К школе надо привыкнуть

ПСИХОЛОГИЯ Новый учебный год - это не только новые знания. Каждый ребенок, "выдернутый" из летних каникул (а то и из детского сада), должен быть психологически готов к тому,...

Для всех
Как справедливо поет в своей песне "Лето – это маленькая жизнь" знаменитый бард, для детей лето – то же самое. Помимо отдыха у бабушки в деревне или на берегу южного моря, новых знакомств и ярких впечатлений, летние каникулы несут с собой то, что мешает потом детям учиться в школе. Это отсутствие режима, привычка поздно ложиться и поздно просыпаться и главное – ничего не делать, а все три месяца наслаждаться беззаботной жизнью.
Взрослые люди знают, как тяжело бывает втягиваться в работу после отпуска. На этой почве иногда даже развиваются депрессии, которые отражаются и на работе, и на состоянии человека в целом. А теперь представьте, что вы на целых три месяца окунулись в отдых, безнадежно забыв о работе, но потом приходится к ней вновь возвращаться. То же самое чувствуют и дети.
Поэтому, когда они идут 1 сентября в школу, кроме радостно-волнительных эмоций, они испытывают страх перед тем, что необходимо будет перестроиться на новый – уже рабочий лад. Им необходимо время на адаптацию. В идеале, конечно, было бы постепенно приучать своего ребенка к режиму, чтобы вхождение в школьный процесс не было резким, а потому менее болезненным.
Однако, если вы этого не сделали, сейчас думать поздно (но можно применить такую практику в следующем году). А вот, что сделать самое время теперь – это понять своего ребенка и оказать ему необходимую помощь. С точки зрения психологии, особо в ней нуждаются три категории школьников: первоклассники, пятиклассники и старшеклассники.

Для первого класса
Возраст 7 лет считается кризисным периодом в жизни человека. Во-первых, он связан с тем, что ребенок начинает вступать во взрослую, как он думает, жизнь. С потерей детской непосредственности возникает такое поведение, как манерничанье, кривляние – своего рода защитная реакция. Во-вторых, с приходом в школу начинается совершенно новый этап.
С первых дней возникают многочисленные трудности, которые он должен преодолеть. Новый режим, новые обязанности, новый коллектив сверстников. Представляете, что ощущает малыш? Это как из жаркой избы – в ледяную прорубь.
Однако психологи уверяют: при правильном полноценном развитии малыша в дошкольном возрасте он не может не хотеть идти в школу. Если ему дали "доиграть" в этот период, он смог брать на себя в игре функцию взрослого: был "врачом" или "водителем", "парикмахером" или просто "мамой". Желание стать взрослым живет в каждом ребенке чуть ли не с рождения. И вот школа – как раз тот этап в жизни, который наконец-то позволяет ему реально (а уже не играючи!), выполнять взрослые дела. Теперь он – "как большой": ходит каждый день трудиться, выполняет задания "руководства" (учителя), имеет свои собственные принадлежности. Здесь родителям очень важно придавать сбору портфеля и подготовке к следующему школьному дню статус ритуала. Дайте ребенку почувствовать, какое важное дело он выполняет, и что вы уважаете его обязанности, как обязанности взрослого человека.
Чтобы адаптацию к школе малыш пережил наиболее успешно (а от этого, кстати, будет зависеть его успешность в дальнейшей учебной деятельности), психологи дают и такие рекомендации. Нельзя "бросать" ребенка в этот период в трудной ситуации, рассчитывая, что он должен самостоятельно с ней справиться. Однако вредна и другая крайность – удушение его инициативы. С пониманием следует отнестись и к его стремлению сделать все "как сказала учительница" – это как раз связано с особой ценностью правил и норм для новоиспеченного школьника. Сетования и опасение по поводу несовершенства учителей и школьных программ следует отложить до лучших времен.
Практика показывает, что период адаптации у первоклассников при благоприятных условиях длится около 2 месяцев (всю первую четверть, а иногда и весь первый год). Его успешность во многом зависит и от учителя. Если первоначально интерес у ребенка к школе есть, педагогу придется приложить много усилий, чтобы он в дальнейшем не блокировался. По большей части поддержка мотивации основывается на том, чтобы показать ученику возможность его роста и делать акцент на успехах. Учебный процесс следует организовать так, чтобы ребятишки испытывали чувство удовлетворения от своей работы и радость преодоления трудностей в познании нового.

Для 5 класса
Новый этап в школьной жизни ребенка – переход в 5 класс. Это связано с тем, что он делает шаг от начального звена к среднему. И этот шаг приносит много нового. Во-первых, теперь ученик будет сидеть не в одном (в своем родном!) кабинете, а бегать по разным классам в течение всего дня. Это требует от него гораздо большей самостоятельности, которая вначале хотя и "пьянит", но потом оказывается нелегким грузом. Во-вторых, ребенок привыкает к тому, что у него есть собственное место в классе – таким образом он "очерчивает" свою личную территорию. А с переходом в другие кабинеты это место теряется. В-третьих, в этой новой жизни появляется другое стрессовое переживание – "потеря первого учителя" (не менее родного, чем кабинет). Педагоги, кстати, и сами скучают по своим подопечным, не в силах мгновенно с ними расстаться. В некоторых школах даже вводят такую практику: учитель становится классным руководителем у своих любимцев в 5 классе. Или педагоги, к которым в следующем году должны прийти новые детки, знакомятся с ними заранее и постепенно, чтобы адаптация происходила более спокойно и легко.
Родители, в свою очередь, должны со своей стороны сделать все необходимое, чтобы их малышу было легче прижиться в новых условиях. Первое, что следует, – это внимательно следить за новой жизнью ребенка, а также его психическим и физическим состоянием. Постоянно интересоваться (но не навязчиво) его достижениями и проблемами, переживаниями по поводу взаимоотношений с учителем и со сверстниками.
Понятно, что на работе своих проблем по горло, и на полноценное общение с ребенком может не хватать ни сил, ни времени. Но это наши дети, и незаинтересованность их жизнью потом будет иметь гораздо более серьезные последствия.
Если в первое время у ребенка будет потеря аппетита или плохой сон – ничего страшного, все это следствие адаптации. Но если эти физиологические нарушения затягиваются или, того хуже, ребенок начинает постоянно болеть, то это первый сигнал для родителей. Значит, в школе что-то не в порядке, поэтому необходимо выяснить, в чем основная причина такого состояния. Либо учитель вымещает на него свою злобу из-за неудавшейся личной жизни, либо одноклассники недолюбливают за слишком высокую успеваемость – в общем, надо разбираться и не пускать все на самотек.

Для 10 класса
Этот этап, опять же, сопровождается стрессами, поскольку после 9 класса одни дети уходят из школы, другие – остаются. Классы, как правило, переформировываются: "А" сливается с "Б", "В" сливается с "Г" и т.д. Да еще и о поступлении в вуз пора задумываться.
Кроме того, этот период как раз попадает на еще не закончившийся переходный возраст, которого дети ждут с нетерпением, а родители – с ужасом. Но, чтобы преодолеть неизбежно возникающие проблемы, мамам и папам необходимо понимать, что творится в душе их взрослеющего чада.
А ему действительно тяжело. Помимо "гормональной бури", которая происходит в организме на физиологическом уровне, возникают и серьезные психологические изменения. Подросток уже не хочет быть ребенком, но еще и не может быть взрослым. Потому в этот период особенно опасно разговаривать с ним как с маленьким или неуважительно относиться к его выбору – будь то зеленые волосы или рваные джинсы. Это совсем не тот период, когда человек нуждается в советах, ему необходимо лишь безоценочное выслушивание его проблем. Поэтому с критикой надо быть особенно осторожными, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок, протестуя, не убегал из дома или не напивался до беспамятства.
С переходом в 10 класс ребят также начинают волновать и другие, уже "взрослые" проблемы. Примут ли меня новые знакомые? Нравлюсь ли я противоположному полу? Этот период чреват повышенной тревожностью, подавленностью, депрессией. Поэтому задача родителей – не требовать чего-то от своих детей, а понять и поддержать их. Поверьте, они будут вам благодарны.

За помощь в подготовке материала благодарим директора Центра бизнес-психологии и психологического консультирования Ирину Васильевну Плаксину.
Адрес Центра: г. Владимир, пр-кт Ленина, 35-б.
Тел. 8-905-144-54-52.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике