18+
Погода: +3,8°C
Курсы валют: $00 00

Заправь железного коня вчерашним борщом

26.04.2007

Фантастическое будущее, когда железные механизмы начнут отнимать еду у людей, уже наступило
В Америке – устойчивый рост на кукурузу. Из нее делают экологически чистое топливо биоэтанол, которого потребляется все больше. Казалось бы, чем больше "зеленого" топлива, тем чище будет наша планета? Но не все так просто – рост цен на кукурузу уже поставил на грань рентабельности животноводство, которому, чтобы выжить, придется повышать цену на мясо.

В Москве на прошлой неделе тоже обсуждали перспективы этанола в России – вся европейская научная элита собралась на конгресс "Топливный Биоэтанол-2007". Выяснилось – перейти на экологически чистые технологии в России пока сложно. Минус в том, что мы остаемся на обочине технического прогресса. Плюс в том, что хоть и в грязной атмосфере, но мы все-таки не будем думать над тем, съесть бутерброд самим или скормить его машине.

На конгрессе была озвучена мысль, которую в России многие продолжают считать фантастикой: скоро весь мир будет ездить на спирте (биоэтанол) и растительном масле (биодизель). Дорожающую нефть призвано заменить доступное и возобновляемое сырье: кукуруза, свекла, сахарный тростник, пшеница, рожь и прочие злаки. Чтобы "прокормить" миллионы автомобилей, россиянам придется уйти в поля.

Конечно, сейчас говорить о дефиците зерна не приходится: Россия ежегодно экспортирует около 10, 5 млн. тонн зерна. Но если мы перейдем на биоэтанол, об экспорте придется не только забыть, но и многократно увеличить посевы (из 20 млн. тонн зерна получается 7 млн. тонн этанола).

Ученые, чтобы сделать двигатель внутреннего сгорания экономичнее и экологичнее, экспериментируют над разными типами альтернативного топлива. В качестве замены бензину пытаются использовать не только водород и воду, но даже рыбий помет и водоросли. У всех ведущих автопроизводителей есть прототипы, ездящие на биотопливе. Да и не только прототипы, например, в Германии стопроцентный биодизель продают около 2 тысяч заправок.
По оценке Volkswagen, к 2030 году доля биотоплива составит 15-20%. Однако на территории экс-СССР пока существует лишь один завод по производству биоэтанола – в Казахстане. Биоэтанол производится там в небольших количествах.

Плюсы альтернативного топлива:
– заправка им автомобиля сулит глобальные экономические и экологические выгоды: уменьшение зависимости от импорта топлива, уменьшение выбросов углекислого газа, развитие аграрного хозяйства – производить топливо для машин сможет не только тот, у кого есть скважина над нефтеносным слоем, но и любой деревенский дядя, вырастивший картошку.
– Стремительно растет доля машин, требующих высокооктанового (более 92) топлива, грядет законодательное введение топлива Евро-4 и выше. Использование экологически чистого топлива позволит автопроизводителям вывести на наш рынок автомобили с дизелями, работающими на биодизеле;
– спиртовое топливо полезно для двигателя: добавление в бензин биоэтанола в концентрации до 10% позволяет повысить его детонационную стойкость и снизить содержание токсичных ароматических углеводородов.
"Минусы":
– спирт расслаивается при низких температурах, что не подходит для нашего климата.

Что же не позволяет прямо сейчас перейти к практическому использованию биоэтанола в качестве моторного топлива?
Главная причина, по мнению ученых, это российское алкогольное законодательство. Существующий в нашей стране акциз на спирт (в отличие от стран Евросоюза) делает невозможным развитие внутреннего рынка биотоплива. Пока не будут приняты поправки в Налоговый кодекс, и любые спиртосодержащие жидкости будут у нас считаться выпивкой, мы будем ездить на бензине.
Но не можем не отметить и некие причины ментального характера, заставляющие с осторожностью подходить к переводу всех авто на спирт. До питья бензина, конечно, пока не доходит, потому что он невкусный, но если запустить спиртовое топливо, то где гарантия, что кто-нибудь в поисках стакана на опохмел не опустошит заправленный этанолом бензобак соседа и затем не отправится в мир иной.

По материалам Интернета подготовил Виктор АЛЕХИН.
Фото Рудольфа НОВИКОВА.
г. Владимир.

Обсуждение закрыто.