Главная трудность
– ранний подъем
Третьекурсник Олег Орешкин в этом году впервые попал в студотряд. Говорит, что всему виной – любопытство, очень хотелось узнать, что такое студотряд. Вместе еще с десятью студентами ВлГУ он ездил в сельхозлагерь "Корчагинец".
– Всего в смене было 200 человек, – рассказывает Олег. – Нас всех разбили на отряды, принцип формирования которых очень прост – географический. Был владимирский отряд, гусь-хрустальный, муромский, гороховецкий, меленковский и т.д. Народ попался хороший, дружный. Не скажу, что мы общались только "со своими", наоборот, старались сдружиться и с теми, кто приехал из других городов Владимирской области.
Смена, в которую попал Олег, длилась месяц, с 20 июня по 20 июля. Вставали в 6:30, завтракали и затем ехали работать на поле. Около восьми утра все были на "рабочих местах". В обязанности "корчагинцев" входила прополка овощей – моркови, капусты, лука. Пололи до двух часов дня, после чего всех увозили обратно в лагерь, где в столовой для тружеников полей уже были накрыты обеденные столы. После обеда ребята отдыхали. Вечером обычно проводились спортивные мероприятия и дискотеки. В час ночи – отбой. Правда, мало кто ложился спать в это время. Все хотели погулять подольше.
По словам Олега, в лагере для него ничего не было неожиданностью. Говорит, именно так ему все и представлялось – будет возможность и заработать, и отдохнуть.
– Правда, немного тяжело было вставать по утрам, – сетует командир отряда ВлГУ. – Но на поле выходили все – симулянтов не было.
Некоторые, самые младшие обитатели "Корчагинца", тем, кому по 15-16 лет, иногда жаловались на свою тяжкую долю. Поля для них были слишком длинными, а время работы – нескончаемым. Студентам труд каторжным не казался, разве что работа немного нудновата, но с этим можно мириться. Из всех овощей неприятнее всего было полоть капусту, особенно если работать выходили после дождя.
– Огромные листья-лопухи, которые не дают почве просохнуть, поэтому с поля приходили все сырые и грязные, – делится впечатлениями Олег.

Общение
– главная цель
– Когда ребятам предлагают поехать в студотряд, то первый вопрос, который они задают: "А сколько мы сможем заработать?" – говорит проректор по учебно-воспитательной работе и социальной политике ВлГУ Анзор Саралидзе. – Изначально, конечно, студентов интересуют деньги, но затем меркантилизм отходит на второй план и для ребят самым главным становится общение.
– Так и есть, – подтверждает Олег. – Мы все сдружились. Перед отъездом из лагеря обменялись телефонами и совсем недавно встречались своим отрядом – ходили гулять в Городской парк. Многие, кто был в этом году в "Корчагинце", приезжают туда уже не первый раз. Если получится, то я на следующий год тоже съездил бы туда с удовольствием.

Удовлетворение
и материальное,
и духовное
Во ВлГУ нынешним летом действовал 31 студотряд, в которых ребята выполняли самую разную работу. Был сельхозотряд, стройотряд, сервисный отряд, отряд по благоустройству территории университета и т.д. В основном, студотряды формируют только на лето, однако один из них действует до сих пор. Возле 3-го, "Р"-корпуса, студенты строят парковые и пешеходные дорожки. Сейчас ребята сочетают и учебу, и работу.
– Для студентов – это возможность заработать. И за работу действительно нужно платить. Мало кто будет хорошо трудиться на голом энтузиазме, – рассказывает Анзор Михайлович. – Хотя бывают и исключения. Например, совместно с Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием мы разработали проект строительства часовни рядом со вторым корпусом ВлГУ. Вот на такое дело можно отправлять социальный отряд, где студенты будут получать не деньги, а духовное удовлетворение.

Дайте еще один трактор!
В прошлом году студенты ВлГУ ездили в совхоз "Ставровский" убирать морковь. Анзор Михайлович приезжал их проведать.
– Подхожу, спрашиваю: "Какие у вас проблемы?". Думал, будут говорить, что холодно, негде руки помыть, негде пообедать и т.д. Но жалобы оказались совершенно неожиданными: "Анзор Михайлович, скажите им, чтобы еще один трактор дали. А то с одним неудобно. Пока он разгружается, мы простаиваем". После этой поездки мы отобрали трех ребят – передовиков, которые выполняли свою работу лучше, чем другие, и представили их на благодарность городской и областной администрации. А чуть позже я со студентами встречался, они меня спрашивают: "Куда-нибудь еще можно поехать?" И ведь так всегда получается: когда ребят только просишь поработать, кажется, что им это не надо, а как только возьмутся за дело, входят во вкус, – утверждает Анзор Михайлович.

Я в вожатые пойду, пусть меня научат
Ребята из студотрядов ВГПУ, как и положено будущим педагогам, имеют дело исключительно с подрастающим поколением. Студенты работают вожатыми в пионерских лагерях. Кстати сказать, стать вожатым не так просто. Одного желания здесь мало, к вожатскому делу, как и любому другому, должен быть талант. Ряды вожатского отряда ВГПУ или, правильнее сказать, педотряда "Сталкер" пополняются каждый год. Происходит это так.
– Обычно в марте мы проводим день открытых дверей, – рассказывает помощник ректора по воспитательной работе Татьяна Разумовская. – На этих встречах мы рассказываем собравшимся, что представляет из себя работа вожатого. Показываем имеющиеся у нас фото и видеоматериал, даем возможность пообщаться с уже состоявшимися вожатыми. А затем предлагаем всем желающим примкнуть к нашим рядам.
По словам Татьяны Владимировны, в вожатые обычно записывается по 500-600 человек, но в конечном итоге из этого списка остается не так много студентов.
– Сначала мы отсеиваем первый курс, потому что ребята еще слишком молодые, у них еще не сформировано педагогическое мышление, поэтому для вожатской работы они не подходят. Максимум, что мы можем им предложить, – поехать в лагерь в качестве обслуживающего персонала. С пятым курсом мы тоже почти не работаем, поскольку это неэффективно: ребята сдают госэкзамены, а затем выпускаются из вуза. Таким образом, мы проводим отбор студентов, а затем начинаем формировать их в отряды по заявкам, – говорит Татьяна Владимировна.
Как только организационные моменты позади, открывает двери "Школа вожатых", где каждый отряд в течение пяти дней с 15:00 до 20:00 постигает тайны вожатского ремесла. Программа "Школы вожатых" отработана до мельчайших деталей: теоретический, правовой и методический блоки. А также практика, на которой проходят тренинги.
– За эти пять дней видно, как ребята меняются: становятся более раскрепощенными и более общительными, – рассказывает Татьяна Разумовская. – После "Школы вожатых" начинается следующий этап подготовки, который подразумевает формирование отряда как конкретной единицы. То есть нужно продумать форму вожатых, отправить ребят на медосмотр, получить медкнижки и т.д.
Особенность педотряда "Сталкер" в том, что ребят готовят к работе вожатого не каждого в отдельности, а командой. Поэтому когда студенты едут устраиваться в лагерь не по одному человеку, а целой командой, то им и адаптироваться проще, и лидерские качества проявляются быстрее.

Главное
– взаимопонимание
с детьми
Мария Иванова учится на 3-м курсе худграфа. Первый раз поехала работать в лагерь после первого курса в качестве обслуживающего персонала. Работала в медкорпусе, убирала помещение. Иногда помогала вожатым с оформлением декораций.
– То, что я учусь на худграфе, здорово помогло мне сдружиться с вожатыми, потому что если ты не двигаешься, не крутишься, то обслуживающий персонал сам по себе, вожатые – сами по себе. Я пробыла в лагере три месяца – все лето, а после этого попала в студсовет ВГПУ. Здесь Татьяна Владимировна уговорила меня попробоваться в качестве вожатой.
Самое страшное, по словам вожатых, взять на себя полную юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей.
– Но, слава Богу, никаких страшных вещей в моей практике не случалось, – вспоминает Маша. – Главное – с самого начала установить контакт с ребятами, найти с ними общий язык и наладить дисциплину, тогда проблем никаких не будет. Если дети тебя уважают, если они тебя слушают и слышат, то они никогда не сделают того, что делать нельзя.
Евгений Костин, студент второго курса факультета психологии – самый юный вожатый. Татьяна Владимировна говорит, что по Жене было сразу понятно: из него выйдет отличный воспитатель подрастающего поколения. И Женя стремится к этому:
– Я работал и с маленькими детьми, и со старшими ребятами, которым по 15-17 лет. Мне кажется, никаких различий в работе нет. И у тех, и у других есть свои проблемы, просто они немного разного характера. И в том, и в другом случае важно установить хорошие отношения, заслужить уважение, чтобы ребенок или подросток чувствовал, что вы для него – значимый человек. Тогда все получится.
Маша, которая тоже работала как на младших, так и на старших отрядах, утверждает, что со взрослыми работать интереснее, хотя и сложнее:
– У них переходный возраст и множество проблем. Мне хочется им помочь, потому что я сама через все это прошла. Поэтому, когда общаешься с ребятами, учишься гибкости, терпению, пониманию. Они постоянно проверяют тебя на прочность, это тяжело, но вместе с тем безумно интересно, – уверяет Маша. – Трудность еще и в том, что у нас небольшая разница в возрасте. С одной стороны, ребята тебя уважают, с другой – хотят с тобой побрататься. И очень важно сохранить субординацию и при этом остаться им другом и человеком, которому они по-прежнему могут доверять.

Детская любовь подкупает
Студент пятого курса юрфака Алексей Кострюков в общей сложности проработал в пионерлагерях 12 смен. Первый раз попробовал себя в качестве вожатого на втором курсе и буквально влюбился в эту профессию:
– Я сам ездил в детстве в лагерь, и мне нравилась сама атмосфера общения между детьми и вожатыми. Сейчас – все то же самое. Дети настолько искренни, что это не может оставить равнодушным. В конце смены ребята стоят и плачут и не хотят уезжать, подбегают, обнимают, кричат: "Звони, пиши", – все это, конечно, ужасно трогательно. Мы с детьми и в течение года поддерживаем отношения. Вот сейчас, например, все деньги на мобильном телефоне уходят только на разговоры с бывшими подшефными, – улыбается Алексей.

Анастасия ВРАНЦЕВА.
Фото предоставлены участниками трудотрядов.
г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике