Какие перемены ждут нашу школу?

Это традиция – перед началом нового учебного года работники образования собираются и обсуждают итоги года минувшего и задачи предстоящего. 2005-2006 учебный год стал для образования выдающимся: он принес с собой большие перемены в рамках нацпроекта, которых ждали много лет. Чего достигли владимирские школы в этот период и что их ожидает?

Много ли денег вложено?

По признанию директора департамента образования Владимирской области Михаила Корешкова, расходы на образование достигли почти 30% от консолидированного бюджета области. Много ли это? Для сравнения: по всему Центральному федеральному округу нет ни одного такого высокого показателя.
В прошлом году удалось совершить прорыв – 100 млн.руб. вложили в безопасность образовательных учреждений. Немалые средства израсходованы на приобретение учебно-наглядных пособий. В целом материальная база однозначно улучшилась.

Сколько школ в Интернете?

В этом плане наша область тоже в числе передовиков. На 1 компьютер приходится 28 человек. В 125 школах области уже имеется выход в Интернет. А в этом году в рамках нацпроекта мы заявлили подключение еще более 460 школ к Интернету. Подтверждение на это уже получено, осталось ждать.
Однако, несмотря на это, обычный выход в Интернет считается днем вчерашним. Задача будущего – создание школьных сайтов, для того, чтобы население области могло получать свободный доступ к необходимой информации. А одно из нынешних достижений – открытие образовательного портала Владимирской области.

Какие предметы будут "главными"?

Один из важнейших компонентов образования – базисный учебный план. Сегодня четко расставлены акценты по распределению часов в школах – определены предметы, которые станут приоритетными. Они сильно изменились в сравнении с предыдущими годами и полностью соответствуют новой политике государства.
Мы наконец-то осознали, что наши дети скудно владеют родным языком, а все больше используют в своей речи слэнг инородного происхождения. Что они почти не знают собственную историю. Что слабы физически и не понимают значение слова "патриотизм".
Поэтому отныне главными предметами, которым отдадут больше времени, станут русский язык, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, начальная военная подготовка, экономика, историческое краеведение.
К слову, в краеведческих конкурсах школьники Владимирского региона стабильно занимают призовые места.

Как сдали ЕГЭ?

На тему единого государственного экзамена в период его введения было сломано немало копий. Но, как бы то ни было, самые главные преимущества ЕГЭ – независимость и прозрачность – остались неоспоримыми.
Итоги нынешнего года показали, что выпускники Владимирской области прошли это испытание достойно.
Общие результаты таковы: русский на "4" и "5" сдали 56% школьников. Из них больше всего владимирских, кольчугинских и ковровских ребят, а меньше – гороховецких и юрьев-польских. Кстати, их "коллеги" по всей России справились с этим заданием хуже – там на "хорошо" и "отлично" ЕГЭ по русскому сдали лишь 49%.
С математикой – обратная ситуация: по России эта цифра – 46%, а по Владимирской области – 42%. Среди наших ребят лучше всего в знаниях арифметики зарекомендовали себя выпускники из Петушинского района, округов Кольчугино и Мурома. В числе аутсайдеров – Судогодский район.
Оценки независимых экспертов в целом совпали с оценкой департамента образования. Задача следующего года – расширение эксперимента, его организационное, информационное и экономическое обеспечение.

Почему уходят педагоги?

По словам Михаила Корешкова, областной департамент образования уделяет большое внимание улучшению условий работы педагогов. На зарплату направляется более 50% общих расходов образования области. Средний заработок учителя возрос в сравнении с прошлым годом на 27%. Во многих районах установлены льготы по содержанию детей работников образования в детсадах. В четырех территориях региона: Вязниковском, Ковровском, Гусь-Хрустальном и Суздальском районах – выплачиваются единовременные пособия молодым специалистам в размере 2-3 окладов.
– Все эти меры способствуют уменьшению оттока молодых специалистов и увеличению числа педработников с высшим образованием, однако это кардинальным образом ситуацию не меняет, – признает Михаил Корешков. – Средняя зарплата сегодня едва 4600 рублей. Среди работников образования области пенсионеров больше, чем в России, на 4%. 88% педагогов – женщины (в России – 81%). К сожалению, из системы образования области педагоги уходят, и нам пока не удалось остановить этот процесс.

Полина СТАДЗИНСКАЯ.
Фото Рудольфа Новикова.
г.Владимир

ДУХОВНОЕ
Образование начинается с духовного возрождения

Юбилейный, 15-й учебный год, 1 сентября открывает владимирская школа "Возрождение". За это время из ее стен вышли 12 выпусков молодых людей, 90% из которых продолжили свое образование в вузах. Причем, не только Владимира и Москвы, но других городов мира.

Этот высокий процент обусловлен, пожалуй, тем, что с ребятами занимаются почти индивидуально. Если в обычном классе среднестатистической школы обучается по 20-30 человек, то здесь – до 10. Учителя спрашивают всех ребят каждый день, и от этого знания сохраняются надолго.
Школа интересна еще и тем, что большой упор здесь делается на духовно-нравственное развитие ребенка.
– Освятить, одухотворить, наполнить смыслом жизнь каждого, вступающего в земную жизнь – вот задача педагогики, – считает бессменный директор школы "Возрождение" Наталья Сульман. Помимо стандартных общеобразовательных предметов, в этом учебном заведении преподаются "Чтение на распев", "Речь и музыка", "История православия".
Особая задача педагогов – развитие речи и мышления детишек. Уникальный курс "Вхождение в слово", разработанный Натальей Сульман и преподающийся много лет, позволяет ребятам соприкоснуться с таинством древних языков. Учащиеся изучают основы церковно-славянского, латинского языков, эврита.
– Наши дети знакомятся с происхождением букв и слов в языках, на которых говорили и писали первые христиане. Ребята проявляют такой интерес к этому, с увлечением выписывают каждую буковку, что понимаешь: на уровне генетической памяти им открываются духовные пути.
Среди тех, кто учится в школе "Возрождение", есть больные ребята – с церебральным параличом, с сахарным диабетом, с болезнями сердца, да и просто те, кто не был принят в кругу своих сверстников.
– Такие детишки обычно замыкаются в себе, и нужно очень много усилий, чтобы их раскрыть. Только уделяя много времени, заботясь и показывая свою любовь, учитель может вывести такого ребеночка на правильный путь и сделать его полноценным человеком, – считают педагоги.

Полина СТАДЗИНСКАЯ. г.Владимир.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Правда жизни

Как ощущает на себе изменения в образовании после объявления о соответствующем нацпроекте обычный провинциальный педагог, всю жизнь посвятивший школе? Этот вопрос мы задали преподавателю физики средней школы №3 Юрьев-Польского Галине Федуловой.
– Определенные подвижки у нас в образовании появились. Это в особенности касается технической составляющей. Компьютеров стало гораздо больше. И это большой плюс – наши детишки теперь будут еще более развитыми.
Изменилось отношение к учителю. На августовской конференции, куда были приглашены работники образования всей области, мы почувствовали к себе большое уважение со стороны властей. Как нас встречают и награждают – а это делал сам губернатор Николай Виноградов. Какой праздник устроили в преддверии учебного года – замечательный концерт подготовил Владимирский губернаторский симфонический оркестр под руководством Артема Маркина. Всем так понравилось это выступление, что наши женщины-педагоги собрали все подаренные им цветы и вручили их дирижеру.
На отношение не пожалуешься. А вот что касается надбавок… У меня, к примеру, со всеми доплатами не набегает и 4 тысяч рублей, минус налоги. Да, сейчас добавили денег за классное руководство. Но у каждого ли учителя есть класс? И в каждом ли классе такое количество учеников, чтобы учитель получал надбавку за классное руководство?
Сейчас рождаемость низкая, детей меньше, количество часов сокращается. Поэтому выше одной ставки все равно, как правило, не получается. Сумма надбавок – 100-300 рублей. А жить на 3 с лишним тысячи невозможно.
Если даже не говорить об элементарных потребностях, учитель должен быть привлекателен. Во-первых, это внешний вид. Ходить в лохмотьях не хочется – ученики не поймут. А чтобы купить новый костюм, нужно отказать себе в питании.
Во-вторых, дети сегодня очень развитые. Чтобы "обгонять" их, нужно постоянно покупать новую литературу, посещать выставки, ходить на экскурсии. Я в театре, например, уже много лет не была.
В-третьих, учитель должен отдавать ребятишкам свое вдохновение. А где его взять? Вот хотела этим летом съездить куда-нибудь отдохнуть, набраться новых впечатлений и заряда энергии. Так и осталась дома сидеть, узнав, сколько нынче стоят путевки. А ведь 1 сентября на носу! К детям нужно идти в бодром состоянии, с новыми силами и радостными чувствами. Разве они виноваты в нашем положении?

Полина СТАДЗИНСКАЯ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике