотря на возраст и болезнь, по мере сил продолжает педагогическую деятельность. Например, по телефону консультирует современных учеников, разъясняя материал или рассказывая, как правильно писать сочинение. А еще, желая поделиться опытом с молодыми коллегами, Руфина Александровна пишет книги. Ее первое творение, редактором которого был завгороно Гусь-Хрустального, так и называлось – "Потомкам в наследство". Книга вышла тиражом в 200 экземпляров и была бесплатно роздана по школам Гуся. Сегодня готова рукопись второй книги. Дело за малым – найти деньги на ее издание.

После смерти мужа не хотела жить сама
По словам Руфины Александровны, педагогическая деятельность – главное, что есть в ее жизни. После того, как умер муж – еще совсем молодым – именно работа дала Руфине Александровне сил жить дальше:
– На производстве, где работал муж, случился взрыв, и Саша погиб. Ему было только 28 лет. У меня на руках осталось двое маленьких детей. Старшему, Толику было 8 лет, а младшей Наде – 3 года.
Руфина Александровна тогда впала в такую сильную депрессию, что была не похожа сама на себя. Когда они познакомились с Александром, обоим было по 18 лет – Руфина иногда помогала матери-активистке вести профсоюзные дела. И однажды они вместе пошли по домам сотрудников завода, чтобы узнать, не нужна ли кому помощь. В одной из квартир Руфина увидела красивого парня, подшивавшего валенки. "Надо же, какой рукастый", – пронеслось в голове у девушки. Парня звали Саша. Он был студентом Авиамеханического техникума. Через 2 года они поженились. Жили дружно, и казалось, ничто не сможет омрачить их семейного счастья:
Полгода после смерти мужа Руфина Александровна каждый день ходила к нему на могилу. Ей было плохо – она, невзирая на двух маленьких детей, подумывала даже о том, чтобы наложить на себя руки.
– Меня спас Сергей Николаевич Овсяников, завуч 13-й школы, где я тогда работала, – вспоминает Руфина Александровна. – Он со мной чуть ли не каждый день вел беседы и убеждал, что я не имею права оставлять семью. Он заставил оглянуться на детей, а потом – и на учеников. И я с головой ушла в работу.

К каждому ребенку нужен свой подход
Классы Руфине Александровне всегда доставались самые трудные, такие, от которых отказывались все остальные учителя.
– А я с такими детьми всегда находила общий язык. Работала в большинстве с мальчиками, и очень любила их, потому что, несмотря на то, что они были в школе самые бандиты, но они еще – и самые хорошие люди. Главное – установить с ними контакт. Мне это удавалось. Ребята постоянно были у нас в квартире, мой дом был их вторым домом. Даже родители начинали ревновать своих детей ко мне. Отец одного из учеников однажды сказал мне: "Вы отнимаете у меня сына. Он приходит из школы домой, наскоро пообедает, и бежит к вам".
Руфина Александровна говорит, что она никогда не относилась к ученикам как к хулиганам. Если ребенок грубит, то это от того, что у него неприятности, и ее задача – разобраться в проблеме и помочь. Но никогда не стоит отвечать на хамство хамством. Если вдруг кто-то из ребят на уроке выходил за рамки приличий и нецензурно ругался, Руфина Зубанова не переходила на крик, не грозила вызвать родителей к директору. Она действовала по-другому.
– Я ласково спрашивала: "И это ты такое мог сказать? Ты такие слова знаешь? Просто удивил меня". Класс начинал смеяться, подтрунивать над парнем, и он чувствовал себя неловко.
Каждый раз к новому классу приходилось подыскивать свой ключик. Обычно Руфина Александровна объединяла ребят вокруг общего дела. Например, с одним классом она создавала школьный музей Михаила Калинина. Ребята собрали много материала, и впоследствии музей получил статус музея союзного значения II степени. Одновременно с документами о Калинине ученики собирали информацию о героях Сталинградской битвы. В основном это были письма и фотографии фронтовиков. Часть собранного материала школьники потом даже отослали в музей Волгограда.
– Мы с ребятами вели переписку с одной дивизией. Ее герои рассказывали в письмах о сражении в Сталинграде, о трудностях военной жизни. Но никто никогда не хныкал, не падал духом. Все боролись за каждый клочок земли, мстили за погибшего товарища. Эта работа воспитывала в детях любовь к Родине, защитникам Отечества, желание быть такими же смелыми, верными сынами и дочерьми своей страны.
Еще с одним классом Руфина Александровна выиграла областной конкурс "Отряд + вожатый". Главным призом стала поездка в Артек на целую смену. Педагог говорит, что конкурс объявили очень кстати, потому что Руфина Александровна как раз ломала голову над тем, как сплотить ребят и как заставить их учиться.
– Я когда этих детей в первый раз увидела, подумала: "Боже мой! Как же с ними работать?" И тут "Отряд + вожатый". Я предложила детям "Хотите участвовать? Я сделаю все, что смогу, но и от вас многое нужно: и хорошо учиться, и участвовать в общественной жизни".
Ребята поддержали. Потом я обратилась за помощью и к их родителям. Во-первых, общая работа сплотит пап и мам с их чадами. А во-вторых, дел действительно было очень много, и родители нам здорово помогали.
Успеваемость в классе тогда резко повысилась. Ребята организовали комиссию, которая следила за тем, чтобы все выполняли домашнее задание. Не дай Бог, кто-то из одноклассников получал двойку. Его оставляли после уроков и заставляли выучить не усвоенный материал, а затем пересдать.
Класс Руфины Александровны 3 года участвовал в конкурсе, и 2 раза подряд побеждал. За первую победу учеников наградили поездкой в Артек, за вторую им дали 33 барабана для отряда барабанщиков.

Меня помнят даже родители учеников
– Чтобы не отдаляться от собственных детей, занимаясь все время учениками, я подключала к работе и Толика, и Надю. Толя вел в школе фотокружок для мальчиков, а Надя – кружок вышивания для девочек. Моя дочь такая хорошая рукодельница, что один из мальчиков, увидевших, как здорово Надя вышивает, сказал: "Я не хочу заниматься фотографией, а хочу научиться вышивать".
А еще ей в работе помогали не только собственные дети, но и: собака. Немецкую овчарку, которую за ее добродушный нрав все называли "диванной болонкой", обожали все ученики Руфины Александровны.
– Я старалась привить ребятам любовь к животным, к природе, уважение к родителям. Это все как раз и есть задачи педагога. Учеба – тоже важно, но и все остальное нельзя запускать. Учитель должен быть Человеком с большой буквы. И он должен жить для ученика. К сожалению, многие современные учителя занимаются только "урокодательством".
Ученики и их родители до сих пор не забывают Руфину Александровну: поздравляют с праздниками, навещают, а иногда делятся с ней урожаем с собственных огородов.
– Узнали вот, что у внучки свадьба, и даже для свадебного стола везли нам овощи, – улыбается Руфина Зубанова. – Такое внимание всегда приятно.

Текст: Анастасия ВРАНЦЕВА.
Г. Гусь-Хрустальный.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике