Народовластие в России: версия ХХI века

ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ 131-й закон. Это словосочетание уже стало нарицательным - Федеральный закон N131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" сегодня...

ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

Народовластие в России: версия ХХI века

131-й закон. Это словосочетание уже стало нарицательным – Федеральный закон N131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" сегодня – один из наиболее обсуждаемых обществом документов. По сути, этот документ прописывает принципы организации повседневной жизни каждого россиянина: жителя города, района, села. Как управляется населенный пункт, откуда берутся деньги в его бюджете, за что отвечает тот или иной руководитель, с кого спрашивать жителям за организацию работы всех социально необходимых структур – все это 131-й закон.
Прошел год с начала его реализации. Сегодняшний проект нашей газеты мы решили посвятить как раз анализу правоприменительной практики этого документа. Возможно, многим нашим читателям материалы, напечатанные сегодня, покажутся слишком наукообразными или скучными. Если так – то зря. Закон этот касается каждого из нас и с каждым годом будет касаться еще больше.

Почему этот закон так важен?

Проблема местного самоуправления сегодня приоритетна. Увы, но российскому обществу свойственна пассивность. Население привыкло, что им командуют, а потому не настроено отстаивать свои интересы. А власть каждый раз указывает на эту пассивность, утверждая, что в стране ничего сделать нельзя без централизованного управления сверху.
Между тем, по Конституции, высшим носителем власти в РФ является наш народ. Закон №131 предоставляет всем нам возможности и механизм реализации этого нашего права. Без этого в России невозможно построение современного гражданского общества как объединения каждого на благо всех.

Плюсы и минусы закона

Сказать, что правоприменительная практика устраивает всех, нельзя – закон "сырой", а кроме того, пока что подразумевает несколько вариантов его осуществления, в зависимости от конкретных особенностей того или иного субъекта Федерации. Поэтому ответ, плох закон или хорош, зависит от психологической позиции разных людей – стакан наполовину пуст или наполовину полон?
Очевидный плюс – постепенный переход к финансовой самостоятельности и бюджетной независимости органов местного самоуправления от региональной власти. Но тут же и минус – пока что далеко не все муниципальные образования в России экономически состоятельны и самодостаточны.
Второй плюс – закон внедряет в стране поселенческую модель. То есть жители конкретного поселения сами выбирают свою власть и имеют (должны иметь) право непосредственным образом влиять на ее решения. Однако в этом же и минус – появились муниципальные образования как бы двух сортов – с неравными правами и возможностями.
Третий плюс – в законе подробно прописано гражданское участие в управлении территорией. Задача власти – гарантировать это своим гражданам. Здесь пока очевидные проблемы – и дело даже не в нежелании властей делиться полномочиями, а в нежелании жителей эти полномочия брать. А власти до сих пор не решили, надо ли за уши втаскивать людей в демократию?
Но базовая логика закона правильная: у местного самоуправления есть функции, под которые они должны зарабатывать деньги по определенным правилам. При этом исполнение ими государственных полномочий должно оплачиваться из государственного бюджета.
Второе – в тех субъектах РФ, где региональная власть задушила инициативу на местах, закон станет шагом вперед – он дает юридические гарантии существования местного самоуправления.
И третье – 131-й закон исключает опасность ликвидации местного самоуправления в России в принципе. Концептуально речь идет не просто об отказе от идеи вертикали власти, но о ее демонтаже.

Больше чиновников?

Один из мощных аргументов против закона состоит в том, что усиление местного самоуправления увеличит количество чиновников и депутатов, причем – не самого высококвалифицированного уровня.
Да, рост бюрократии есть. Но иногда он – просто неизбежное следствие появления новых прав. Появляются новые права – появляются и обслуживающие их чиновники. Почему горожане имеют право на бюрократию, а село – нет?

Два краеугольных камня

Многие говорят, что закон провалится, если не решить проблему справедливого распределения налогов. Вместе с развитием твердой доходной базы придется бороться за передачу наиболее оптимальных налогов муниципалитетам и за то, чтобы субъект не имел права насильственного присоединения районов. Это, так сказать, экономическая база развития местного самоуправления в России.
А социально-моральной базой закона должно стать вовлечение большинства россиян в управление той территорией, на которой они живут. Все, барин больше не приедет и никого не рассудит. У нас появился инструмент, который позволяет принимать решения нам самим.

Евгений Максимов.
Фото из архива редакции.
г.Владимир.

ЦИФРА НОМЕРА
127 муниципальных образований сформированы и действуют во Владимирской области согласно ФЗ №131.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике